Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в.
Вопрос в начале параграфа
Изменились ли основы мировоззрения и традиции повседневной жизни русского человека в XVII в.?
Ход исторического развития, события, произошедшие в XVII столетии, повлияли на изменение картины мира русского человека. Однако основы мировоззрения и традиции повседневной жизни русских людей сохранились в неизменном виде.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 108
Вопрос к пункту 5
Как вы думаете, почему придворный театр для избранных не смог прижиться в России?
Первый театральный опыт в России не удался, поскольку был далек от реальной жизни. Первые постановки ставились иностранцами на библейские темы, на немецком языке, что не заинтересовало ближайшее окружение царя.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 111
Вопросы и задания к тексту материала, предназначенного для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся
1. Как был устроен быт российских царей в XVII в.? Сравните устройство дворцов российских государей и западноевропейских правителей этого периода.
Добавить текст Вернуть оригиналБыт российских царей стал многолюдным. На обеспечение быта царей работали сотни людей – спальники, стольники, казначеи, ключники, псари, конюшие, сокольничьи, каретники. Дворцы, в которых жили Романовы, отличались большим великолепием в сравнении с царскими холопами XVI в. Каменные постройки, в которых жил государь, покрывались внутренними росписями, утеплялись деревянными полами, покрытыми войлоком и коврами. Если в XVI в. отдельные части дворцовых помещений отделывались разноцветным сукном, то теперь для этого использовались атлас и кожа. В окна вставлялись слюдяные пластины, в отдельных случаях – стекло, которое было большой редкостью. Во второй половине XVII в. украшением дворцовых помещений становятся голландские и немецкие картины, гравюры, венецианские зеркала, напольные часы.
Добавить текст Вернуть оригиналВо время царских приемов за стол одновременно садилось от нескольких десятков до нескольких тысяч человек. На обед подавали более 500 различных блюд. Главным развлечением царя и его двора была ловчая (псовая) и соколиная охота. Выезд царя на охоту был обставлен особым церемониалом. Новым развлечением стал придворный театр.
Добавить текст Вернуть оригиналДворцы западноевропейских правителей были намного больше, внутреннее убранство было более богатым, включало в себя технические и культурные новинки.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Каким было жильё знатных людей в России в XVII в.? Как в домах знати обеспечивалось тепло в российском климате?
Дворы бояр и богатых дворян представляли собой подобие царского двора, только в миниатюре. Это был целый комплекс деревянных строений – изб, подклетей, сеней, чердаков и крылечек. Все они соединялись между собой переходами. В богатых домах в окна были вставлены слюдяные пластины, а в домах победнее – паюсные (рыбьи) пузыри. Наличники, балконы, крыльцо были отделаны богатыми резными украшениями. Дома раскрашивались в разные цвета. В центре дома всегда оставалась печь, богато украшенная изразцами и росписями, а порой и узорами из камня. Традиционные предметы мебели богато украшались росписями, резьбой. Обязательными предметами быта стали многочисленные ковры, привезенные из Персии, Османской империи, Крымского ханства. Как и в царском дворце, в домах бояр и дворян появилась мода на зеркала и часы, привозившиеся из-за границы. Дома просвещенных государственных деятелей украшали также картины, географические карты.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Какие предметы, привозимые из-за границы, вошли в обиход русской знати в XVII в.?
Обязательными предметами быта стали многочисленные ковры, привезенные из Персии, Османской империи, Крымского ханства. Как и в царском дворце, в домах бояр и дворян появилась мода на зеркала и часы, привозившиеся из-за границы. Дома просвещенных государственных деятелей украшали также картины, географические карты. В XVII в. пошла мода на стеклянную посуду, привозившуюся из-за границы. Тонкое венецианское стекло ценилось не меньше, чем изделия из драгоценных металлов. Для одежды использовали не только восточные парчу и тафту, но и практичные и добротные шерстяные и суконные европейские ткани. В пище стали использовать восточные приправы и пряности.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Используя материалы параграфа, определите и запишите в тетради по пунктам характерные черты жизни русских крестьян в XVII в.
Добавить текст Вернуть оригинал1) Личная и общественная жизнь крестьянина определялась нормами и правилами, существовавшими в крестьянской общине.
