Вопросы и задания к пункту параграфа
1. Какие цели изначально преследовала государственная власть, поддерживая церковную реформу Никона?
Государственная власть изначально стремилась к тому, чтобы объединить все восточные православные церкви под главенствование патриарха Московского.
Добавить текст Вернуть оригинал2. В чём вы видите причины разногласий между патриархом и царём? Кто и почему победил в споре «священства» и «царства»?
Думаю, что главной причиной разногласий между патриархом и царём была борьба за власть, а точнее кто кому должен подчиняться: светская власть – церковной или наоборот. В споре «священства» и «царства» победило «царство», т.е. светская власть. Это связано с традициями самодержавной власти в России, когда православная церковь фактически подчинена воле государя.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 244
Вопросы и задания в конце параграфа
1. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Что изображено на картине? Объясните, почему население было обеспокоено проведением реформы.
Добавить текст Вернуть оригиналНа картине изображено изъятие и уничтожение старых богослужебных книг. Население обеспокоено проведением реформы, потому что не понимало её значения и негативно воспринимало всё то, что подвергало изменению существующих церковных порядков. Т.е. простые люди видели в изменениях процедуры богослужения отступление от веры.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Определите хронологический порядок событий:
1) начало старообрядческого раскола;
2) осада Соловецкого монастыря;
3) «Славная революция» в Англии;
4) избрание Никона патриархом;
5) церковный собор с участием восточных патриархов.
Правильный ответ: 4, 1, 5, 2, 3.
3. Сформулируйте не менее трёх задач церковной реформы. Какие предложения о проведении преобразований, отличные от позиции патриарха Никона, были высказаны в тот период?
Добавить текст Вернуть оригиналК задачам церковной реформы относятся: заменить старые богослужебные книги новыми, внести изменения в существующие церковные обряды, повысить авторитет русской православной церкви среди восточных православных церквей.
Добавить текст Вернуть оригиналОтличными от позиции патриарха Никона было предложение протопопа Аввакума о сохранении существующих церковных обрядов и богослужебных книг.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Какие последствия имела церковная реформа Никона? Была ли она оправданна? Аргументируйте свой ответ.
Церковная реформа привела к существенному расколу в российском обществе, а также к многочисленным и совершенно не нужным жертвам. Думаю, она оправдана не была, поскольку цена за её проведение была слишком высока.
Добавить текст Вернуть оригинал5. В чём заключались противоречия между царём и патриархом? Назовите не менее двух противоречий. Почему стало возможным отстранение Никона от власти? Укажи те две причины.
Добавить текст Вернуть оригиналПротиворечия между царём и патриархом, с одной стороны, были борьбой за первенство в государстве между светской и церковной властями, а с другой – личным противостоянием (Алексей Михайлович слишком тяготился духовным руководством со стороны Никона, как в своё время Иван Грозный устал от наставлений протопопа Сильвестра, и стремился к абсолютной власти).
Добавить текст Вернуть оригиналОтстранение Никона от власти стало возможным, потому что многие церковные иерархи (архиепископы, епископы, архимандриты) были недовольны церковной реформой и с радостью воспользовались возможностью устранить её инициатора. Также смещению Никона способствовало участие в церковном соборе 1666 – 1667 гг. двух восточных патриархов.
Добавить текст Вернуть оригинал6. Сравните взгляды на православие (церковные догматы, обряды, ритуалы) патриарха Никона и протопопа Аввакума. Укажите, что было общим в их взглядах, а что различным.
Добавить текст Вернуть оригиналОбщим во взглядах на православие патриарха Никона и протопопа Аввакума было то, что они выступали за сохранение истинно православных ценностей и крайне враждебно относились к западным нововведениям. Различие состояло в том, что Никон осознавал необходимость реформирования Русской православной церкви, а Аввакум считал за должное сохранить все как есть.
Добавить текст Вернуть оригинал7. Что общего вы можете выделить в характерах и судьбах патриарха Никона и протопопа Аввакума? Личность кого из них вас заинтересовала и почему?
Добавить текст Вернуть оригиналНа мой взгляд, общим в характерах патриарха Никона и протопопа Аввакума была решительность, абсолютная уверенность в своей правоте и бескомпромиссность. Общим в их судьбе было то, что они оба, находясь во враждующих лагерях, в итоге потеряли все из-за своих религиозных убеждений и отсутствия желания идти хоть на какие-то уступки.
Добавить текст Вернуть оригиналПо правде говоря, меня заинтересовала личность патриарха Никона. Прежде всего то, что поначалу он был другом и политическим союзником царя Алексея Михайловича, но в конце концов стал его непримиримым врагом. Такая метаморфоза меня очень сильно удивляет своей необычностью.
