Решебник по истории России 7 класс Черникова §11

Авторы:
Год:2021
Тип:учебник
Серия:история России

§11

Развитие культуры в XVІ в.

Стр. 94

Главный вопрос параграфа

Историки полагают, что XVІ век стал периодом наивысшего расцвета русской средневековой культуры. Согласны ли вы с этим утверждением? Свою позицию аргументируйте.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Полностью согласен с утверждением, что XVI в. является периодом наивысшего расцвета русской средневековой культуры. Именно на протяжении данного столетия, благодаря культурному влиянию Западной Европы, древнерусская культура существенно дополнилась и обогатилась. Как следствие – было создано немало шедевров, которые и по сей день вызывают у людей восторг и восхищение. Храм Василия Блаженного, колокольня Ивана Великого, церковь Вознесения в Коломенском – вот далеко не полный список достижений русской культуры, которым может позавидовать любое западноевропейское государство.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 95

Вопросы и задания к пункту параграфа

1. Каковы были особенности развития русской культуры в XVI в.?

Особенности развития русской культуры в XVI в. состояли в том, что на неё оказывала влияние не только древнерусская культура, но и постоянные контакты со странами Европы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Какое влияние на развитие культуры оказывала Русская православная церковь?

Русская православная церковь оказывала огромное влияние на развитие культуры, поскольку на тот момент среди людей господствовало именно религиозное мировоззрение, а христианские нормы были основой как повседневной, так и духовной жизни представителей всех сословий.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 97

Вопросы и задания к иллюстрациям, схемам, картам

Определите, строительство какого собора отражено на картине. В каком архитектурном стиле возведён этот собор?

На данной картине отражено строительство Покровского собора (он же храм Василия Блаженного). Он был возведён в шатровом стиле.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 97

Вопросы и задания к пункту параграфа

1. Как произошло выражение «кричать во всю Ивановскую»?

Происхождение данного выражения связано с Московским Кремлём, на территории которого находилась Ивановская площадь. Именно здесь часто выступали думные дьяки и оглашали, перед народом царские указы. Таким образом, «кричать во всю Ивановскую» означало кричать изо всех сил.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Что такое шатровый стиль? Каковы его характерные черты? Назовите архитектурные памятники России XVІ в., которые к нему относятся.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Шатровый стиль – это архитектурный стиль, который был особенно популярным в России в XVI в. Его характерной чертой было возведение храмов и соборов в виде древнерусского шатра, который венчал лукообразный купол. В данном стиле были построены храм Вознесения в Коломенском и собор Покрова Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного).

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Какие храмы появились в Москве при Василии III и Иване IV? С чем связана постройка каждого из них?

При Василии ІІІ был построен храм Вознесения в Коломенском в честь рождения долгожданного сына Ивана, а при Иване IV – Покровский собор (он же храм Василия Блаженного), который был воздвигнут в честь взятия Казани русскими войсками.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 99

Вопросы и задания к пункту параграфа

1. Как Москва укреплялась защитными сооружениями?

К концу XVI в. Москва была защищена тремя линиями крепостных стен: Кремлём, Китай-городом и Белым городом. Они опоясывали столицу со всех сторон и служили надёжной защитой от нападения любого неприятеля.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Какое значение придавалось строительству крепостных сооружений в других городах?

Строительству крепостных сооружений в других городах придавалось большое значение. Так, был построен Псковский кремль, крепости в Изборске, Ивангороде, Великом Новгороде, Нижнем Новгороде, Туле, Коломне, Можайске, а также крепостные стены в Смоленске.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 99

Вопросы и задания к иллюстрациям, схемам, картам

Какие сюжеты характерны для иконописи XVІ в.?

Для иконописи XVI в. были характерны сюжеты, связанные с определенными историческими событиями (например, со взятием Казани).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 100

Вопросы и задания к иллюстрациям, схемам, картам

С опорой на текст учебника рассмотрите сюжет этой иконы.

