Решебник по истории России 7 класс Черникова | Страница 114

Авторы:
Год:2021
Тип:учебник
Серия:история России

Страница 114

Содержание

Темы проектов

1. Идея царской власти на Руси и её обрядовое оформление в первой половине XVІ в.

Во времена Средневековья большое значение имел статус правителя государства, который воплощался в его титуле. В Западной Европе нередко принципиальным обстоятельством было то, кем именно является монарх: императором, королём или герцогом. Это положение дел часто имело последствие не только для судьбы монаршей династии, но и для всего государства в целом. На Руси издавна основным титулом был князь, а верховный правитель был великим князем – т.е. первым среди равных.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В процессе объединения русских земель вокруг Москвы росло значение и авторитет великого князя московского. К началу XVI в. он уже не воспринимался как просто «первый среди равных», а занимал исключительное положение, выше и могущественнее любых, даже самых родовитых князей из различных уголков обширной земли русской. Таким образом назрела необходимость, чтобы русские правители обладали исключительным титулом, который возвышал монарха над всеми остальными подданными.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Традиционный и самый распространенный в Европе титул «король» – не подходил для России, поскольку был характерным для католических государств. Тем более новоиспечённые короли (например, в Польши, Венгрии или Швеции) были обязаны получить благословения от римского папы, иначе их статус не признавался бы другими европейскими странами. Такое условие было неприемлемо для православной Руси. Поэтому и появилась идея учреждения титула «царя». Именно так издавна древнерусские летописцы называли византийских императоров. Тем более, что теория монаха Филофея «Москва – третий Рим» прямо подчёркивала преемственность российской государственности от некогда могущественной Византии.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Развязка произошла 16 января 1547 г., когда по инициативе митрополита Московского и всея Руси Макария великий царь Иван IV был венчан на царство. При этом, глава Русской православной церкви уделил огромное внимание внешнему церемониалу. Понимая, какое значение имеет обрядовое оформление такого важнейшего в истории России события, он специально изучил документальные источники и организовал церемонию по некогда существовавшему византийскому образцу. На голову юного Ивана IV митрополит возложил Шапку Мономаха – непосредственный символ преемственности власти византийских императоров и первого российского царя.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Такая связь автоматически повысила авторитет Ивана IV, сделав его не первым среди князей, а лицом недосягаемого уровня. К тому же принятие российским монархом царского титула имело определённое внешнеполитическое значение, поскольку возвышало его над всеми европейскими королями и уравнивало его статус с императором Священной Римской империи. Также «венчание на царство» сделало российского государя неограниченным правителем внутри страны, что еще больше увеличило разрыв между правителем и его подданными и стало основанием для установления самодержавия.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Таким образом, учреждение царской власти в России не было случайностью, или только идеей митрополита Макария, а было вполне логичным результатом исторических процессов. Тем самым прямо утверждалось, что Россия является непосредственным и единственным наследником Византийской империи.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-stanovleniya-tsarskoy-vlasti-v-rossii/viewer

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://tvoiklas.ru/ustanovlenie-zarskoi-vlasti/

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://examer.ru/ege_po_istorii/teoriya/carskaya_vlast

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Вопрос о церковном землевладении в правительственной политике XVІ в.

