Опричнина
Стр. 81
Вопрос в начале параграфа
Какое значение имеет опричнина в истории России? Каковы были итоги правления Ивана IV?
Установление опричнины способствовало утверждению в России неограниченной власти царя. Опричнина разорила экономику и хозяйство страны.
Добавить текст Вернуть оригиналПравление Ивана IV привело к хозяйственному разорению страны, усилению крепостного гнета, поражению в Ливонской войне.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 82
Вопрос к пункту 2
Какими правами и привилегиями обладали бояре в начале правления Ивана IV?
В начале правления Ивана IV бояре имели широкие права и привилегии. Они не платили податей, получали от государства земли за службу, участвовали в работе Боярской думы (самые знатные).
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 82
Вопрос к пункту 2
Как была устроена система управления государством в странах Европы в этот период?
В странах Европы формировалось большое и влиятельное чиновничье сословие, руководившее государством от имени монарха. В Европе формировались абсолютные монархии.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 82
Вопрос к иллюстрации
Александров.
Стр. 85
Вопрос к пункту 5
Когда началось становление крепостного права в России? Что такое заповедные лета?
Становление крепостного права в России началось с введения в 1497 г. Юрьева дня, который ограничивал право перехода от одного помещика к другому.
Добавить текст Вернуть оригиналЗаповедные лета – годы, в течение которых в некоторых районах Российского государства запрещался крестьянский выход в осенний Юрьев день. Заповедные лета были введены в 1581 г.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 87
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Как отразилась на личности Ивана Грозного болезнь, обрушившаяся на него по возвращении из Казанского похода?
Болезнь сильно повлияла на личность Ивана IV. После выздоровления он стал подозрительным и жестоким.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Каковы причины разрыва царя со своими сподвижниками? Согласны ли вы с утверждением самого Ивана IV о том, что его бывшие сподвижники А. Ф. Адашев и Сильвестр были причастны к смерти его жены Анастасии Романовны? Почему царь легко поверил подобным слухам?
Добавить текст Вернуть оригиналИван IV после болезни стал подозрительным и жестоким. Реформы, разработанные членами Избранной рады, были рассчитаны на длительный период, однако царь хотел немедленных результатов. Неудачные советы Адашева в ходе Ливонской войны добавляли масла в огонь. К тому же Иван IV, стремившийся к самовластию, давно тяготился опекой со стороны Сильвестра и Адашева и охотно поверил слухам об их виновности.
Добавить текст Вернуть оригинал3. В чем были принципиальные разногласия участников Избранной рады и царя?
Реформы Избранной рады были направлены на коллегиальное управление государством, тогда как Иван IV стремился к самовластию.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Как сложились судьбы членов Избранной рады?
Адашев был арестован и умер под стражей. Сильвестра сослали в один из северных монастырей, где он вскоре погиб. В столице начались массовые расправы над боярами и членами Избранной рады. Митрополит Макарий скончался в 1563 г. Андрей Курбский бежал в Литву.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Сформулируйте в двух-трех предложениях суть политики опричнины. Как «прославилось» опричное войско в походе на Новгород Псков? Почему оно не смогло дать отпор набегу крымского хана?
Добавить текст Вернуть оригиналСуть политики опричнины заключается в стремлении укрепить власть царя и ослабить экономическое могущество старых боярско-княжеских родов.. Опричное войско «прославилось» в походе на Новгород и Псков насилием и казнями их жителей. Города были разграблены. Опричное войско было слабым, могло действовать только против безоружного мирного населения, а в военном смысле войско было слабым и неподготовленным.
Добавить текст Вернуть оригинал6. Каковы основные итоги опричнины?
Итоги опричнины являются крайне противоречивыми. С одной стороны, Иван Грозный достиг поставленной цели: невероятно укрепил царскую власть и ослабил влияние бояр и бывших удельных князей. С другой стороны, цена за эти достижения была крайне велика: тысячи казнённых и замученных ни в чём неповинных людей, военное ослабление Российского государства (пример – сожжение Москвы Девлет-Гиреем), а также невиданное раньше хозяйственное разорение и упадок страны, ставшие причиной закрепощения русского крестьянства.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 87
Работаем с картой
1. С помощью атласа покажите на карте территории, вошедшие в состав опричнины.
Территории, вошедшие в состав опричнины, отмечены зеленой штриховкой. Центр опричнины обозначен синей звездой.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Назовите наиболее крупные города, которые находились в этих территориях.
В состав опричнины вошли часть Москвы, Вязьма, Можайск, Вологда, Кострома и др. Ее центром стала Александровская слобода.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Сравните расположение и экономический потенциал земель опричнины и земщины.