Данная икона посвящена взятию Казани в 1552 г. Она характеризуется большими размерами и наличием большого количества персонажей, а также множеством разнообразных деталей. Как утверждают некоторые специалисты, на ней изображено русское воинство, во главе с царём Иваном Грозным. При этом их сопровождают князья, жившие в далёком прошлом, а ныне почитаемые в качестве святых. Среди них: князь Владимир Святой, его сыновья Борис и Глеб, Владимир Мономах, князья Александр Невский и Дмитрий Донской, а также другие святые. Всех их встречает возле ворот рая Богоматерь с Иисусом Христом на руках.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 101

Вопросы и задания к пункту параграфа

1. Существует ли преемственность между иконописными работами Андрея Рублёва и Дионисия? Что в них общего? Что нового внёс в русскую живопись Дионисий?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Между иконописными работами Андрея Рублёва и Дионисия существует определённая преемственность. Общим у них является то, что их произведения отличаются большой эмоциональностью. При этом Дионисий внёс в русскую живопись изображение изящных образов, а также гибких и стройных фигур с удлинёнными пропорциями.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Какие изменения происходили в изобразительном искусстве в XVІ в.? Чем были обусловлены эти изменения?

На протяжении XVІ в. в русском изобразительном искусстве происходит отход от иконописных традиций прошлого столетия, и попытка создать для иконописи единообразный устав. При этом существенно усиливается символизм образов, растёт техническое мастерство, а также появляется подчёркнутая декоративность. Все эти изменения обусловлены утверждением теории «Москва – третий Рим», а также специфической эпохой Ивана Грозного.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 102

Вопросы и задания к пункту параграфа

1. Какие виды прикладного искусства развивались в России в XVІ в.?

На протяжении XVI в. в России развивались следующие виды прикладного искусства: резьба по дереву, камню и металлу, обработка драгоценных камней, ювелирное дело.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Используя дополнительные источники информации, подготовьте виртуальную экскурсию по Оружейной палате, продемонстрировав экспонаты XVІ в.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Оружейная палата – один из древнейших и интереснейших музеев России. Он возник на базе царской сокровищницы, поэтому его основные экспонаты – это различные ювелирные изделия, а также изделия, инструктированные золотом и серебром, а также предметы, украшенные драгоценными и полудрагоценными камнями. Позже сюда стали передавать на хранение различные военные трофеи, подарки и ценные археологические находки.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Оружейная палата находится на территории Московского Кремля в отдельном здании. Для посетителей открыты девять залов, каждый из которых посвящён определённой тематике или историческому периоду. Для ценителей прикладного искусства XVI в. особый интерес могут иметь зал №1, где хранятся коллекции произведений московских златокузнецов (например, свадебное блюдо Ивана Грозного, Евангелие Ивана Грозного, оклад иконы «Богоматерь Одигитрия», двустворчатый ковчежец, чаша-потир из Архангельского собора) и новгородских серебряников (к примеру, Новгородское Евангелие, чаша-потир из Юрьева монастыря), зал №3, где хранятся трофейное западноевропейское, турецкое и персидское оружие и доспехи (рыцарские турнирные доспехи, восточные кривые сабли и кинжалы, булавы, пернаты, шестоперы, чеканы), и зал №4, в котором представлены различные образцы русского вооружения (например, шлем царевича Ивана Ивановича, кольчуга Бориса Годунова, пищаль боярина Богдана Хитрово и т.д.).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Однако, как свидетельствует практика, больше всего посетителей привлекает именно зал №7, где хранятся древние государственные регалии и предметы парадного церемониала великих князей московских и русских царей. Конечно, здесь мы можем увидеть знаменитую шапку Мономаха, которой короновались русские государи, нарядный венец Ивана Грозного (т.н. шапка царства Казанского), скипетр, державу, государственный меч и государственный щит, трон царя Ивана Грозного, облицованный слоновой костью и множество других увлекательных предметов, свидетельствующих о выдающейся русской культуре и высоком уровне профессионализма русских мастеров.

  Добавить текст Вернуть оригинал

По итогам экскурсии можно утверждать, что увиденные в Оружейной палате экспонаты являются шедеврами русской культуры и искусства и поэтому имеют важнейшую историко-культурную ценность.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

http://www.armoryhall.ru/

https://putidorogi-nn.ru/evropa/879-oruzhejnaya-palata

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://www.kreml.ru/visit-to-kremlin/what-to-see/oruzheynaya-palata-zaly/

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://places.moscow/interesting/legendy-i-mify-o-hrame-vasiliya-blazhennogo/legendy-i-mify-o-hrame-vasiliya-blazhennogo.html

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://moscow.zagranitsa.com/article/4274/oruzheinaia-palata-10-faktov-ob-unikalnoi-sokrovishchnitse-moskvy

