И снова Европа
Вспомните
Что менялось в Европе на исходе Средневековья?
На исходе Средневековья в Европе произошли следующие важные изменения: уничтожение Византийской империи турками-османами, начало эпохи Возрождения в Италии, создание единого Испанского государства, а также появление книгопечатания.
Добавить текст Вернуть оригиналЧто подталкивало европейцев к расширению горизонтов своего мира?
К расширению горизонтов своего мира европейцев подталкивали как простое любопытство (желание найти какие-то новые неведомые земли), так и вполне корыстные цели – стремление получить выгоду от новых открытий (золото, серебро, специи).
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 235
Вопросы к иллюстрации
Сравните эту карту со старинными картами на других иллюстрациях и с современной картой. Как и в результате чего менялись географические представления европейцев?
Добавить текст Вернуть оригиналГеографические представления европейцев менялись постепенно (особенно активно в XIV – XV вв.), в результате бурного развития торговли и поиска новых земель.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 237
Вопросы в конце параграфа
1. Используя карту (с. 225) и информацию параграфа, охарактеризуйте основные этапы и ключевые события роста державы османов в XIV—XV вв.
Добавить текст Вернуть оригиналПервый этап (конец XIII в. – 1324 г.) – основание Османского эмирата в Малой Азии.
Добавить текст Вернуть оригиналВторой этап (1324 – середина XIV в.) – расширение владений турок-османов в Малой Азии.
Добавить текст Вернуть оригиналТретий этап (середина XIV в. – середина XV в.) – завоевание османами большей части Балканского полуострова и почти всей Малой Азии. Победа над сербским войском (битва на Косовом поле 1389 г.) и войском рыцарей-крестоносцев (битва при Никополе 1396 г.).
Добавить текст Вернуть оригиналЧетвёртый этап (1451 – 1481 гг.) – завоевание османами всего Балканского полуострова, Малой Азии и Крымского полуострова. Падение Константинополя и окончательное уничтожение Византии (1453 г.). Захват Албании, Сербии, Боснии, Валахии и Трапезундской империи.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Расскажите, при каких обстоятельствах и почему прекратила своё существование Византийская империя.
Византийская империя прекратила своё существование в 1453 г., когда турки-османы захватили её исконную столицу – Константинополь. Причиной таких событий стало существенное ослабление Византии (к середине XV в. её территория состояла всего лишь из нескольких областей на Балканском полуострове и островов в Эгейском море) и нежелание католических стран воевать с турками (несмотря на заключённый союз с папой римским).
Добавить текст Вернуть оригинал3. Объясните, почему Возрождение как эпоха и явление культуры началось в Италии.
Целью Возрождения было восстановление Античности, и прежде всего – её культуры и ценностей. Античность включала в себя, в первую очередь, наследие Древнего Рима (в меньшей мере – Древней Греции). Сердцем Римской империи, её колыбелью была Италия. Именно здесь сохранилось большинство основанных римлянами городов, зданий, сооружений, а также книг, скульптур, монет. К тому же Италия славилась наличием огромного количества образованных людей, которые всё больше и больше интересовались прошлым – наследием древних римлян. Что касается территории Древней Греции, то в XIV – XV вв. ситуация на Балканском полуострове была нестабильной. Постоянные войны, междоусобицы, упадок Византийской империи, нашествие турок-мусульман делало невозможным Возрождение в данной части Европы.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Подготовьте сообщение об одном из выдающихся представителей итальянского Возрождения (по выбору).
Одним из наиболее выдающихся представителей итальянского Возрождения был писатель и поэт Джованни Боккачо (1313 – 1375). Его, наравне с Данте Алигьери и Франческо Петраркой, считают основоположником Возрождения.
Добавить текст Вернуть оригиналОн родился в Северной Италии, во Флоренции. Был сыном богатого купца, поэтому несмотря на любовь к поэзии, длительное время был вынужден заниматься торговлей. Лишь после смерти отца в 1348 г. Боккаччо получил возможность полностью посвятить свою жизнь литературе. Был близким другом Петрарки, искренее восхищался его поэзией, хотя предпочитал писать прозу. Также неоднократно занимался дипломатической работой, выполняя поручения руководителей Флорентийской республики. Поэтому Боккаччо удалось побывать во многих итальянских городах (Риме, Неаполе, Равенне), и даже во Франции и Германии. Это существенно расширило его кругозор, а полученные от путешествий впечатления повлияли на сюжеты его произведений.