Добавить текст Вернуть оригинал2) Община решала вопросы владения землей, важнейших вопросов общины на крестьянском сходе.
Добавить текст Вернуть оригинал3) Все виды работ сопровождались особыми традициями.
Добавить текст Вернуть оригинал4) Одним из устойчивых явлений крестьянской жизни были «помочи»: добровольная и бескорыстная помощь соседу или родственнику в срочной и большой работе.
Добавить текст Вернуть оригинал5) Жизнь русской крестьянской общины строилась на идеалах православия.
Добавить текст Вернуть оригинал6) Важным в крестьянской жизни было соблюдение церковных обрядов и постов, а также празднование церковных праздников.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Чем быт посадских людей отличался от крестьянского?
Дома горожан разделялись на «избы белые» и «горницы белые», в которых в отличие от «изб черных» дым из печи стал выводиться через трубу, а не через отверстия в крыше. В домах богатого посадского населения обязательно были иконы, украшенные серебряными окладами, самоцветными камнями, речным жемчугом. Стали сооружаться каменные дома и вспомогательные постройки. Быт обычных посадских людей мало отличался от крестьянского.
Добавить текст Вернуть оригинал6. Какие ограничения накладывала церковь на поведение и традиции людей в этот период?
Вступать в брак можно было не более трех раз. Н опри этом даже второй брак считался большим грехом, за который налагалось церковное наказание. Заключение брака в обязательном порядке должно было благословляться церковью. Каждый русский человек должен был соблюдать церковные обряды. Важным было соблюдение поста, самый строгий из которых – Великий. Во время поста были ограничения по приему пищи.
Добавить текст Вернуть оригинал7. Какие события играли особо важную роль в повседневной жизни всех сословий Российского государства в XVII в.? Докажите свою точку зрения, используя цитаты из текста материала для самостоятельной работы.
Добавить текст Вернуть оригиналЦерковные обряды – крещение, венчание, погребение – были важнейшими моментами в жизни каждого русского человека. Наряду с молитвой важнейшее место в жизни людей занимал пост.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 113
Изучаем документ
1. По тексту отрывка назовите те изменения, которые произошли в быту и обычаях знати в XVII в.
Знать стала употреблять, кроме пива, Шампанское, Рейнское и Французские вина, всякого рода меда и двойную водку. После обеда знать имела «обыкновение отдыхать и спать в полдень, после обеда». Знать лечилась у немецких врачей, употребляя известные, прописываемые ими, лекарства.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Какие привычки из описанных автором были присущи представителям всех сословий российского общества?
Русские все, как высшего, так и низшего сословия, имеют обыкновение отдыхать и спать в полдень, после обеда; поэтому в это время и запирается большая часть лучших лавок.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Назовите особенности русских людей (внешний вид, привычки, питание и т. п.), которые отмечает автор.
Русские мужчины вообще великорослые, плотные и крепкие люди, кожею и естественным цветом похожие на остальных европейцев. Они придают большое значение длинным, окладистым бородам и толстым брюхам. Усы отпускают длинные, висящие через уста. Священники носят длинные, распущенные по плечам волосы, все же остальные коротко подстриженные. Женщины в России среднего роста, стройны, нежны лицом и сложением, в городах румянятся, брови и ресницы подкрашивают. У детей моложе 10 лет волосы стригут на всей голове, оставляя только по локону по обеим сторонам. Девочки носят в ушах большие серебряные или медные кольца (сережки). Ежедневная пища русских – каша, репа, капуста, свежие и соленые огурцы, в Москве – соленую рыбу. Главный напиток простого народа – квас.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Опираясь на текст параграфа и материалы документа, составьте одно меню (на выбор):
1) для боярской семьи;
2) для семьи столичного служивого дворянина;
3) для провинциального помещика.
Обсудите с одноклассниками, насколько достоверным с исторической точки зрения получилось предложенное вами меню.