К концу XV в. Русская православная церковь сосредоточила в своих руках огромные земельные ресурсы. Это обеспечивало ей богатство и даже определённую самостоятельность. При этом церковные землевладения по своему статусу практически не отличались от боярских вотчин. Согласно существующим на то время традициям, государь не мог отобрать эти земли, и они сохранялись за церковью без всяких условий.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Однако с начала XVI в. отношение светской власти к церковному землевладению серьёзно изменилось. В это время окончательно закрепляется служилый характер светского землевладения, как поместного, так и вотчинного. Это значит, что земля становится важнейшим ресурсом, которым государство рассчитывается за службу с дворянством. А церковная земля – земля неслужилая. Поскольку земельный фонд, находившийся в руках государя, был ограничен, то дальнейшее расширение церковного землевладения могло происходить только в ущерб служилому землевладению, что могло привести к уменьшению численности русского войска и ослаблению обороноспособности государства.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В таких условиях ограничение или даже отмена церковного землевладения стала чрезвычайно актуальной. Нарушить это древние права и привилегии православной церкви было очень непросто. С другой стороны, московские государи понимали, что в случае успеха, церковь потеряет свою самостоятельность и будет полностью подконтрольна государственной.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Изменения в законодательном регулировании церковного землевладения начал ещё Иван ІІІ, который незадолго до смерти предложил конфисковать абсолютно все церковные земли и перевести церковь на государственное содержание. Однако реализовать на практике свой замысел он не успел. Новый правитель, Василий ІІІ был настроен менее радикально. Тем более, что ему нужна была поддержка церкви в процессе объединения русских земель и лишние конфликты с церковными иерархами могли стать существенной проблемой.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Вопрос церковного землевладения был решён уже во времена Ивана Грозного, соответственно с приговорами высшего органа церковной власти – Освящённого собора в 1551 г., 1572 г. и 1581 г. Все они были приняты под давлением светской власти и преследовали интересы служилого сословия. В 1551 г. передача вотчин в монастыри по завещанию оставалась в силе, однако дальнейшие покупки земель монастырями и епископскими кафедрами были запрещены. При нарушении этого требования государство могло конфисковать земли. В 1572 г. права церкви по приобретению новых владений были ещё более ограничены –могли получать по завещанию только мелкие монастыри. Окончательно расширение церковного землевладения было остановлено в 1581 г. Церковь навсегда потеряла возможность получать земельные наделы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Таким образом, ограничение церковного землевладения отражало стремление власти расширить земельный фонд для раздачи поместий дворянам и фактически означало полное подчинение Русской православной церкви российским монархам, подчинение узких церковных интересов общегосударственным.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

https://www.sedmitza.ru/lib/text/436492/

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://cyberleninka.ru/article/n/otnoshenie-rossiyskogo-gosudarstva-k-tserkovnomu-zemlevladeniyu-vo-vtoroy-polovine-xvi-nachale-xvii-vv-1

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://hist.bobrodobro.ru/30444

3. Местничество и служебные назначения в Российском государстве в XVІ в.

Местничеством в Российском государстве называли существовавшую систему распределения должностей в зависимости от степени знатности рода. Т.е. весь государственный аппарат формировался исключительно в зависимости от происхождения человека. Незнатный человек не мог претендовать на высокие посты или ответственные должности.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Наибольшую выгоду система местничества приносила московским боярам и потомкам бывших удельных князей. В свою очередь, она не соответствовала интересам служилых людей, поскольку являлась главным препятствием для тех, кто стремился показать себя, сделать карьеру. И это неудивительно, поскольку в таких условиях назначения на военные и государственные должности определялись не пригодностью или способностью человека, а его «отчеством» (знатностью) и положением родни (отца, деда, прадеда). Как следствие – значительная часть советников и военачальников великих князей московских (с 1547 г. – царей) отличалась невежеством и некомпетентностью. Это имело крайне негативное влияние на развитие государства, особенно в военное время.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Что касается отношения самих государей к местничеству, то тут нет однозначного ответа. С одной стороны, такая система была невыгодна монархам, так как ограничивала их в кадровых назначениях и позволяла знати контролировать этот процесс. С другой стороны, местничество помогало царям ослабить и разобщить аристократию, поскольку бояре постоянно боролись между собой за возможность быть назначенным на высокий пост.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Местничество было особенно опасно во время военных действий, когда назначения воевод затягивались из-за споров по поводу права занять должность, что существенно мешало боеспособности войска. Иван Грозный осознал эту опасность, и в 1549 году, во время похода на Казань запретил местнические тяжбы во время похода. По его просьбе митрополит Макарий обратился к воинству со словами: «А государь вас за службу хочет жаловати, и за отечество беречи, и вы бы служили… а розни бы и мест никако же межю вас не было…» Эта практика была закреплена в «Приговоре о местах и воеводах в полках» 1550 года. Однако на более радикальные шаги царь так и не рискнул пойти. Местничество продолжило существовать до конца XVII в.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Таким образом, система местничества являлась пережитком удельного прошлого и являла собой преграду на пути к выдвижению на ответственные должности толковых, компетентных и преданных государю незнатных людей.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

https://statehistory.ru/676/Mestnichestvo-na-Rusi-i-ego-vliyanie-na-gosudarstvennye-dela/