Добавить текст Вернуть оригиналОтличительной чертой прозы и поэзии Боккаччо было то, что он писал свои произведения не на классической латыни (как этого требовали церковные традиции), а на простонародном (разговорном) итальянском языке. Это позволяло читателям лучше понять смысл самих произведений. Основными произведениями были поэмы «Филострато» и «Тезеида», роман «Филоколо», а также сонеты, научные трактаты и небольшие повести. Однако вершиной творчества Джованни Боккаччо был «Декамерон» (написанный приблизительно в 1352 – 1354 гг.), считающийся подлинным шедевром мировой литературы. Это произведение (дословный перевод – «Десятидневные рассказы») – является сборником 100 новелл, написанный от имени 10 жителей Флоренции, которые во время эпидемии чумы были вынуждены переселиться в загородную виллу и коротали время различными рассказами и занимательными историями. «Декамерон» отличается яркими образами, жизненной правдой, нестандартными сюжетами и интересом к простому народу. Также здесь нередко высмеивались существующие на то время порядки и различные религиозные предрассудки. Поэтому и неудивительно, что данное произведение не разрешалось публиковать более ста лет – до 1475 г. Также следует отметить, что поскольку в центре внимания «Декамерона» является проблема человеческой личности, Боккаччо часто называют первым гуманистом.
Добавить текст Вернуть оригиналКроме литературы, Боккаччо также занимался изучением различных наук, в первую очередь – астрономии. Кроме того, он усиленно изучал греческий язык и литературу и даже инициировал основание во Флорентийском университете кафедры греческого языка и литературы. Любил коллекционировать древние манускрипты. В конце жизни, активно изучал творчество Данте и фактически стал его первым полноценным биографом. Именно Боккачо дал окончательное название главной книги Данте – «Божественная комедия» (изначально она называлась просто «Комедия»). Кроме того, он критиковал невежественность и малограмотность католических монахов и священников, а также обратил внимание общества на крайне плачевное состояние наук в монастырях, которые считались её главными хранителями.
Добавить текст Вернуть оригиналВ целом, Джованни Боккаччо был чрезвычайно важным деятелем эпохи раннего Возрождения, талантливым поэтом, писателем и учёным. Практически все специалисты сходятся к той мысли, что творчество Боккаччо существенно повлияло на развитие не только итальянской, но и всей европейской культуры второй половины XIV – первой половины XV столетия.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
http://rushist.com/index.php/literary-articles/3516-bokkachcho-dzhovanni-kratkaya-biografiya
Добавить текст Вернуть оригиналhttp://www.hrono.ru/biograf/bio_b/bokkacho.php
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://24smi.org/celebrity/71776-dzhovanni-bokkachcho.html
Добавить текст Вернуть оригинал5. Рассмотрите проблему. Многие произведения художников Возрождения посвящались религиозным сюжетам, событиям библейской истории, как это было принято и ранее в средневековом искусстве. Что изменилось в изображении таких сюжетов мастерами Возрождения? Покажите на конкретных примерах.
Добавить текст Вернуть оригиналХудожники Возрождения, рисуя картины на религиозную тему, делали их по-другому, не так, как в прежние столетия. Поскольку почти все они были приверженцами гуманизма, то для них особое значение имело именно изображение человеческих черт – внешности, эмоций и даже одежды. Также большое внимание стало уделяться второстепенным деталям. Все эти подходы кардинально отличались от ранее принятых канонов изображения библейских персонажей.
Добавить текст Вернуть оригиналВот взять, к примеру, картину Филиппо Липпи «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами». Первое, что бросается в глаза, это изображение данных библейских персонажей как живых людей, с их переживаниями и страданиями. Очень хорошо переданы эмоции Мадонны и двух ангелов. Они выглядят, как самые обычные люди. Также Иисус изображен без подчёркивания его божественного происхождения, как простой ребёнок. Кроме того, художник нарисовал множество незначительных элементов, которые тем не менее придают полотну особый шарм и позволяют лучше его воспринимать. Это детально прорисованные задний фон, предметы мебели, а также одежда и наличие украшений. Помимо прочего, картина отличается обилием красок и различных оттенков, что позволяет зрителю лучше воспринять её.