Приблизительное меню провинциального помещика включало: пшеничный или ржаной хлеб, овсяную, пшеничную или ячневую кашу, жареное мясо (курятину, утятину, ягнятину, свинину или говядину), свежие или солёные огурцы, квашенную или свежую капусту. На десерт – мёд, а также фрукты и ягоды (яблоки, груши, сливы, вишни). Из напитков: квас, пиво, а нередко – вино.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Выберите верные суждения и проверьте свой ответ, обратившись к рубрике «Проверьте себя» на с. 126:
1) русское общество разделено на сословия;
2) автор сочинения – иностранец;
3) русские люди и внешне, и в одежде похожи на остальных европейцев;
4) автор сочинения пишет, что русские люди предпочитают лечиться народными средствами;
5) русские переняли южноевропейский обычай дневного отдыха.
Правильные ответы: 1, 2, 4.
Стр. 113
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Представьте, что вы боярин, дворянин, горожанин или крестьянин (на выбор), живущий в XVII в. Воспользовавшись дополнительной литературой и Интернетом, напишите (в тетради) рассказ от первого лица «Один день из жизни…», сопроводив его рисунками жилища и одежды.
Добавить текст Вернуть оригинал«Один день из жизни крестьянина».
С восходом Солнца я проснулся, перекрестился. Умылся, оделся, и принялся за молитву. Бог благословил меня на утреннюю трапезу. После я отправился в поле, где до самого вечера я убирал хлеб. Вечером, вернувшись с поля, я делаю дела по дому, после съел кусок хлеба и приступил к вечерней молитве. После вечерней молитвы я отходил ко сну.
Добавить текст Вернуть оригиналКрестьянская изба
2. Известно, что кулачные бои были одной из любимых народных потех. Найдите в тексте поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» описание кулачного боя. На основе этого описания подготовьте рассказ о кулачном бое в XVII в.
Добавить текст Вернуть оригиналКулачный бой в XVII в. является своего рода дуэлью за нанесенные оскорбления и обиды. Кулачные бои были очень популярным развлечением, устраивались по праздникам. Их посещал и царь. Правила кулачного боя не допускали умышленного убийства. Купец Калашников в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» умышленно убивает ударом в висок опричника Кирибеевича. За это он был казнен по приказу царя.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Сравните повседневную жизнь русских крестьян и горожан в XVII в. с жизнью современных горожан и сельских жителей. Что в наше время сохранилось в быту и рационе питания городского и сельского населения с XVII в.?
Добавить текст Вернуть оригиналЖизнь сельских жителей серьезно отличается от жизни крестьян XVII в. Сельские жители живут в домах, многие из которых кирпичные. Некоторые проживают уже в многоэтажных домах, коттеджах или таун-хаусах. Сельские жители не начинают свои дни с молитвы, они не работают в поле от зари до зари. Большинство сельских жителей практически не держат домашнюю живность, зачастую имея лишь кур. В рационе питания по-прежнему присутствуют овощи с огорода.
Добавить текст Вернуть оригиналЖизнь городских жителей современности также отличается от жизни горожан XVII в. Также пропала религиозная составляющая жизни, практически все горожане проводят большинство времени на работе, но имеют массу развлечений, которые не выпадают лишь на праздники. В рационе питания также присутствуют продукты сельского хозяйства, однако разнообразие еды поразило было любого жителя XVII в.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Посетите местный краеведческий музей. Подготовьте экскурсию для учащихся младших классов о жизни вашего края в XVII в.
Добавить текст Вернуть оригиналВ период Смутного времени, в 1609 году, после подписания Выборгского трактата, в Новгород прибывает шведский вспомогательный корпус под командованием Я. П. Делагарди и Э. Горна, который совместно с русскими войсками под командованием князя М. В. Скопина-Шуйского участвует в борьбе против сторонников Лжедмитрия II и польских интервентов. В 1611 году, воспользовавшись политической ситуацией, шведы начинают захватывать пограничные новгородские земли — были захвачены Корела, Ям, Ивангород, Копорье и Гдов. 16 июля 1611 года Новгород был атакован шведским войском; из-за предательства и отхода московского воеводы Бутурлина со своим отрядом, город оказался быстро захвачен.
Добавить текст Вернуть оригинал25 июля 1611 года между Новгородом и шведским королём был подписан договор, согласно которому шведский король объявлялся покровителем России, а один из его сыновей (королевич Карл Филипп) становился московским царём и Новгородским великим князем. Таким образом, Новгородская земля стала формально независимым Новгородским государством, находящимся под шведским протекторатом, хоть на деле это и являлось шведской военной оккупацией города. Во главе его находились с русской стороны Иван Никитич Большой Одоевский, со шведской — Якоб Делагарди.