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://sprint-olympic.ru/uroki/istorija/87260-mestnichestvo-v-drevnei-rysi-istoriia-poiavleniia-i-prichiny-otmeny.html

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://interpretive.ru/termin/mestnichestvo.html

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Психолого-исторический (или политический) портрет членов Избранной рады (Андрей Курбский, Алексей Адашев, Сильвестр, митрополит Макарий и др.)

  Добавить текст Вернуть оригинал

Одним из наиболее выдающихся членов Избранной рады был глава Русской православной церкви митрополит Макарий (Макарий Московский) (1482 - 1563). Его место в управлении государством сводилось не только к роли советника Ивана Грозного. Длительное время он был духовным наставником молодого государя и оказал колоссальное воздействие на формирование и становление его личности. И даже более того, именно Макарию Иван IV был непосредственно обязан своим царским титулом, что означало открытие новой страницы в истории российской монархии.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Макарий стал митрополитом в непростое для России время – в 1542 г. Он своими глазами видел пагубное влияние боярского правления. Поэтому у него сформировалось твердое убеждение в том, что лучшей формой правления для России является сильная самодержавная власть.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Сблизившись с юным Иваном IV, он сделал все для того, чтобы противостоять интригам боярских династий Бельских, Шуйских и Глинских, которые стремились держать взрослеющего государя подальше от реальной власти. Митрополит, напротив - настаивал, чтобы Иван IV постепенно входил в курс дела и занимался государственными делами. Поэтому будущий царь доверял своему наставнику. В чём-то Макарий даже заменил ему отца, которого он никогда не знал.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Решающим для судьбы Ивана Грозного, да и всей России в целом, стало венчание на царство в 1547 г. Эта идея была целиком и полностью детищем митрополита Макария, видевшего в этой церемонии не только символическое, но и практическое значение. Правитель России превращался из великого князя (т.е. главного среди остальных князей) в царя, т.е. равного византийским и римским императорам. Тем самым государь возвышался над всеми представителями знати и одновременно с этим на собственном примере показывал истинность теории «Москва – третий Рим».

  Добавить текст Вернуть оригинал

После формирования Избранной рады Макарий стал одним из наиболее видных её деятелей. Организовал проведение первого Земского собора в 1549 г. и Стоглавого собора 1551 г. Подготовил первый общерусский список святых, а также стал составителем сборника «Великие Четьи-Минеи». Постоянно настаивал на необходимости уничтожения Казанского ханства, а во время похода 1552 г. Макарий фактически замещал царя в Москве и управлял от его имени государством. Кроме того, под непосредственным руководством митрополита начато составление Лицевого летописного свода, а также основан Печатный двор – первая русская типография.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В отличие от остальных членов Избранной рады, Макарий не был подвергнут никаким преследованиям. Хотя Иван Грозный уже практически не обращался к нему за советами. При этом сан митрополита Московского и всея Руси Макарию удалось сохранить до самой смерти.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

http://www.hrono.ru/biograf/bio_m/makariy_mos.php

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://days.pravoslavie.ru/Life/life6711.htm

  Добавить текст Вернуть оригинал

http://deduhova.ru/statesman/makariy-mitropolit-moskovskiy-i-vseya-rusi/

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://levelvan.ru/pcontent/ivan-4-9/izbrannaya-rada

  Добавить текст Вернуть оригинал
Скачать ответ
Есть ошибка? Сообщи нам!

Решебники по другим предметам