Добавить текст Вернуть оригинал6. Чем объяснялось пробуждение интереса европейцев, живших в XV в., к освоению дальних земель? Как именно и в каких событиях это проявлялось?
Добавить текст Вернуть оригиналИнтерес европейцев, живших в XV в., к далёким неизведанным морям и землям можно объяснить двумя причинами. Первая заключалась в обычной любознательности людей. Многих интересовало, что именно находится за пределами изведанного мира? Какие страны и народы находятся за бескрайними морями и океанами? Особенно это касалось тех, кто отличался предприимчивостью, самостоятельностью и привык полагаться только на собственные силы.
Добавить текст Вернуть оригиналВторая причина была практической. Нехватка золота и серебра в Европе начала беспокоить многих монархов. Всё чаще и чаще они склонялись к мысли, что следует искать залежи драгоценных металлов в новых, неизвестных ранее землях. Немало людей стремились разбогатеть за счёт торговли с далёкими странами.
Добавить текст Вернуть оригинал7*. Проведите обсуждение вопроса: «Что означало падение Византии для европейцев?» Какое значение имело это событие для разных групп людей — правителей европейских стран; руководителей Католической церкви; европейских купцов, соперничавших с византийцами? Что было решающим в отношении к этому событию?
Добавить текст Вернуть оригиналОкончательное падение Византии в 1453 г. имело огромное значение для европейцев. Целое тысячелетие она считалась прямой наследницей могущественной Римской империи. И хотя былое величие Нового Рима уже давно ушло в прошлое, византийцев всё равно продолжали считать хранителями древнеримской культуры и традиций. Однако различные группы людей относились к данному событию по-разному, исходя из своих расчётов и интересов.
Добавить текст Вернуть оригиналПравители европейских стран были очень встревожены уничтожением Византии, посколько понимали, что воинственные турки могут продолжить дальнейшее наступление на Запад. Естественно, они не хотели повторения судьбы Нового Рима. Отношение руководителей Католической церкви было двояким. С одной стороны они радовались падению центра мирового православия (фактически это означало устранение своего давнего соперника), с другой – опасались распространения ислама в Европе, что непосредственно угрожало всему христианскому миру. Что касается европейских купцов, которые столетиями соперничали с византийскими торговцами, то они искренне радовались исчезновению такого серьезного конкурента. Они думали лишь о личной выгоде, и их мало заботила политика и вопросы религии. Недаром, во время Четвёртого Крестового похода (1202 – 1204) именно венецианские купцы настояли на том, чтобы рыцари-крестоносцы разграбили Константинополь.
Добавить текст Вернуть оригинал8*. Объясните, в чём заключалась связь таких явлений европейской культуры, как гуманизм и Возрождение.
Гуманизм и Возрождение были между собой неразрывно связаны. Гуманизм означал изучение человека, его мыслей, стремлений и переживаний. Т.е. для гуманистов центром всего был человек. Это противоречило позиции Католической церкви, которая была зациклена на изучении Бога, и не интересовалась потребностями человека. Конечно же, сторонники гуманизма отрицательно относились к таким взглядам и начали интересоваться теми периодами в истории, когда не существовало таких запретов и традиций. Такой эпохой была Античность. И более того, именно во времена античности, центром внимания учёных, поэтов, драматургов и писателей тоже был человек. Вывод стал очевидным – нужно было вернуть те былые, дохристианские времена, восстановить давно утраченные и забытые традиции, порядки и культуру. Так собственно, и началось Возрождение.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 240
Вопросы и задания для обобщения по курсу
1. С какими событиями историки связывают начало Средних веков? Почему? На какие периоды делится история Средневековья?
Начало Средних веков связано с падением Римской империи. Средневековье традиционно делится на три периода: раннее (V – XI вв.), зрелое (XI – XIII вв.) и позднее (XIV – XV вв.).
Добавить текст Вернуть оригинал2. Объясните, почему средневековое общество называют аграрным, а европейское общество того времени — ещё и феодальным. Что представляла собой феодальная иерархия?
Добавить текст Вернуть оригиналСредневековое общество называют аграрным, потому что главной ценностью в те времена считалось владение землёй. От того, какое количество земли имел во владении человек определялись его положение в обществе, власть, влияние и богатство. Такая ситуация была характерна как для Европы, так и для стран Востока. Европейское общество называли феодальным из-за того, что основой землевладения был феод – земельный надел, которую получал рыцарь в награду за военную службу.
