Вопросы и задания в конце параграфа
1. Прочитайте эпиграф:
1) О ком идёт речь в тексте?
Речь идет о самозванце, Лжедмитрие I (Григорие Отрепьеве), который выдавал себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного.
Добавить текст Вернуть оригинал2) Кто, по мнению историка, поддерживал самозванца?
По мнению историка, самозванца поддержали поляки и российское боярство, во главе с Романовыми.
Добавить текст Вернуть оригинал3) Объясните смысл цитаты «испечён в польской печке, а заквашен в Москве». Свой ответ подтвердите словами из текста параграфа.
Добавить текст Вернуть оригиналИсторик имеет в виду, что изначально к роли самозванца Григория Отрепьева подготовили недовольные Годуновым бояре, а уже после – поляки. Т.е., если бы Лжедмитрия I поддержали только поляки, он никогда бы не занял царский престол. Без помощи российской знати самозванец изначально был обречён на провал. Подтверждением служит данный текст параграфа «Бойкого юношу заприметили недруги царя и стали готовить к роли … царевича Дмитрия Ивановича. Среди причастных к этому заговору историки осторожно называют и Романовых, и Шуйских…»
Добавить текст Вернуть оригинал2. Используя текст параграфа и интернет-ресурсы, подготовьте сообщение на тему «Как беглый монах Григорий Отрепьев стал русским царём».
Добавить текст Вернуть оригиналГригорий Отрепьев (ок. 1581 – 1606), он же Лжедмитрий I. До пострига в монахи носил имя Юрий Богданович. Обстоятельства большей части его жизни, а в особенности до того момента, как он стал открыто претендовать на российский престол (т.е. до 1603 г.), малоизвестны и по сей день. Существует немало версий, в особенности касательно его покровителей с числа московской знати. Несомненным является то, что Отрепьев был по происхождению мелкопоместным дворянином родом из-под Галича (ныне – Костромская область). Семья будущего самозванца жила бедно, и поэтому его отец был вынужден арендовать землю у своего соседа – боярина у Никиты Романовича Захарьева-Юрьина, деда будущего царя Фёдор Михайловича Романова. Этот факт, а также то, что юного Отрепьева отправили учиться в Москву к Михаилу Никитичу Романову (дяде будущего царя), является косвенным доказательством того, что именно Романовы причастны к появлению версии о «чудом спасшемся царевиче Дмитрие Ивановиче» (во всяком случае на начальном этапе).
Добавить текст Вернуть оригиналБудущий самозванец отличался стремлением к знаниям, был хорошо образован (по меркам того времени). В 1595 г. был пострижен в иноки под именем Григорий, а в 1600 г. – в дьяконы. Стал монахом Чудова монастыря (ранее находился на территории Московского Кремля). Был переписчиком книг при патриархе Иове, а некоторое время даже присутствовал в качестве писца на заседаниях Боярской думы. Скорее всего, благодаря этому получил познания касательно некоторых норм придворного этикета и расстановки сил вокруг царя Бориса Годунова (кто какое положение занимает при дворе, их отношение к государю и т.п.). Также доподлинно известно, что на протяжении как минимум 1599 – 1600 гг. он проявлял явно нездоровый интерес к личности покойного царевича Дмитрия. Отрепьев расспрашивал монахов, а также других духовных лиц об обстоятельствах его гибели, о его матери – царице Марии Нагой и т.д. Видимо в то время он готов был стать на путь самозванства и тщательно готовился к выполнению этой роли.
Добавить текст Вернуть оригиналДальнейшие события вообще настолько туманны, что однозначного ответа здесь нет. По одной версии, Отрепьев начал вести разговоры с другими монахами о том, что в будущем он займет царский престол. Об этом донесли царю, и он велел выслать его в отдалённый Кириллов монастырь (под Вологду). Но кто-то успел всё же предупредить Григория, и он был вынужден бежать за пределы Российского государства. По другой версии, разгромив в середине 1600 г. группу бояр, которые группировались вокруг Фёдора Никитича Романова (т.н. «романовский кружок»), Борис Годунов искал реальные доказательства их измены. Поэтому кто-то из уцелевших заговорщиков решил упрятать подальше будущего Лжедмитрия и помог ему бежать за границу. По третьей версии, Отрепьев самостоятельно принял решение о переезде в Речь Посполитую и поиске там потенциальных союзников.