Экономический потенциал опричнины был крайне высок. Это были богатые территории, которые имели выход к морям, то есть через них велась торговля. На востоке владения Строгановых, которые были крайне богатыми и занимались торговлей с Сибирью. Земщина же была на небогатых территориях. Расположение земщины – юг и запад.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Используя материалы параграфа, нанесите на контурную карту основные центры и территории опричнины и земщины, отразите это в легенде карты.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 87
Изучаем документ
1. Как оценивает автор отрывка деятельность Ивана IV?
В. О. Ключевский отрицательно оценивает царствование Ивана IV.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Объективен ли в своих оценках автор? Объясните свои выводы.
Автор объективен в своих оценках, так как царь задумывал больше, чем сделал. Его деятельность принесла больше потрясений, чем пользы.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 87
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Объединитесь в группу и соберите информацию о членах Избранной рады с помощью дополнительной литературы и Интернета. Составьте в тетради их биографические портреты. Узнайте, что объединяло членов Избранной рады, а в чём они были абсолютными противоположностями.
Добавить текст Вернуть оригиналМАКАРИЙ (в миру Михаил) - митрополит Московский и всея Руси, общественный и политический деятель, святой.
Добавить текст Вернуть оригиналМонашеский постриг принял в конце XV века в Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре. По некоторым данным, участвовал в росписи построенных в это время монастырских колокольни и трапезной. В 1523 году митрополит Московским Даниилом возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Можайского Лужецкого монастыря (позднее, будучи митрополитом, Макарий инициировал строительство каменного собора монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы).
Добавить текст Вернуть оригинал4 марта 1526 года рукоположен в епископы и назначен на Новгородскую архиепископскую кафедру. Поставление Макария на вторую по значимости кафедру свидетельствовало о его близости к великому князю Василию III Ивановичу, а также митрополите Даниилу и иосифлянским кругам русских иерархов. Деятельность Макария в Новгороде способствовала укреплению московского влияния в регионе, как политического (благодаря Макарию мятеж старицкого князя Андрея Ивановича в 1537 году практически не распространился на новгородские земли), так и культурного. Макарий реализовал решения церковного собора 1503 года, введя в новгородских монастырях общежительный устав (1528 год). При нём была произведена реставрация многих новгородских церквей и икон, отлит большой колокол для кафедрального Софийского собора, в соборе поновлены фрески, украшен иконостас. В Пскове по указанию Макария построен архиепископский дворец (1535 год). Макарий направлял миссионеров для просвещения лапландцев (современные саамы).
Добавить текст Вернуть оригиналОколо 1539 года по его инициативе составлен так называемый Владычный летописный свод Макария. В Новгороде под руководством Макариес были проведены работы по составлению 1-й редакции «Великих Четьих-Миней» (ВМЧ). Начало этим трудам положил монах Досифей Топорков, который по поручению Макария редактировал (1528-1529 годы) славянский текст Синайского патерика, впоследствии включённый в ВМЧ. По благословению Макария в 1535 году толмач Д. Герасимов перевёл толковую Псалтирь Бруно Вюрцбургского, в 1537 году В.М. Тучков создал новую редакцию жития новгородского святого - преподобного Михаила Клопского (XV век).
Добавить текст Вернуть оригиналС 19 марта 1542 года, после низведения с престола митрополитп Иоасафа (Скрипицына), Макарий - митрополит Московский и всея Руси, предстоятель Русской церкви. Во время Боярского правления 1530-1540-х годов старался занимать примирительную позицию, исполняя традиционную роль «печалователя» за опальных лиц. Нараставшие противоречия и напряжение в придворной элите, приведшие к казням видных членов Боярской думы летом 1546 года и молодых аристократов в январе 1547 года (без покаяния и причастия), побудили Макария выступить инициатором укрепления власти Ивана IV Васильевича венчанием его на царство. С целью получить официальное признание православными патриархами царского титула Ивана IV Макарий позднее обратился к патриарху Константинопольскому Иоасафу II. Повышение статуса русского монарха и Русского государства должно было, по мысли Макария, увеличить авторитет монарха как внутри страны, так и в мире. После Московского восстания 1547 года стала очевидной необходимость реформ в области государственного управления, военного дела, в сфере налогов и поземельных отношений. Вместе с другими иерархами и представителями белого духовенства (священник Сильвестр), находясь в составе Избранной рады, Макарий принял в этих преобразованиях активное участие. Призывая москвичей к публичному покаянию, он способствовал примирению противоборствовавших политических партий. Моральной основой реформ стали и публичные покаяния представителей власти (в том числе самого царя) на так называемом Соборе примирения 1549 года. Этот собор, в подготовке и проведении которого Макарий сыграл важную роль, стал прототипом последующих Земских соборов. В серьёзных противоречиях по вопросу о церковном землевладении между «иосифлянским» (смотри в статье Иосифляне) большинством в Русской церкви, к которому принадлежал Макарий, и светской властью усилиями Макария в 1549-1551 годы был найден компромисс: церковные вотчины в общем порядке лишались податных льгот и привилегий, подлежали конфискации некоторые незаконные приобретения, однако сохранялись прежние церковные владения при резком ограничении способов получения новых земель. На церковных соборах, руководимых Макарием, были утверждены образец текста уставной земской грамоты, текст Судебника 1550 года (смотри в статье Судебники XV-XVI веков), другие постановления по важнейшим вопросам общественной жизни. Макарий был одним из вдохновителей наступательной восточной внешней политики, в том числе казанских походов. В 1-й половине 1550-х годов Макарий принимал также участие в дипломатических контактах с Великим княжеством Литовским.