Добавить текст Вернуть оригиналФеодальная иерархия была простой. Во главе страны стоял монарх (король или император), который считался формальным собственником всей земли в государстве. Однако часть земель (феоды) он отдавал в пользование своим подчинённым (вассалам) – баронам. Взамен они обязаны были верно служить своему государю (сеньору), выполнять все его приказы и в случае войны – привести с собой отряд вооруженных рыцарей. Но для содержания такого отряда барон жаловал им земельные наделы из своего феода, а рыцари должны были служить ему. В свою очередь рыцарь тоже мог иметь в подчинении других рыцарей, если мог обеспечить их землёй. Важнейшей чертой феодальной лестницы было то, что сеньор всегда мог отобрать пожалованный феод, если вассал нарушал данную им присягу.
Добавить текст Вернуть оригинал3*. Какие разновидности государств возникали и сменяли друг друга в Европе в отдельные периоды Средневековья (V—XV вв.)? Что было для них характерно? Привлеките также материал по истории русских земель.
Добавить текст Вернуть оригиналВ период раннего Средневековья существовали такие государства, которые можно назвать «временными». К ним относятся варварские королевства: остготов, вестготов, вандалов, лангобардов. Для них была характерна нестабильность и относительно небольшой срок существования. Со временем, они все были уничтожены. Исключением было лишь Франкское королевство (позже – империя), которое стало ядром для основания трёх современных государств: Италии, Франции и Германии.
Добавить текст Вернуть оригиналВ зрелое и позднее Средневековье можно выделить две основные разновидности государств: централизованные и раздробленные. Для первых было характерно наличие сильной королевской власти и определённая внутренняя стабильность. Для вторых – сосредоточение реальной власти в руках крупных феодалов и постоянные войны между ними. К централизованным государствам относились Англия и Франция, к раздробленным – Германия и Италия.
Добавить текст Вернуть оригиналЧто касается Руси, то здесь можно выделить несколько периодов. Древнерусское государство сначало было централизованным государством, но начиная с середины XI в. по XIII в. находилось в состоянии феодальной раздробленности. Однако, с XIV в. снова начались процессы централизации – собирания русских земель вокруг Москвы.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Проведите обсуждение на тему «Отношения между странами и народами в Средние века: завоевания, совместное существование, торговые и культурные связи». Приведите наиболее выразительные, с вашей точки зрения, примеры разных типов отношений. Что было их результатом?
Добавить текст Вернуть оригиналОтношения между странами и народами в Средние века выстраивались по-разному. Всё зависело от конкретных стран, политики их правителей, и некоторых обстоятельств (например, религии).
Добавить текст Вернуть оригиналЗавоевания наиболее характерны для трёх стран: Арабского халифата, империи Карла Великого и Монгльской державы. Фактически эти государства были созданы благодаря завоеванию новых земель и покорению соседних народов. Из-за успешных военных походов территории этих стран в итоге стали огромными (особенно, Арабского халифата и Монгольской державы). При этом большую роль играл фактор религии. Арабы, в ходе завоеваний, распространяли среди жителей Азии, Африки и Европы ислам, а франки – христианство. Результатом такого типа отношений было формирование очень крупных государств, которые хоть и распались со временем, но всё же оставили огромный след в культуре народов, которые длительное время жили под властью завоевателей.
Добавить текст Вернуть оригиналОбразцом совместного существования можно отнести население Индии. Это древнее государство населяло колоссальное количество народов, которые состояли на разном уровне культурного развития и исповедовали разные религии. В результате, мусульмане, буддисты, индуисты, несмотря на определённые конфликты, находили между собой общий язык и мирно уживались.
Добавить текст Вернуть оригиналЧто касается тесных культурных и торговых связей, то здесь в качестве примера можно привести итальянские города и государства. Несмотря на раздробленность и постоянные междоусобицы, они сохраняли общую культуру, язык, традиции и высокий уровень образованности. Ярким подтверждением этого можно назвать Возрождение, которое началось в Италии и быстро охватило все её регионы. В торговле итальянцы тоже преуспевали, особенно венецианцы и генуэзцы. Результатом данной ситуации было то, что именно в Италии началось «восстановление» средневековых городов, были основаны первые в Европе университеты и произошло зарождение такой прогрессивной идеи, как гуманизм.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Какие религии существовали в средневековом мире? Объясните, какое место занимали религия и Церковь в жизни средневековых обществ. Покажите на конкретных примерах.