Добавить текст Вернуть оригиналВ начале 1602 г. он объявляется в Киеве, в Киево-Печерском монастыре. Однако и здесь сведения о его деятельности крайне скудны. Точкой отсчёта Смутного времени можно назвать 1603 г., когда, находясь в городе Брагин (ныне Гомельская область Беларуси), Григорий тяжело заболел (или просто притворился больным) и на исповеди «признался» о своём царском происхождении. Священник сообщил об этой новости местному вельможе – князю Адаму Вишневецкому. В итоге, Отрепьев не умер, а превратился в знаменитость среди местной шляхты. Однако и тут его, скорее всего постигла бы неудача, если бы судьба не свела беглого монаха с влиятельным и богатым человеком – Юрием (Ежи) Мнишеком¸ который занимал должности воеводы сандомирского, львовского старосты и сенатора Речи Посполитой. Он всерьез заинтересовался самозванцем и решил использовать его в личных целях. С этого момента Григорий Отрепьев окончательно превратился в Лжедмитрия. Обратного пути уже не было.
Добавить текст Вернуть оригиналПериод с осени 1603 г. по лето 1604 г. был посвящен подготовке вторжения в Россию. Мнишек, пользуясь своим положением при королевском дворе и многочисленными связями, сумел заинтересовать многих польских и литовских магнатов о предстоящем военном походе – прежде всего братьев Константина и Адама Вишневецкого, которые были готовы деньгами поддержать самозванца. Что касается короля Сигизмунда III, то он с большой осторожностью отнёсся к возможной войне с Россией, не будучи заранее уверен в успехе. Поэтому официально он не поддержал Лжедмитрия и не предоставил ему королевских войск (этим и объясняется малочисленность войска самозванца). Однако всё же король и его окружение очень надеялись на то, что в случае удачи данной авантюры им удастся серьезно ослабить Российское государство и бескровно отобрать у неё столетием ранее утерянные территории (прежде всего Смоленскую и Чернигово-Северскую земли). Тем более Лжедмитрий не скупился на обещания. Тоже самое касается и католического духовенства. Личность самозванца очень заинтересовала представителей ордена иезуитов, которые имели сильные позиции в Речи Посполитой. Католические иерархи давно мечтали распространить свою веру на восток, однако на их пути стояла Русская православная церковь. И они готовы были ухватиться за любую возможность, которая позволила бы осуществить их мечты. Лжедмитрий, понимая это, гарантировал, что в случае воцарения на «отцовском» престоле, он будет всячески содействовать католицизму в России (открыть костёлы в Москве и других крупных городах, уравнять в правах католическую и православную церкви, разрешить деятельность иезуитов). Он даже заручился поддержкой папы римского Климента VIII, который увидел в самозванце новую возможность подчинения православной церкви католической (последняя подобная попытка – Брестская уния 1596 г. серьезного успеха не принесла). Для пущей убедительности своих обещаний самозванец вообще пошел на крайне рискованный шаг – в апреле 1604 г. тайно принял католичество. Ещё одно важное обещание беглый монах дал своему покровителю Мнишеку – после занятия трона жениться на его дочери – Марине Мнишек. Таким образом, у этого магната появился дополнительный стимул помогать Лжедмитрию.
Добавить текст Вернуть оригиналВторжение самозванца на территорию России произошло в октябре 1604 г. Само по себе войско Лжедмитрия было малочисленное (всего 4-5 тысяч человек), плохо организованное (состояло из запорожских и донских казаков, наёмников, а также из безземельной и малоземельной шляхты) и плохо вооружённое (отсутствовала необходимая для осады крепостей артиллерия). Казалось, что данный поход просто обречён на неминуемое поражение. Поэтому неудивительно, что поначалу Борис Годунов всерьез не воспринимал данную угрозу. Однако настоящая опасность исходила из глубин русского народа, который перенёс тяготы Великого голода 1601 – 1603 гг. и находился в крайней степени обнищания и озлобления. Простые люди готовы были поверить в то, что причина их бед кроется в «ненастоящем» царе, а с появлением «истинного самодержца» – наступит благополучие и счастливая жизнь. Как следствие – множество пограничных городов, услышав о приближении «законного царя Дмитрия Ивановича», без боя сдавали города и переходили на сторону противника. К тому же Лжедмитрий поступил очень мудро, направившись в Москву через черниговские и cеверские земли, где находилось немало беглых крестьян, казаков, а также служилых людей, недовольных политикой Годунова. Войско самозванца неуклонно росло с каждым днём.