Добавить текст Вернуть оригиналВо время отсутствия Делагарди зимой 1614—1615 годов шведскую военную администрацию в Новгороде возглавил Эверт Горн, который повёл жёсткую политику на присоединение новгородских земель к Швеции, объявив, что Густав Адольф сам желает быть королём в Новгороде. Такое заявление не приняли многие новгородцы, перейдя на сторону Москвы, они стали выезжать с Новгородского государства. Одоевский же послал в Москву своих послов, архимандрита Киприана и нескольких выборных. Послы явились к боярам и били челом, что неволей целовали крест королевичу, а теперь хотят просить у царя, чтобы он вступился за Новгородское государство и не дал бы ему окончательно погибнуть от шведского произвола. Царь Михаил Фёдорович принял послов очень милостиво и велел дать им две грамоты: одну официальную, в которой все новгородцы назывались изменниками, а другую тайную, в которой царь писал, что он прощает новгородцам все их вины. Послы возвратились с двумя такими грамотами в Новгород, официально показывали только одну грамоту, но тайно распространяли среди народа другую.
Добавить текст Вернуть оригиналОсвобождение исконных земель Северо-Западной Руси вместе с Новгородом явилось причиной войны со шведами, которая завершилась подписанием 27 февраля 1617 года Столбовского мирного договора. Итоги шведской оккупации для Новгорода оказались весьма плачевными — половина города была сожжена, в живых оставалось всего 527 горожан. В опустошённом крае бушевали голод и болезни.
Добавить текст Вернуть оригиналОдним из наиболее полных собраний документов в Новгороде во время шведской оккупации является Новгородский оккупационный архив, хранящийся в Государственном архиве Швеции в Стокгольме.
Добавить текст Вернуть оригиналПоложение Новгорода после разорения было тяжёлым. Росло число беженцев из территорий, отошедших по Столбовскому договору к Швеции; с трудом восстанавливалось разрушенное хозяйство. Из-за роста цен на хлеб в 1650 году в городе вспыхивает хлебный бунт. В дни восстания в городе на стороне царя Алексея Михайловича оставался митрополит Никон, который предал анафеме бунтовщиков (за это он был жестоко избит). Поведение Никона во время бунта укрепляет его позиции; в 1652 году он становится московским патриархом. Вскоре, с началом реформ Никона, в Русской православной церкви происходит раскол, затронувший, в первую очередь, новгородскую епархию.
Добавить текст Вернуть оригиналВ 1700 году начинается Северная война, которая вначале омрачается тяжёлыми поражениями русских войск. После поражения под Нарвой Пётр I спешно готовит крепостные укрепления Новгорода к возможной осаде шведов. Шведские войска не дошли до Новгорода; тем не менее, новгородский полк сыграл важную роль в Полтавском сражении 1709 года.
Добавить текст Вернуть оригиналВ 1703 году, в связи с основанием новой столицы Российского государства многие мастера из Новгорода были привлечены к её строительству. В то же время Новгород окончательно теряет своё былое значение как торговый пункт и превращается в обычный провинциальный город26.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Какие традиции, существовавшие в XVII в., до сих пор сохранились в вашей местности, семье?
В нашей семье мы отмечаем религиозные праздники – Рождество и Пасха. Наша семья всегда готова помочь родственникам, друзьям и соседям, подобно «помочи».
Добавить текст Вернуть оригинал6. Подготовьте презентацию с изображением вещественных исторических источников, характеризующих повседневную жизнь различных сословий российского общества XVII в. При подготовке используйте ресурсы Интернета или собственные фотографии из местных музеев.
Добавить текст Вернуть оригиналК вещественным источникам, характеризующим повседневную жизнь боярства, можно отнести дорогие шубы и шапки, перстни и другие украшения. К вещественным источникам, характеризующим повседневную жизнь дворянства, следует отнести различное оружие (сабли, пищали, кинжалы). Жизнь посадских людей характеризовали богатые сундуки, иконы, орудия труда (например, инструменты кузнеца). Крестьяне носили простую одежду и лапти, а частью их жилища были деревянные лавки и печь.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 114