Добавить текст Вернуть оригиналВ средневековой Европе главенствующей религией было христианство, которое в середине XI в. раскололось на католицизм и православие. Лишь в отдалённых областях континента длительное время (Поморье, Прибалтика, Скандинавия) сохранялось язычество. Но уже к XIII – XIV вв. их население тоже было христианизировано (нередко – с применением силы). Также длительное время (с VIII в. по XV в. на территории Пиренейского полуострова, в результате арабского завоевания, был распространён ислам.
Добавить текст Вернуть оригиналВ Азии религиозная ситуация была более разнообразна. Наиболее популярным был ислам. Он также доминировал в Северной Африке. В Восточной и Юго-Восточной Азии получил распространение буддизм. В Индии – индуизм, в Японии – синтоизм.
Добавить текст Вернуть оригиналРелигия и Церковь занимали главенствующее место в жизни средневекового общества. Без религии невозможно было представить существования средневекового человека. Церковь считалась обязательным посредником между Богом и смертными людьми, и поэтому получила практически безраздельную власть над средневековым обществом. В результате она контролировала культуру, образование и науку, а нередко – вмешивалась в политические и военные вопросы.
Добавить текст Вернуть оригиналНаиболее ярким примером такого положения дел может служить богатство и могущество Католической церкви. Благодаря постоянным пожертвованиям со стороны светской власти, она постепенно сосредоточила в своих руках огромное количество земельных наделов, и к концу Средневековья, фактически стала богатейшим феодалом в Европе. Что касается контроля над духовной жизнью людей, то стоит вспомнить, что малейшее отклонение от официально признанных религиозных канонов, объявлялось ересью и жестоко подавлялось инквизицией. Сжигание на кострах инакомыслящих было нормой для европейского общества того времени.
Добавить текст Вернуть оригинал6. Рассмотрите вопрос: можно ли назвать Средние века «тёмными»? Что вы отнесёте к наиболее значительным достижениям образования, науки, техники в средневековых обществах Запада и Востока?
Добавить текст Вернуть оригиналНазывать Средние века «тёмными» будет большим преувеличением. Действительно, в Европе, в период раннего Средневековья (конец V – середина XI вв.), действительно произошел существенный упадок в культуре и технике. Падение Римской империи отрицательно сказалось и на уровне жизни людей, и на их образованности. Уничтожение и потеря произведений искусства, постоянные войны, исчезновение старых государств и образование новых – несли только хаос и разрушение. Однако, на Востоке, приблизительно в это же время, происходили в корне противоположные процессы. Распространение исламской культуры привело к расцвету науки и техники.
Добавить текст Вернуть оригиналПериоды зрелого (XI – XIII вв.) и позднего (XIV – XV вв.) Средневековья характеризовались определённой стабильностью и началом подъёма во всех сферах жизни. Несмотря на то, что никуда не делись войны, эпидемии, неурожаи и голод, всё же прогресс был очевидным.
Добавить текст Вернуть оригиналНаиболее значительными достижениями образования, науки и техники в средневековом обществе можно назвать: изобретение пороха и компаса, начало изготовления огнестрельного оружия, стекла (в т.ч. и увеличительного) и механических часов, внедрение книгопечатания, а также появление первых светских учебных заведений – университетов и начало Возрождения.
Добавить текст Вернуть оригинал7. Представьте характеристику итальянского Возрождения по примерному плану: место, время и предпосылки возникновения; основные художественные идеи; крупнейшие представители и их творения; место в европейской и мировой культуре. Выскажите и аргументируйте ваше отношение к искусству Возрождения.
Добавить текст Вернуть оригиналВозрождение возникло в Италии в XIV в. благодаря наличию большого количества образованных людей, интересующихся культурным и литературным наследием Древнего Рима. Основной художественной идеей эпохи Возрождения стал гуманизм – проявление интереса к человеку, его желаниям, стремлениям и эмоциям. Это полностью отличалось от существовавших столетиями средневековых традиций, согласно которым в центре внимания культуры и искусства был Бог. Идеалом для гуманистов был именно период античности, свободный от церковных предрассудков и предубеждений.
