Думаем, сравниваем, размышляем
1. Используя текст учебника и дополнительные источники информации, сравните два произведения о Куликовской битве - «Задонщину» и «Сказание о Мамаевом побоище».
Добавить текст Вернуть оригинал«Сказание о Мамаевом побоище», как и «Задонщина», воспевает великого князя Дмитрия Ивановича, восхищается подвигом русских воинов и духом воссозданного воинского братства. В «Задонщине» идет рассказ о душевных переживаниях героев битвы. В «Сказании о Мамаевом побоище» имеет больше подробностей самой битвы.
Добавить текст Вернуть оригинал2. К какой стороне света всегда обращён вход в православный храм? Почему православные храмы имеют такое расположение? Найдите объяснение в Интернете.
Добавить текст Вернуть оригиналАлтарь православного храма всегда обращен на Восток, а вход православного храма всегда смотрит на запад. Это было связано с тем, что Солнце восходит на Востоке, ожидая с этой стороны пришествия Христа.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Используя текст учебника и дополнительные материалы, докажите, что патриотические настроения русских людей нашли своё отражение в развитии культуры.
Добавить текст Вернуть оригиналПатриотические настроения особенно отобразились в литературе. После победы на поле Куликовом в 1380 г. сложился так называемый Куликовский цикл. В этот цикл входят «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» и летописные повести о битве. Все они воспевают героизм русских воинов в борьбе с иноземцами. Патриотические мотивы звучат и в хождениях, где идет сравнение культуры и быта других народов. В таких произведениях всегда воспевается Родина, любовь к ней.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Завершите заполнение таблицы в тетради «Важнейшие памятники русской культуры Х – начала ХVI в.»
Памятник | Время создания | Автор (если известен) |
---|---|---|
«Задонщина» | XV в. | Сафоний Рязанец |
«Сказание о Мамаевом побоище» | XV в. | - |
«Хождение за три моря» | XV в. | Афанасий Никитин |
«Хронограф» | XVI в. | - |
«Житие Сергия Радонежского» | XV в. | Епифаний Премудрый |
«Житие Стефана Пермского» | XV в. | Епифаний Премудрый |
Успенский, Архангельский соборы Московского Кремля | XV в. | Аристотель Фиораванти |
Грановитая палата | XV в. | Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари |
«Троица» | XV в. | Андрей Рублев |
Иконы и фрески Успенского собора Московского Кремля | XV – XVI в. | Дионисий |
5. Почему культурные ценности, созданные нашими предками в далёком прошлом, не потеряли своего значения и в наши дни?
Культурные ценности, созданные нашими предками, являются составляющей нашей культуры, быта, нашей самоидентификации. Зная историю, храня память о прошлом, мы не теряем свою самобытность.
Добавить текст Вернуть оригинал