Документ №1
1. О каких трудностях в строительстве храмов сообщается в тексте?
В тексте документа сообщается о том, что мастера, строившие Йоркскую церковь, не заботились о надёжности и безопасности сооружения, а думали лишь о красоте. В результате, данная церковь очень быстро разрушилась.
Добавить текст Вернуть оригинал2*. Учитывая время описываемых событий, предположите, почему мастера-строители не смогли обеспечить прочность постройки.
Добавить текст Вернуть оригиналСкорее всего, мастера жившие на рубеже XII – XIII вв., просто не задумывались над тем, что их постройка может быть ненадёжной. К тому же, немало секретов античних архитекторов, которые умели строить прочные и в тоже время красивые здания (многие из них сохранились до наших дней), в Средние века было безвозвратно утрачено. А современные надёжные строительные материалы (к примеру, железобетон) им были попросту неизвестны.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 144
Вопросы и задания после параграфа
1. Используя текст и иллюстрации учебника, расскажите, как выглядела центральная площадь средневекового европейского города. Какие события на ней происходили?
Добавить текст Вернуть оригиналЦентральная площадь средневекового города – это его сердце и одновремено с этим – его лицо. Именно здесь происходили главные события жизни горожан. Среди них: торговля, обсуждение новостей, обращения глашатаев к народу, публичные наказания и казни. В праздничные дни здесь устраивались танцы, игры, рыцарские турниры, выступления заезжих актёров и циркачей. В то же время сооружения, находящиеся на рыночной площади, определяли внешний облик города. Традиционно такими сооружениями являлись большие и величественные городские соборы, здание городской ратуши, красиво украшённый колодец или фонтан.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Кто управлял средневековым городом? Как различалось управление в разных городах? Приведите примеры.
Средневековым городом управлял городской совет, состоявший из представителей нескольких наиболее богатых семей. Их называли – патрициат. Чаще всего это были состоятельные торговцы, объединенные в гильдии (сообщества купцов). Имея огромные доходы, они фактически управляли городом. При этом процедура получения должности в разных городах была организована по-своему. Чаще всего членов городского совета избирали на закрытых собраниях патрициата (бедняки и зажиточные ремесленники на них не допускались). Реже – должности распеределялись по жребию среди членов патрициата, или даже передавались по наследству.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Объясните, какую роль играли в средневековых городах ратуши. Как называются аналогичные учреждения в современных городах?
Добавить текст Вернуть оригиналРатушами в Средние века называли здание, где осуществлялось управление городом. Здесь заседал городской совет, который решал важнейшие вопросы городской жизни. Также в ратуше хранились городские казна, архив, печать, знамя, а также ключи от городских ворот. В подвале ратуши нередко располагалась городская тюрьма. Во время праздников, ратуша служила местом проведения торжеств и пиров, на которые приглашали только представителей богатейших семей города.
Добавить текст Вернуть оригиналВ современных городах такие учреждения называют, в зависимости от местных традиций и специфики, мэрией, городской администрацией, городским исполкомом, городской ассамблеей и т.п.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Расскажите, как строились и как выглядели главные соборы европейских городов (используйте иллюстрации учебника и дополнительные материалы). Какое впечатление они производят на нас сегодня?
Добавить текст Вернуть оригиналСоборы европейских городов в период Средневековья имели огромную роль. И дело не только в важности религии и набожности самих горожан. Из-за своих размеров и архитектурных форм городские соборы часто становились визитной карточкой города.
Добавить текст Вернуть оригиналДля средневековой Европы были характерны два архитектурных стиля, которые формировали взгляды и вкусы мастеров того времени. Первым по времени существования был романский стиль, в котором активно использовались приёмы и традиции древнеримского периода (здания строились по принципу раннехристианских базилик). Он был характерным для сооружений Х – XIII вв. Такие строения делались из грубых и неотесанных камней, и поэтому отличались суровостью и простотой. Однако благодаря толстым стенам и мощным колоннам эти соборы славились большой надежностью и практичностью. Наиболее известными сооружениями, выполнеными в романском стиле, являются: Бамбергский собор и Лаахское аббатство в Германии, Пизанский собор в Италии, Уинчестерский собор в Англии.
