Вопросы и задания к пункту параграфа
1. Какие виды прикладного искусства развивались в России в XVІ в.?
На протяжении XVI в. в России развивались следующие виды прикладного искусства: резьба по дереву, камню и металлу, обработка драгоценных камней, ювелирное дело.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Используя дополнительные источники информации, подготовьте виртуальную экскурсию по Оружейной палате, продемонстрировав экспонаты XVІ в.
Добавить текст Вернуть оригиналОружейная палата – один из древнейших и интереснейших музеев России. Он возник на базе царской сокровищницы, поэтому его основные экспонаты – это различные ювелирные изделия, а также изделия, инструктированные золотом и серебром, а также предметы, украшенные драгоценными и полудрагоценными камнями. Позже сюда стали передавать на хранение различные военные трофеи, подарки и ценные археологические находки.
Добавить текст Вернуть оригиналОружейная палата находится на территории Московского Кремля в отдельном здании. Для посетителей открыты девять залов, каждый из которых посвящён определённой тематике или историческому периоду. Для ценителей прикладного искусства XVI в. особый интерес могут иметь зал №1, где хранятся коллекции произведений московских златокузнецов (например, свадебное блюдо Ивана Грозного, Евангелие Ивана Грозного, оклад иконы «Богоматерь Одигитрия», двустворчатый ковчежец, чаша-потир из Архангельского собора) и новгородских серебряников (к примеру, Новгородское Евангелие, чаша-потир из Юрьева монастыря), зал №3, где хранятся трофейное западноевропейское, турецкое и персидское оружие и доспехи (рыцарские турнирные доспехи, восточные кривые сабли и кинжалы, булавы, пернаты, шестоперы, чеканы), и зал №4, в котором представлены различные образцы русского вооружения (например, шлем царевича Ивана Ивановича, кольчуга Бориса Годунова, пищаль боярина Богдана Хитрово и т.д.).
Добавить текст Вернуть оригиналОднако, как свидетельствует практика, больше всего посетителей привлекает именно зал №7, где хранятся древние государственные регалии и предметы парадного церемониала великих князей московских и русских царей. Конечно, здесь мы можем увидеть знаменитую шапку Мономаха, которой короновались русские государи, нарядный венец Ивана Грозного (т.н. шапка царства Казанского), скипетр, державу, государственный меч и государственный щит, трон царя Ивана Грозного, облицованный слоновой костью и множество других увлекательных предметов, свидетельствующих о выдающейся русской культуре и высоком уровне профессионализма русских мастеров.
Добавить текст Вернуть оригиналПо итогам экскурсии можно утверждать, что увиденные в Оружейной палате экспонаты являются шедеврами русской культуры и искусства и поэтому имеют важнейшую историко-культурную ценность.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
http://www.armoryhall.ru/
https://putidorogi-nn.ru/evropa/879-oruzhejnaya-palata
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://www.kreml.ru/visit-to-kremlin/what-to-see/oruzheynaya-palata-zaly/
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://places.moscow/interesting/legendy-i-mify-o-hrame-vasiliya-blazhennogo/legendy-i-mify-o-hrame-vasiliya-blazhennogo.html
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://moscow.zagranitsa.com/article/4274/oruzheinaia-palata-10-faktov-ob-unikalnoi-sokrovishchnitse-moskvy
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 102
Вопросы и задания в конце параграфа
1. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Роспись храма в Свияжске специалисты ставят в один ряд с фресками Ферапонтова монастыря. Согласны ли вы с такой оценкой?
Добавить текст Вернуть оригиналРоспись храма в Свияжске действительно имеет много чего общего с фресками Ферапонтова монастыря. Образы также выполнены в светлых, бирюзово-сиреневых тонах. Они исполнены изящества, а изображенные фигуры отличаются особой гибкостью и стройностью, и поэтому кажутся как бы невесомыми и парящими в воздухе.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Определите хронологический порядок событий:
1) строительство Архангельского собора Московского Кремля;
Добавить текст Вернуть оригинал2) строительство храма Вознесения в Коломенском;
Добавить текст Вернуть оригинал3) основание ордена иезуитов;
4) выход в свет книги Н. Коперника «О вращениях небесных сфер»;
Добавить текст Вернуть оригинал5) строительство Покровского собора.