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 102

Вопросы и задания в конце параграфа

1. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Роспись храма в Свияжске специалисты ставят в один ряд с фресками Ферапонтова монастыря. Согласны ли вы с такой оценкой?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Роспись храма в Свияжске действительно имеет много чего общего с фресками Ферапонтова монастыря. Образы также выполнены в светлых, бирюзово-сиреневых тонах. Они исполнены изящества, а изображенные фигуры отличаются особой гибкостью и стройностью, и поэтому кажутся как бы невесомыми и парящими в воздухе.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Определите хронологический порядок событий:

1) строительство Архангельского собора Московского Кремля;

  Добавить текст Вернуть оригинал

2) строительство храма Вознесения в Коломенском;

  Добавить текст Вернуть оригинал

3) основание ордена иезуитов;

4) выход в свет книги Н. Коперника «О вращениях небесных сфер»;

  Добавить текст Вернуть оригинал

5) строительство Покровского собора.

3. Составьте развёрнутый рассказ об одном из архитектурных памятников XVI в. по своему выбору.

Одним из грандиознейших архитектурных памятников XVI в. является колокольня Ивана Великого. Она является самым высоким зданием Московского Кремля и является подлинным шедевром древнерусского зодчества. Колокольня построена в самом центре Кремля, на Соборной площади. Она была построена в 1505–1509 гг. итальянским архитектором Бон Фрязиным. Однако окончательная достройка была завершена почти через 100 лет – в 1600 г. зодчим Фёдором Конем. Тогда был достроен верхний ярус колокольни, и она приобрела современный вид – высотой в 81 метр. Столп колокольни вплоть до начала ХХ века считался самой высокой постройкой в России.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Из-за своей высоты колокольню Ивана Великого несколько столетий использовали как дозорную башню Кремля, поскольку таким образом противника можно было заметить издалека и вовремя подготовиться к обороне. Отличительной архитектурной особенностью данного храма являются 34 огромных колокола. Их звучание слышно на большом расстоянии. При этом следует отметить, что в отличие от большинства храмовых сооружений Московского Кремля (например, Архангельского или Успенского соборов), внутреннее убранство колокольни отличается необычной скромностью и простотой.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

https://www.msk-guide.ru/kolokolnya_ivana_velikogo.htm

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://bigenc.ru/fine_art/text/2081618

https://drevo-info.ru/articles/2639.html

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Сравните развитие искусства XVI в. Российского государства и Западной Европы. Выделите черты сходства и различия.

Сходством западноевропейского и русского искусства XVI в. была ориентация на религиозные мотивы, т.е. церковь всё же продолжала оказывать значительное влияние на развитие искусства. Но если во многих европейских странах, под воздействием Возрождения и Реформации, к концу столетия начались процессы секуляризации (обмирщения) искусства, то в России православная церковь продолжала сохранять контроль над всеми проявлениями культурной жизни. В этом и состояло различие.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5*. Составьте в тетради план-конспект ответа по теме «Развитие культуры в XVI в.».

1) Особенности развития русской культуры XVI в.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В XVI в. русская культура соединяла в себе элементы древнерусских традиций и западноевропейских тенденций. Шёл непрерывный процесс как внешнего, так и внутреннего культурного обмена. На развитие культуры решающее влияние оказывала православная церковь, которая устанавливала определённые требования и нормы к архитекторам, иконописцам и другим мастерам.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2) Развитие русской архитектуры.

Наиболее активно русская архитектура развивалась в сфере храмового строительства. Церковные сооружения были в приоритете для зодчих XVI в. Наиболее выдающимися творениями этого периода были: Архангельский собор и колокольня Ивана Великого в Московском Кремле, храм Василия Блаженного на Красной площади, церковь Вознесения в Коломенском. Также наметилось некоторое разнообразие в архитектурных стилях. На смену общерусскому пришел шатровый.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3) Крепостное строительство.