Добавить текст Вернуть оригиналНа смену романскому стилю, в начале XIII в., пришел готический стиль. Постепенно он стал господствующим в Европе до середины XVI в. Во многом он был прямой противоположностью романскому. Теперь для архитекторов была важна не столько прочность и надёжность постройки, сколько её красота и изящество. Для строительства использовали хорошо отшлифованные камни одинакового размера (в Польше и Германии также использовали кирпич, что во времена Средневековья было большой редкостью). Характерными чертами готического стиля были относительно тонкие стены, наличие большого количества декоративных элементов (украшений, скульптур и т.п.), высоких шпилей, башенок и арок, а также широких окон. Наиболее известными сооружениями, выполнеными в готическом стиле, являются: Реймский собор и Собор Парижской Богоматери во Франции, Кёльнский собор в Германии, Миланский и Сиенский соборы в Италии, Собор Святого Вита в Чехии, Кентерберийский и Йоркский соборы в Англии.
Добавить текст Вернуть оригиналСегодня, несмотря на наличие многочисленных современных сооружений, средневековые соборы всё же привлекают внимание современных людей. Собор Парижской Богоматери, Реймский собор, Кёльнский собор, Кентерберийский собор, Уинчестерский собор и многие другие христианские храмы оставляют неизгладимое впечатление, а также чувство глубокого восхищения и даже некоторого трепета. Доказательством данного утверждения являються многочисленные толпы туристов, которые очень любят посещать подобные сооружения, которых сохранилось немало в разных уголках Европы.
5*. Совершите «путешествие» в один из средневековых городов (Париж, Флоренцию и др.). Представьте свои впечатления в виде сообщения, презентации, альбома (по выбору).
Добавить текст Вернуть оригиналВчера я прибыл в Прагу. Проезжая по Центральной Европе, в связи со своими торговыми делами, я не мог не заехать в этот чудесный город. Столица королевства Чехия выделяется среди многих городов, в которых мне приходилось бывать. Красота Праги сопровождает любого путешественника, начиная от городских ворот, заканчивая центральной площадью, которая здесь называется Староместской. Местные улицы немного извилистые и узковаты, но все же замощенные камнем, чего не встретишь в большинстве европейских городов. Непроходной грязи и кучи нечистот здесь не встретишь.
Добавить текст Вернуть оригиналЖители Праги очень любят свой город. И всячески заботятся о нём. Особенно это заметно по внешнему облику Староместской площади. Большую часть дня здесь процветает торговля и кипит жизнь. На рынке можно купить всё: начиная от оружия и рыцарских доспехов, заканчивая дорогими восточными тканями, приправами и благовониями. Сюда приходят горожане, чтобы совершить покупки, заключить сделку или просто посплетничать, обменявшись последними новостями. Очень часто на площади выступает глашатай, который объявляет указы короля. А иногда здесь совершаются казни. Преступников, чаще всего, обезглавливают или вешают. А тех, кто осужден инквизицией – сжигают на костре как еретиков.
Добавить текст Вернуть оригиналГлавным зданием на Староместской площади является храм Девы Марии перед Тыном, который все местные жители называют Тынским собором. Здесь находится резиденция Пражского архиепископа. Этот собор – самое большое и самое высокое здание города. Оно производит неизгладимое впечатление на любого человека, поражая своей красотой, гармоничностью постройки и величественностью.
Добавить текст Вернуть оригиналВторым примечательным сооружением Праги является городская ратуша, расположенная как раз напротив Тынского храма. Здесь заседает магистрат (городской совет), который занимается решением важнейших вопросов жизни города. Тут же хранятся ценные атрибуты – городское знамя, печать, архив и ключи от городских ворот. Однако главным украшением ратуши являются часы, которых нет ни в одном городе Европы. В народе их называют Пражскими курантами. Поглядеть на эту диковинку съезжаются со всей Чехии и не только.