3. Составьте развёрнутый рассказ об одном из архитектурных памятников XVI в. по своему выбору.
Одним из грандиознейших архитектурных памятников XVI в. является колокольня Ивана Великого. Она является самым высоким зданием Московского Кремля и является подлинным шедевром древнерусского зодчества. Колокольня построена в самом центре Кремля, на Соборной площади. Она была построена в 1505–1509 гг. итальянским архитектором Бон Фрязиным. Однако окончательная достройка была завершена почти через 100 лет – в 1600 г. зодчим Фёдором Конем. Тогда был достроен верхний ярус колокольни, и она приобрела современный вид – высотой в 81 метр. Столп колокольни вплоть до начала ХХ века считался самой высокой постройкой в России.
Добавить текст Вернуть оригиналИз-за своей высоты колокольню Ивана Великого несколько столетий использовали как дозорную башню Кремля, поскольку таким образом противника можно было заметить издалека и вовремя подготовиться к обороне. Отличительной архитектурной особенностью данного храма являются 34 огромных колокола. Их звучание слышно на большом расстоянии. При этом следует отметить, что в отличие от большинства храмовых сооружений Московского Кремля (например, Архангельского или Успенского соборов), внутреннее убранство колокольни отличается необычной скромностью и простотой.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://www.msk-guide.ru/kolokolnya_ivana_velikogo.htm
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://bigenc.ru/fine_art/text/2081618
https://drevo-info.ru/articles/2639.html
Добавить текст Вернуть оригинал4. Сравните развитие искусства XVI в. Российского государства и Западной Европы. Выделите черты сходства и различия.
Сходством западноевропейского и русского искусства XVI в. была ориентация на религиозные мотивы, т.е. церковь всё же продолжала оказывать значительное влияние на развитие искусства. Но если во многих европейских странах, под воздействием Возрождения и Реформации, к концу столетия начались процессы секуляризации (обмирщения) искусства, то в России православная церковь продолжала сохранять контроль над всеми проявлениями культурной жизни. В этом и состояло различие.
Добавить текст Вернуть оригинал5*. Составьте в тетради план-конспект ответа по теме «Развитие культуры в XVI в.».
1) Особенности развития русской культуры XVI в.
Добавить текст Вернуть оригиналВ XVI в. русская культура соединяла в себе элементы древнерусских традиций и западноевропейских тенденций. Шёл непрерывный процесс как внешнего, так и внутреннего культурного обмена. На развитие культуры решающее влияние оказывала православная церковь, которая устанавливала определённые требования и нормы к архитекторам, иконописцам и другим мастерам.
Добавить текст Вернуть оригинал2) Развитие русской архитектуры.
Наиболее активно русская архитектура развивалась в сфере храмового строительства. Церковные сооружения были в приоритете для зодчих XVI в. Наиболее выдающимися творениями этого периода были: Архангельский собор и колокольня Ивана Великого в Московском Кремле, храм Василия Блаженного на Красной площади, церковь Вознесения в Коломенском. Также наметилось некоторое разнообразие в архитектурных стилях. На смену общерусскому пришел шатровый.
Добавить текст Вернуть оригинал3) Крепостное строительство.
На протяжении XVI в. по всей территории России массово строили новые крепости и укрепляли уже существующие. Наиболее укреплённым городом была Москва, которую окружали три линии крепостных стен: Кремль, Китай-город и Белый город. Из новопостроенных крепостей следует назвать укрепления Изборска, Ивангорода, Новгорода, Нижнего Новгорода, Тулы, Коломны, Можайска, а также практически неприступный Псковский кремль. Однако значительная часть крепостей оставалась деревянной. К тому же роль крепостей нередко выполняли монастыри, обнесённые крепостными стенами.
Добавить текст Вернуть оригинал4) Русская живопись и декоративно-прикладное искусство.