Добавить текст Вернуть оригиналМакарий - инициатор составления крупных книжных сводов. Под его наблюдением были значительно дополнены ВМЧ: в 1552 году он дал вкладом в Успенский собор Московского Кремля новую (так называемую Успенскую) их редакцию. Следующая редакция, ещё более объёмная, была преподнесена Ивану IV (так называемая Царская редакция). Позднее ВМЧ использовались при составлении других миней. Полностью сохранилась только Успенская редакция. С Макарием связаны круг идей «Летописца начала царства» (в нём в том числе приведены речи и послания Макария 1550-1552 годов) и в особенности замысел «Степенной книги», в которой впервые сформулирована концепция истории Руси со времён великого князя Владимира Святославича до середины XVI века. Предпринятая по инициативе Макария канонизация русских святых (в месяцеслов было внесено 39 имён) обусловила создание их житий или новых редакций уже бытовавших текстов.
Добавить текст Вернуть оригиналС Макарием связаны выдающиеся архитектурные проекты (Василия Блаженного храм), новации фресковой живописи и иконографии в росписях Благовещенского собора Московского Кремля после пожара 1547 года. Согласно послесловию к «Апостолу» (1564 год) Ивана Фёдорова, Макарий был инициатором организации печатного дела в Москве.
Добавить текст Вернуть оригиналВремя предстоятельства Макария характеризуется активизацией соборной жизни Русской церкви. Особое значение имел проведённый Макарием Стоглавый собор (1551 год). На церковных соборах осени 1553 - зимы 1554 годов при активном участии Макария были осуждены как еретические идеи М.С. Башкина и Феодосия Косого, а также отлучён от Церкви бывший игумен Троице-Сергиева монастыря Артемий. В конце 1560 года Макарий участвовал в соборе, созванном по инициативе Ивана Грозного, на котором бывшие ближайшие советники царя священник Сильвестр и А. Ф. Адашев заочно (Макарий настаивал на их личном присутствии) были осуждены по обвинению в отравлении царицы Анастасии Романовны и других преступлениях. Собор 1555 года учредил новую Казанскую архиепископию. Макарий рукоположил более 30 архиереев. С рубежа 1550-1560-х годов он постепенно стал отходить от дел; по разным причинам, главным образом по состоянию здоровья, не раз пытался уйти на покой (1547, 1562, 1563 годы), но уступал давлению со стороны царя.
Добавить текст Вернуть оригиналСочинения Макария полностью не выявлены. Известен ряд его ораторских произведений: проповеди в Успенском соборе во время венчания на царство Ивана IV Васильевича, при вступлении царя в брак с Анастасией Романовной, приветственная речь при встрече царя после взятия Казани и другие. Сохранились переписка Макария с бывшим митрополитом Московским Иоасафом (Скрипицыным), с Максимом Греком, послание князю А.Б. Горбатому в Казань, ряд грамот нравоучительного и административного характера, а также духовная грамота, написанная незадолго до смерти. Макарий погребён в Успенском соборе Московского Кремля.
Добавить текст Вернуть оригиналКанонизирован РПЦ в 1988 году, день памяти 30 декабря (12 января), в Соборе Московских святых и в Соборе Московских святителей.
Добавить текст Вернуть оригиналИзображения Макария встречаются в храмовых росписях: в Успенском соборе в Свияжске (XVI век), в храме Николы Надеина в Ярославле (XVII век), в Благовещенском соборе в Казани (XIX век). Он изображён у печатного станка в разделе «Просветители» на горельефе памятника «1000-летие России» в Великом Новгороде.
Добавить текст Вернуть оригиналВ 2001 году в РПЦ учреждён орден Святого Макария, которым награждаются лица за заслуги в области церковной науки и просвещения7.