Добавить текст Вернуть оригиналВ общем, мне всегда нравилась Прага. Советую всем путешественникам, купцам, рыцарям и авантюристам побывать в нём хотя бы раз в жизни, и по-настоящему насладится волшебством этого чудесного и неповторимого города.
Добавить текст Вернуть оригинал6*. Подготовьте проектную работу «Средневековая европейская архитектура: от романского стиля к готике». (Рекомендации: укажите время существования и характерные черты каждого стиля, известные сооружения; опишите впечатление, которое они производят.)
Добавить текст Вернуть оригиналСредневековая европейская архитектура является прямым отражением существовавших проблем и достижений в культуре. Недаром раннее Средневековье (V – IX вв.) называли «тёмными веками». В этот период был явный застой и постепенная утрата многих достижений античной культуры. Но все же римский период продолжал влиять на взгляды и традиции тогдашних мастеров. Поэтому первый полноценный средневековый стиль архитектуры получил соответствующее название – романский. Он существовал, как минимум, на протяжении 3-х столетий – с Х по XIII вв.
Добавить текст Вернуть оригиналЗдания, выполненные в романском стиле (прежде всего церкви и монастыри) отличались простотой и неприхотливостью, а также отсутствием различных излишеств и декоративных деталей. Такие характерные черты объясняются самой суровостью времени, когда они были построены. В эту суровую эпоху архитекторы мало думали о красоте и изяществе строения, а больше – о надёжности и прочности. Не удивительно, что для таких строений всегда были характерны толстые каменные стены, мощные колонны и небольшие окна. Поэтому большинство храмов такого типа, в случае необходимости, превращались в крепости и могли отразить нападение врага. Соответственно главным элементом композиции замка или монастыря являлся донжон – центральная, хорошо укреплённая башня, которая также могла выполнять функцию колокольни. Наиболее известными зданиями, выполнеными в романском стиле, являются Лимбургский собор и Церковь св. Якоба в Регенсбурге (Германия), Приорат Серрабоны и Церковь Нотр-Дам-де-ля-Гранд в Пуатье (Франция), Кафедральный собор в Лиссабоне (Португалия). На современного человека они производят впечатление мощных и очень надёжных сооружений, которые неподвластны времени и способны выдержать любые испытания и невзгоды.
Добавить текст Вернуть оригиналНа рубеже XII–XIII вв. в странах Западной Европы (в первую очередь, во Франции) зарождается новый стиль архитектуры, который постепенно вытеснил собой романский. Его назвали готическим (или просто готикой). К концу XIII в. готика распространилась и в восточноевропейских государствах (например, в Польше). В целом готический стиль господствовал по всей Европе, вплоть до начала XVI в., когда стали популярными архитектурные стили эпохи Возрождения.
Добавить текст Вернуть оригиналДля готических зданий характерны уже не прочность, а красота, изящество, устремлённость ввысь, богатое декоративное убранство. Важной частью религиозных сооружений (соборов, церквей) становятся высокие шпили, изящные колонны, стрельчатые арки, яркие витражи. Большинство таких зданий имеют огромные окна (с XIV в. чаще всего – застеклённые), благодаря чему внутрь проникало много света.
Добавить текст Вернуть оригиналСамыми яркими памятниками готической архитектуры являються церковь монастыря Сен-Дени, Шартрский, Реймский и Амьенский соборы во Франции, Кёльнский и Мюнстерский соборы в Германии, Линкольнский и Вестминстерский соборы в Англии, Миланский собор и Венецианский Палаццо Дожей в Италии.
Источники информации:
http://www.bibliotekar.ru/Iskuss1/29.htm
Добавить текст Вернуть оригиналhttp://arx.novosibdom.ru/node/480
http://www.bibliotekar.ru/Iskuss1/30.htm
Добавить текст Вернуть оригиналhttp://arx.novosibdom.ru/node/446
ІІ раздел
Европа на подъёме
Глава 7. Лики средневекового города