Добавить текст Вернуть оригиналРусская живопись XVI в. характеризовалась развитием технологии иконописи. Появляется нарочитая декоративность, усиливается символизм образов, растёт техническое мастерство. Самым знаменитым иконописцем этого периода был Дионисий, который фактически был последователем школы Андрея Рублёва. Кроме икон всё большей популярностью пользуются настенные фрески. Что касается декоративно-прикладного искусства, то оно существенно усовершенствовалось. Русские мастера умели работать с любым типом материала: камнем, деревом, драгоценными металлами. Результатом стало создание уникальных ювелирных изделий и драгоценного оружия.
Добавить текст Вернуть оригинал6*. Подготовьте сообщение на тему «Легенды и мифы храма Василия Блаженного» (для поиска информации используйте интернет-ресурсы).
Добавить текст Вернуть оригиналОдним из наиболее известных православных храмов России является собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (Покровский собор). Однако более популярным является название – Храм Василия Блаженного. Это уникальное архитектурное сооружение, наравне с Московским Кремлём, является одним из самых узнаваемых символов Москвы и Российской Федерации в целом. Вполне естественно, что такое величественное и грандиозное здание на протяжении столетий обросло различными мифами и легендами. Самой распространённой является легенда о судьбе главного зодчего храма – Бармы Постника (некоторые историки считают, что на самом деле архитекторами были не один, а два разных человека: Барма и Постник). Она специально подчёркивает паталогическую жестокость Ивана Грозного. Если верить легенде, после окончания строительства царь приказал ослепить (по другой версии – обезглавить) архитекторов, что бы они больше не могли построить ничего более прекрасного, чем это здание. Современные историки скептически относятся к этой версии, поскольку сведения об архитекторе Постнике встречаются в более поздних документах в связи с возведением других московских храмов в 1560-х гг. (вряд ли зодчий мог работать, будучи слепым).
Добавить текст Вернуть оригиналВторая легенда, связана с человеком, именем которого часто называют Покровский собор. Речь идёт о юродивом Василии, которого москвичи именовали Блаженным. Он обладал даром предвидения и совершил множество чудес (например, предупредил прихожан Воскресенского монастыря о пожаре 1547 г. ещё за несколько дней до того, как он начался). Поэтому его уважали и побаивались не только простые горожане, но и представители знати. Узнав об авторитете Василия Блаженного среди народа, Иван Грозный поручил ему сбор средств для строительства собора. И ему это удалось. Собранные монеты он приносил на Красную площадь и бросал на землю. И никто не смел их тронуть, даже нищие и воры. Так что своим созданием Покровский собор обязан не только искусству Бармы Постника, но и всенародной поддержке строительства, которую обеспечил простой юродивый. Ещё одним доказательством популярности Василия Блаженного является так же тот факт, что перед смертью его лично проведывал царь с супругой.
Добавить текст Вернуть оригиналЕщё одна легенда имеет более позднее происхождение и связана с французской оккупацией Москвы осенью 1812 г. Она гласит, что когда французский император Наполеон был вынужден отступить из древней столицы, то он задумал взорвать храм Василия Блаженного вместе с Кремлём. Были даже заложены пороховые мины под фундамент здания. Однако, когда пришла очередь поджигать фитиль, внезапно, при абсолютно ясном небе, пошёл сильный дождь и подмочил порох. Взрыв не состоялся, а захватчики отступили восвояси. Так была спасена уникальная архитектурная жемчужина Российского государства.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://places.moscow/interesting/legendy-i-mify-o-hrame-vasiliya-blazhennogo/legendy-i-mify-o-hrame-vasiliya-blazhennogo.html
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://www.showbell.ru/legends/?st=vasil
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://hist-etnol.livejournal.com/4841457.html
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 102
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа.
Историки полагают, что XVІ век стал периодом наивысшего расцвета русской средневековой культуры. Согласны ли вы с этим утверждением? Свою позицию аргументируйте.
Добавить текст Вернуть оригиналXVI в. действительно можно назвать периодом наивысшего расцвета русской средневековой культуры. Старинные древнерусские традиции успешно сочетались с новыми, западноевропейскими веяниями. Как следствие – появлялись новые стили и подходы. Особенно успешно развивались архитектура, живопись и декоративно-прикладное искусство. Большинство шедевров той эпохи успешно сохранились до наших дней и остались непревзойдёнными.
Добавить текст Вернуть оригинал