Добавить текст Вернуть оригиналКонец авантюре Лжедмитрия должно было положить сражение у села Добрыничи. 21 января 1605 г. верные царю войска, под командованием князя Фёдора Мстиславского, наголову разбило самозванца, а он сам чуть было не попал в плен и бежал в пограничный Путивль. Большинство сопровождавших его людей вернулись в Речь Посполитую. Однако совершенно неожиданно для всех на юге Российского государства начались мятежи и восстания, направленные в поддержку «истинного царя». Это помогло Лжедмитрию довольно быстро восстановить свои силы.
Добавить текст Вернуть оригиналРешающий момент произошёл 13 апреля 1605 г., когда внезапно умер Борис Годунов (существуют версии как об его отравлении боярами, так и о самоубийстве). Новый царь – 16-летний Фёдор Годунов, который не внушал знати ни страха, ни уважения. С этого момента большинство бояр решило переметнутся на сторону самозванца. На его сторону перешли крупные войска под командованием Петра Басманова и Василия Голицына. Лжедмитрий выступил из Путивля в свой триумфальный поход на Москву.
Добавить текст Вернуть оригинал1 июня 1605 г. в Москве началось восстание горожан, которых подстрекали послы самозванца, а также московское боярство. Разъярённые повстанцы ворвались в Кремль и схватили царя Фёдора и его ближайших родственников (через несколько дней их убили, а тела выставили на всеобщее обозрение). В свою очередь Боярская дума, быстро сориентировавшись в этой обстановке, провозгласила царём «Дмитрия Ивановича». 20 июня Лжедмитрий торжественно вступил в столицу и 30 июля 1605 г. венчался на царство в Успенском и Архангельском соборах Московского Кремля.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://kremlion.ru/praviteli/ljedmitry1/
Добавить текст Вернуть оригиналhttp://www.hrono.ru/biograf/bio_l/lzhedm1.php
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://history.galich44.ru/article/21
https://obrazovaka.ru/otrepev-grigoriy-biografiya.html
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://lenta.ru/articles/2016/07/09/fakedimitry/
Добавить текст Вернуть оригиналhttp://www.spsl.nsc.ru/history/descr/spis66.htm
Добавить текст Вернуть оригинал3. Прочитайте запись из дневника польского придворного: «Угощала царица всех панов московских в своих палатах. Уже в ту ночь собиралась «москва» на улицах, охваченная злобой, готовясь к нападению. И потому жолнёры (пехотинцы польской армии. — Авт.) были вооружены и в полной готовности, понимая, что люди должны взбунтоваться против поляков. Говорили царю, что эти сборища не без причины, чтобы остерегался измены, которой уже были явные свидетельства». О каких событиях пишет неизвестный автор? Объясните его благожелательное отношение к полякам и негативное к русским. Чем закончились описываемые в тексте события?
Добавить текст Вернуть оригиналВ данном документе речь идёт о свадьбе Лжедмитрия I и Марины Мнишек, которая произошла в мае 1606 г. Благожелательное отношение к полякам и негативное отношение к русским вполне логично, ведь сам автор является польским придворным. Описываемые в тексте события закончились убийством Лжедмитрия I 17 мая 1606 г. заговорщиками, во главе с князем Василием Шуйским.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Соотнесите даты, отмеченные на ленте времени, и следующие события:
1) воцарение Лжедмитрия I;
1605 г.
2) вторжение Лжедмитрия I в пределы России, начало Смуты;
1604 г.
3) свержение и убийство Лжедмитрия I;
1606 г.
4) провозглашение Василия Шуйского царём.
1606 г.