Вопросы и задания в конце параграфа
1. Прочитайте эпиграф:
Как «старина и новизна перемешались» в развитии культуры в XVII в.? Свой ответ подтвердите примерами.
Стариной в русской культуре XVII в. можно назвать следование православным религиозным традициям (в литературе, архитектуре, изобразительном искусстве и т.д.). В свою очередь, новизной считается появление светских (нецерковных) элементов, а также некоторых западноевропейских веяний (например, архитектура барокко). На мой взгляд, наиболее ярким примером «смешивания старины и новизны» можно назвать изобразительное искусство, в частности парсуну, в которой соединялись черты как традиционной живописи, так и светского портрета.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Как вы понимаете выражение «обмирщение культуры»? Как процессы обмирщения отразились в литературе, архитектуре, живописи, образовании?
Добавить текст Вернуть оригиналВ моём понимании, «обмирщение культуры» – это уменьшение влияния на культуру церкви и её запретов, и усиление влияния общества (мира). Этот процесс в России был характерным для всего XVII в. и охватил абсолютно все аспекты культуры. В литературе «обмирщение» проявлялось в виде появления большого количества нерелигиозных развлекательных произведений, с сюжетами, взятыми из жизни общества. В архитектуре данные процессы отразились в виде строительства большого количества светских сооружений, и переходе от аскетизма и простоты сооружений до использования большого количества декоративных элементов (наиболее яркий пример – стиль барокко). В изобразительном искусстве, «обмирщение» проявлялось в виде писания икон, в которых Господь и святые изображались с проявлением человеческих черт и эмоций, а также в зарождении светского живописания (парсуна). В образовании «обмирщение» привело к появлению специализированных учебных пособий (азбук, грамматик) и основанию новых учебных заведений.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Вспомните особенности архитектуры Западной Европы в XVII в.? Сравните русскую и западноевропейскую архитектуры. Чем московское барокко отличалось от предшествующих архитектурных стилей в России и Западной Европе?
Добавить текст Вернуть оригиналРусская и западноевропейская архитектура XVII в., хоть и имели общие черты, всё же развивались независимо друг от друга. Это порождало определённые отличия. К примеру, с середины XVII в., в связи с появлением интереса к античному наследию Древней Греции и Древнего Рима, в Западной Европе стал популярным стиль классицизм, признаков которого в России в указанный период не наблюдалось.
Добавить текст Вернуть оригиналОднако общей чертой в русской и западноевропейской архитектурах был стиль барокко. В России он получил название московского (нарышкинского) барокко. Он отличался от предшествующих архитектурных стилей тем, что характеризовался излишней декоративностью, торжественностью, симметричностью и сложностью форм.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Используя дополнительную литературу, подготовьте сообщение на тему «Школы при Аптекарском и Посольском приказах».
XVII в. характеризовался как распространением образованности среди русского населения, так и появлением новых учебных заведений, часть из которых специализировалась на подготовке специалистов конкретной сферы деятельности. Именно такими заведениями были школы при Аптекарском и Посольском приказах, которые фактически являлись структурными подразделениями данных органов исполнительной власти и готовили кадры для работы в них.
Добавить текст Вернуть оригиналТак, в 1654 г. была основана школа при Аптекарском приказе, которую ещё называли Лекарской школой. Поскольку её задачей была подготовка русских лекарей, то данное заведение считается первым учреждением в России, где готовили профессиональных медиков. В неё набирали «стрелецких детей» – т.е. сыновей незнатных и малоимущих дворян. Учёба происходила на протяжении 4-6 лет. Преподавали основы хирургии, терапии, анатомии, физиологии и даже фармации (науки о лекарствах). Почти все преподаватели были иностранцами (в основном – немцы). Большинство выпускников данной школы направлялись лекарями в войска, т.е. выполняли роль военных врачей. К концу XVII в. стало нормой, что каждый полк имеет своего лекаря. При этом следует отметить очень малое количество медиков: ежегодно выпускалось не более 30 выпускников, что было явно недостаточно для потребностей Российского государства. Поэтому подавляющее большинство населения продолжало пользоваться услугами различных знахарей и народных целителей.
Добавить текст Вернуть оригиналУ школы при Посольском приказе было иное предназначение – здесь готовили будущих дипломатов России: послов, подьячих и думных дьяков, а также вспомогательный персонал: приказных судей, переводчиков, толмачей, приставов, золотописцев (писарей с красивым почерком). Поскольку дипломатическая служба была намного престижнее работы лекаря, то школа не ощущала недостатка в желающих получить такое образование. Поэтому обучались здесь не только дети дворян, но и бояр. На протяжении 5-7 лет их обучали дипломатическому этикету, придворному церемониалу, и самое главное – иностранным языкам. Во второй половине XVIII в. Посольский приказ имел специалистов по 21 языку: как по европейским (английскому, французскому, немецкому, польскому, шведскому и т.д.), так и по восточным (татарскому, турецкому, арабскому, персидскому, монгольскому и т.д.). Кроме того, в обязательном порядке изучали т.н. «мёртвые языки»: латынь и древнегреческий. В целом, выпускник такой школы знал в среднем 2-3 иностранных языка.
Добавить текст Вернуть оригиналТаким образом выпускники школ при Аптекарском и Посольском приказах выполняли крайне важные функции как для Российского государства, так и для общества в целом.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://www.rmj.ru/articles/istoriya_meditsiny/Pervaya_medicinskaya_shkola_Rossii/
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://studfile.net/preview/6012108/page:77/
Добавить текст Вернуть оригиналhttp://istorja.ru/forums/topic/2390-posolskiy-prikaz/
Добавить текст Вернуть оригиналhttp://vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/1927
Добавить текст Вернуть оригинал4. Соотнесите даты, отмеченные на ленте времени, и следующие события:
1) создание Славяно-греко-латинской академии;
1687 г.
2) открытие школы при Заиконоспасском монастыре;
1665 г.
3) появление школы при Печатном дворе;
1680 г.