Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Назовите причины культурного возрождения русских земель.
Возрождению русской культуры способствовали освоение новых территорий, успехи в хозяйственном развитии. Центр политической и культурной жизни постепенно перемещался в Москву, возглавившую борьбу против Золотой Орды. Идея единства Русской земли и борьбы с иноземным владычеством стала одной из ведущих во всех русских землях.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Какие новые жанры и идеи появились в устном народном творчестве в XIII – XIV вв.?
Оформился новый жанр устного творчества – исторические песни. Героями этих произведений часто были простые люди, совершавшие подвиги в борьбе с завоевателями. Грустные песни посвящались русским девушкам-полонянкам (пленницам), под которыми подразумевали страдающую под иноземным владычеством Русь.
Добавить текст Вернуть оригинал3. О чём идёт речь в «Повести о разорении Рязани Батыем»? Определите жанр этого произведения.
«Повесть о разорении Рязани Батыем» относится к жанру воинской повести, которая рассказывает о взятии Батыем города Рязани и о трагической судьбе княжеской семьи. Основная мысль произведения заключается в идее личной гибели, чем нахождения в плену.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Используя изображения памятников архитектуры на с. 59 – 60, расскажите о достижениях русского зодчества конца ХIII – ХIV в.
Добавить текст Вернуть оригиналС конца XIII в. на Руси возобновилось каменное строительство. Во второй четверти XIV в. начинается сооружение каменных зданий в Москве. Новые здания создавались в духе традиций владимирского зодчества, что было призвано подчеркнуть идею преемственности столичного положения Москвы. Одним из центров каменного зодчества оставался Новгород. В отличие от суровых новгородских церквей домонгольского времени, эти храмы поражают легкостью, нарядностью и торжественностью своих форм. Их фасады украшали декоративными нишами с фресковыми росписями, треугольными впадинами, скульптурными крестами. Архитектура Пскова отличалась суровостью и лаконичностью.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Какая важная для историка информация содержится в названии московской церкви Спаса на Бору?
Церковь Спаса на Бору располагалась на территории современного Московского Кремля. Бор – лес, то есть на территории современного Кремля был лес.
Добавить текст Вернуть оригинал6. Перечислите живописные шедевры, созданные на Руси в конце ХIV в.
Фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде, церкви Рождества Богородицы, терема князя Владимира Храброго, Архангельского собора в Москве работы Феофана Грека; икона Донской Божьей Матери (Феофан Грек); иконостас Благовещенского собора (Феофан Грек).
Добавить текст Вернуть оригинал7. Подтвердите фактами утверждение, что русская живопись всё более освобождалась от византийского влияния и приобретала свои самобытные черты.
Добавить текст Вернуть оригиналВ живописи этого периода чувствовался интерес мастера к характеру, внутреннему миру изображаемого героя. Феофан Греки смело экспериментировал с цветом, выписывал фигуры святых так, что они не выглядели застывшими, а находились как бы в движении.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 54
Работаем с картой
1. Найдите на карте города, в которых началось каменное строительство в конце ХIII – ХIV в.
Тверь, Новгород, Москва, Псков (подписаны красным цветом).
Добавить текст Вернуть оригинал2. Покажите на карте города, которые в XIII – XIV вв. стали новыми центрами летописания.
Псков, Суздаль, Ростов, Москва (подписаны красным цветом и подчеркнуты).
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 54
Изучаем документ
1. Какова была творческая манера Феофана Грека? Чем он отличался от большинства художников того времени?
Феофан Грек никогда не взирал на образцы, как это делали русские мастера. Он создавал роспись сам, обдумывая образы и их изображения.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Какое влияние оказал Феофан Грек на дальнейшее развитие русского искусства?
Феофан Грек создал русскую живописную школу, которая отличалась от византийской, была самобытной, которая носила свойственные лишь ей черты.
Добавить текст Вернуть оригинал