Добавить текст Вернуть оригинал8. Сравните спор между протестантами и католиками и разногласия между никонианами и старообрядцами. Что можно увидеть общего, а в чём заключаются различия этих противостояний?
Добавить текст Вернуть оригиналОбщим в этих спорах было то, что одним из пунктов преткновения были споры вокруг церковных обрядов (одним из важнейших камней преткновения между протестантами и католиками, как и между никонианами и старообрядцами, были споры вокруг самой процедуры богослужения). Различие этих противостояний состояло в том, что спор между никонианами и старообрядцами был в рамках единого вероучения (и те, и другие были сторонниками православия), а католики и протестанты отстаивали различные взгляды на религию, что в итоге привело к созданию отдельных церквей (католической и протестантской).
Добавить текст Вернуть оригинал9. Составьте в тетради простой план ответа по теме «Церковная реформа патриарха Никона».
1) Предпосылки и причины церковной реформы;
Добавить текст Вернуть оригинал2) Стратегический замысел патриарха Никона;
Добавить текст Вернуть оригинал3) Реализация планов Никона;
4) Появление старообрядчества;
5) Раскол российского общества;
6) Конфликт между царём и патриархом;
7) Основные итоги церковной реформы.
10*. Существует следующая оценка церковной реформы: «Церковная реформа патриарха Никона способствовала прогрессу в развитии русского общества». Поддерживаете ли вы такую оценку? Своё мнение обоснуйте фактами.
Добавить текст Вернуть оригиналКатегорически не поддерживаю данную точку зрения. Церковная реформа не внесла ничего принципиально нового в православное вероучение, а её результаты были скорее отрицательными. Нововведения Никона способствовали расколу в тогдашнем российском обществе и неоправданным человеческим жертвам. Всего этого можно было избежать, если бы церковные иерархи оставили всё как было.
Добавить текст Вернуть оригинал11*. Подготовьте сообщение на тему «Старообрядческие самосожжения: мифы и реальность» (для поиска информации используйте интернет-ресурсы).
Добавить текст Вернуть оригиналОбщеизвестным фактом является то, что представители старообрядческой церкви отличались чрезмерной набожностью и религиозным фанатизмом. Первые последователи данного учения считали, что после исчезновения на земле «истинного священства и таинств» спасти свою душу можно лишь личным подвигом или личным самоотречением, таким как лишение себя жизни. Поэтому акт самоубийства рассматривался старообрядцами не как смертный грех, а как очищающий душу подвиг.
Добавить текст Вернуть оригиналМученическая смерть через самосожжение (т.н. «гари») воспринималась старообрядцами, в первую очередь, как средство соблюсти веру, сохранить ризу крещения от осквернения, не погубить плодов покаяния. Требование мученической смерти считалось обязательным для каждого, так как считалось, что никому нельзя избежать печати Антихриста.
Добавить текст Вернуть оригиналВо второй половине XVII в. самосожжения среди старообрядцев действительно получили широкое распространение. Причем практиковались не столько индивидуальные, сколько коллективные самоубийства. По подсчётам историков, в этот период в самосожжениях приняло участие не менее 8 тысяч человек. Самым массовым стало самосожжение в Тюменском уезде 24 октября 1687 г., в котором погибло около 300 человек. А в 1699 г. сжёг себя с 100 приверженцами князь Петр Петрович Мышецкий, преследуемый правительством за распространение слуха о том, что царь Пётр I является Антихристом. Однако, начиная с XVIII в. новое поколение старообрядцев начало отходить от этих жестоких традиций. Случаи самосожжения случались всё реже и реже. Таким образом, самосожжение среди старообрядцев стало скорее исключением, чем практикой.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://journals.indexcopernicus.com/api/file/viewByFileId/1901406
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://knife.media/self-immolation/
https://www.dissercat.com/content/massovye-samosozhzheniya-v-staroobryadchestve-xvii-xix-veka-praktika-i-dogmatika
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://coollib.net/b/381371-maksim-viktorovich-pulkin-samosozhzheniya-staroobryadtsev-seredina-xvii-xix-v
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://human.snauka.ru/2013/10/4051
Стр. 244
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа.
Почему церковный раскол стал трагической страницей в истории России?
Церковный раскол стал трагической страницей в истории России, поскольку привел к неоправданным и совершенно ненужным жертвам.
Добавить текст Вернуть оригиналГлава ІІІ
Россия при первых Романовых
Параграф 26. Переяславская рада. Война России с Речью Посполитой