Добавить текст Вернуть оригиналОсновное противоречие состояло в радикальном отличии взглядов царя и Рады на вопрос централизации власти в государстве. Члены рады стремились реформировать страну, но у каждого было свое видение на ряд проблемных вопросов.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Рассмотрите историческую ситуацию, связанную с началом политики опричнины. Как вы считаете, почему Иван IV уехал в Александровскую слободу и прислал оттуда две грамоты, первую - духовенству и Боярской думе, а вторую – посадским людям Москвы? В чем была цель этих действий царя?
Добавить текст Вернуть оригиналПервая грамота – духовенству и Боярской думе – имела целью указать на их преступления, чтобы добиться одобрения на борьбу с неугодными для себя. Вторая грамота – посадским людям Москвы – имела целью получить поддержку со стороны горожан в борьбе с неугодными Ивану Грозному боярами и представителями духовенства. Таким образом, он хотел получить всестороннюю поддержку своих действий.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Проведите историческое исследование и выясните (с помощью дополнительной литературы и Интернета), почему на одном из гербов Ивана IV вместо Георгия Победоносца вдруг появился единорог. Что означал единорог на гербе?
Добавить текст Вернуть оригинал1561 год был чрезвычайно важен для истории Московского царства. В этом году царский титул Ивана Грозного был признан Константинопольской православной церковью, что придавало ему легитимный характер со стороны «вселенского» православия. И хотя грамоту о признании получили в Москве после реформы печати, можно думать, что уже в преддверии этого события Иван Грозный решил отразить свой царский статус в новой эмблеме.
Добавить текст Вернуть оригиналРог единорога, как и рог вообще, неоднократно упоминается в Библии. Существенно, что рога, согласно библейскому тексту, использовались в качестве некоей регалии в церемонии помазания на царство. В рога наливали миро, которым освящали царский статус царей Давида и Соломона. Таким образом, рог единорога служил символом помазания на царство, обретения царского статуса. И действительно, в начале 1560-х годов даже само наименование рога единорога на некоторое время вошло в царский титул8.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 88
4. Используя материалы учебники и ресурсы Интернета, сравните взгляды Ивана IV и А. М. Курбского. Самостоятельно определите критерии сравнения. Результаты сравнения оформите в тетради в виде таблицы. Сделайте вывод.
Добавить текст Вернуть оригиналЛинии сравнения | Иван IV | А.М. Курбский |
---|---|---|
Пути развития государства | Неограниченная власть царя (самодержавие) | Повышение роли знати в управлении государством («ограниченная монархия») |
Расправа над членами Избранной рады | Царь волен поступать так, как считает нужным | Несправедливая тирания по отношению к ее членам |
5. Сформулируйте свое отношение к Ивану IV. Ответ аргументируйте, используя исторические факты.
На мой взгляд, Иван IV Грозный является одной из наиболее неоднозначных личностей в истории России. С одной стороны, он провёл ряд необходимых и крайне важных преобразований (военную реформу, реформу местного управления и налогообложения), что существенно укрепило Российское государство. Принятие царского титула способствовало поднятию международного престижа и авторитета русского самодержавия. Также несомненным достижением Ивана Грозного являлось присоединение огромных территорий на востоке: Казанского, Астраханского и Сибирского ханств. Тем самым была обеспечена безопасность восточных и юго-восточных рубежей России.
Добавить текст Вернуть оригиналС другой стороны, Иван Грозный безрассудно ввязался в Ливонскую войну, неверно оценив потенциал своих противников. Как следствие – это привело к военному поражению России и ослаблению её влияния в Восточной Европе. Но наибольшей ошибкой царя стал кровавый террор опричнины, который загубил жизни большого количества невиновных людей, подорвал доверие народа к власти и привёл и экономическому упадку Российского государства. Последствия этой политики государство и общество чувствовали ещё немало лет.
Добавить текст Вернуть оригинал6. Ниже приведены мнения историков о причинах и характере опричнины. С каким из них вы согласны? Свой ответ аргументируйте.
Добавить текст Вернуть оригиналЯ согласен с мнениями Н. И. Костомарова, АВ. Б. Кобрина, Р. Г. Скрынникова. Рассматривая точку зрения Костомарова, можно заметить, что на личность и характер Ивана Грозного сказалась борьба бояр за власть, что, несомненно, сказалось на политике царя. Кобрин верно замечает, что политика Ивана Грозного была направлена на ускоренную централизацию власти, которая создавалась при помощи террора и уничтожения сильной власти бояр. Скрынников подмечает, что опричнина была воплощением самодержавия, так как царь опирался лишь на себя, борясь именно со своей опорой – боярством. Таким образом, он старался укрепить свое могущество и побороть противовес со стороны единого боярства.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 89