На протяжении XVI в. по всей территории России массово строили новые крепости и укрепляли уже существующие. Наиболее укреплённым городом была Москва, которую окружали три линии крепостных стен: Кремль, Китай-город и Белый город. Из новопостроенных крепостей следует назвать укрепления Изборска, Ивангорода, Новгорода, Нижнего Новгорода, Тулы, Коломны, Можайска, а также практически неприступный Псковский кремль. Однако значительная часть крепостей оставалась деревянной. К тому же роль крепостей нередко выполняли монастыри, обнесённые крепостными стенами.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4) Русская живопись и декоративно-прикладное искусство.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Русская живопись XVI в. характеризовалась развитием технологии иконописи. Появляется нарочитая декоративность, усиливается символизм образов, растёт техническое мастерство. Самым знаменитым иконописцем этого периода был Дионисий, который фактически был последователем школы Андрея Рублёва. Кроме икон всё большей популярностью пользуются настенные фрески. Что касается декоративно-прикладного искусства, то оно существенно усовершенствовалось. Русские мастера умели работать с любым типом материала: камнем, деревом, драгоценными металлами. Результатом стало создание уникальных ювелирных изделий и драгоценного оружия.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6*. Подготовьте сообщение на тему «Легенды и мифы храма Василия Блаженного» (для поиска информации используйте интернет-ресурсы).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Одним из наиболее известных православных храмов России является собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (Покровский собор). Однако более популярным является название – Храм Василия Блаженного. Это уникальное архитектурное сооружение, наравне с Московским Кремлём, является одним из самых узнаваемых символов Москвы и Российской Федерации в целом. Вполне естественно, что такое величественное и грандиозное здание на протяжении столетий обросло различными мифами и легендами. Самой распространённой является легенда о судьбе главного зодчего храма – Бармы Постника (некоторые историки считают, что на самом деле архитекторами были не один, а два разных человека: Барма и Постник). Она специально подчёркивает паталогическую жестокость Ивана Грозного. Если верить легенде, после окончания строительства царь приказал ослепить (по другой версии – обезглавить) архитекторов, что бы они больше не могли построить ничего более прекрасного, чем это здание. Современные историки скептически относятся к этой версии, поскольку сведения об архитекторе Постнике встречаются в более поздних документах в связи с возведением других московских храмов в 1560-х гг. (вряд ли зодчий мог работать, будучи слепым).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Вторая легенда, связана с человеком, именем которого часто называют Покровский собор. Речь идёт о юродивом Василии, которого москвичи именовали Блаженным. Он обладал даром предвидения и совершил множество чудес (например, предупредил прихожан Воскресенского монастыря о пожаре 1547 г. ещё за несколько дней до того, как он начался). Поэтому его уважали и побаивались не только простые горожане, но и представители знати. Узнав об авторитете Василия Блаженного среди народа, Иван Грозный поручил ему сбор средств для строительства собора. И ему это удалось. Собранные монеты он приносил на Красную площадь и бросал на землю. И никто не смел их тронуть, даже нищие и воры. Так что своим созданием Покровский собор обязан не только искусству Бармы Постника, но и всенародной поддержке строительства, которую обеспечил простой юродивый. Ещё одним доказательством популярности Василия Блаженного является так же тот факт, что перед смертью его лично проведывал царь с супругой.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Ещё одна легенда имеет более позднее происхождение и связана с французской оккупацией Москвы осенью 1812 г. Она гласит, что когда французский император Наполеон был вынужден отступить из древней столицы, то он задумал взорвать храм Василия Блаженного вместе с Кремлём. Были даже заложены пороховые мины под фундамент здания. Однако, когда пришла очередь поджигать фитиль, внезапно, при абсолютно ясном небе, пошёл сильный дождь и подмочил порох. Взрыв не состоялся, а захватчики отступили восвояси. Так была спасена уникальная архитектурная жемчужина Российского государства.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

https://places.moscow/interesting/legendy-i-mify-o-hrame-vasiliya-blazhennogo/legendy-i-mify-o-hrame-vasiliya-blazhennogo.html

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://www.showbell.ru/legends/?st=vasil

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://hist-etnol.livejournal.com/4841457.html

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 102

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа.

Историки полагают, что XVІ век стал периодом наивысшего расцвета русской средневековой культуры. Согласны ли вы с этим утверждением? Свою позицию аргументируйте.

  Добавить текст Вернуть оригинал

XVI в. действительно можно назвать периодом наивысшего расцвета русской средневековой культуры. Старинные древнерусские традиции успешно сочетались с новыми, западноевропейскими веяниями. Как следствие – появлялись новые стили и подходы. Особенно успешно развивались архитектура, живопись и декоративно-прикладное искусство. Большинство шедевров той эпохи успешно сохранились до наших дней и остались непревзойдёнными.

  Добавить текст Вернуть оригинал
Скачать ответ
Есть ошибка? Сообщи нам!

Решебники по другим предметам