Добавить текст Вернуть оригиналКрупнейшими представителями эпохи Возрождения можно назвать: поэтов и писателей Данте Алигьери (поэма «Божественная комедия»), Франческо Петрарку (сборник сонетов, посвящённых Лауре), Джованни Боккаччо (сборник новел «Декамерон»), архитектор Филиппо Брунеллески (купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции), художники Джотто (картина «Оплакивание Христа»), Филиппо Липпи (картина «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами») и Сандро Боттичелли (картина «Рождение Венеры»).
Добавить текст Вернуть оригиналТаким образом, Возрождение занимало важнейшее место в европейской и мировой культуре, поскольку бросало вызов устарелым религиозным традициям и запретам, и стремилось обновить жизнь людей, сделать её лучше и счастливей.
Добавить текст Вернуть оригинал8. Проведите обсуждение на тему «Человек в истории Средних веков». Кого вы отнесёте к числу наиболее значительных лиц средневековой истории в Европе, других регионах? Объясните, что служит основанием для такой оценки. Составьте характеристику (исторический портрет) одного из этих людей — по выбору.
Добавить текст Вернуть оригиналНаиболее значительными лицами средневековой истории в Европе можно назвать византийского императора Юстиниана (во время его правления империя достигла максимального могущества), императора Карла Великого (фактически стал основателем современных Франции, Италии и Германии), английских королей Альфреда Великого и Вильгельма Завоевателя (заложили основу Английского государства), французских королей Филиппа II Августа, Филиппа IV Красивого и Людовика XI (превратили Францию в мощное централизованное государство), германского императора Оттона I (стал основателем Священной Римской империи), римских пап Григория IV и Иннокентия IV (укрепивших могущество Католической церкви). Помимо правителей следует отметить роль деятелей культуры и искусства: братьев Кирилла и Мефодия (создали славянские азбуки кириллицу и глаголицу), Иоганна Гуттенберга (создал первый в Европе печатный станок и тем самым дал старт для распространения грамотности среди населения), а также поэта Данта Альгьери (стал основоположником Возрождения). На Востоке выдающее значение имели пророк Мухаммад (основал одну из величайших мировых религий – ислам и фактически заложил основу Арабского халифата) и Чингисхан (создал могущественную Монгольскую державу).
Добавить текст Вернуть оригиналОтдельно хочется остановится на личности Оттона I Великого, короля Германии в 936 – 962 гг. и императора Священной Римской империи в 962 – 973 гг. Он фактически стал основателем средневековой Германии и крупнейшего государства Европы – Священной Римской империи, которой было суждено просуществовать более 800 лет. – до 1806 г.
Добавить текст Вернуть оригиналОттон родился в 912 г. в Саксонии. Он был сыном короля Генриха І Птицелова, который начал объединение разношерстных германских племен в единое государство. Аналогичную задачу ставил перед собой и будущий император. Своим кумиром он считал Карла Великого, который сумел создать могущественную империю, которая могла бросить вызов даже Византии. Заняв престол в 936 г., Оттон І сразу же начал проводить политику, направленную на ограничение власти племенных князей и усиление королевской власти. Это не устраивало многих феодалов, поэтому они часто поднимали вооруженный мятеж (крупнейшим было восстание герцогов Эберхарда Франконского и Гизельберта Лотарингского в 938 – 939 гг.). Однако все они были подавлены, а авторитет короля Германии существенно возрос. При этом следует отметить, что Оттон І не очень доверял светским феодалам, а старался опираться на духовенство, которое отличалось большей преданностью и желанием подчиняться центральной власти. Более того, служители церкви были фактически поставлены под контроль монарху. Король самолично назначал и снимал со своих должностей архиепископов, епископов и аббатов крупных монастырей, не согласовывая свои действия с папой римским.
Добавить текст Вернуть оригиналОттон I показал себя как хороший полководец, успешно проведя три похода в Италию в 951 г., 961 – 962 гг и 966 г. В итоге, северная и центральная часть Аппенинского полуострова попали под германское владычество, а Папская область стала зависима от германского короля. Кроме того, к Германскому королевству был присоединен ряд земель на востоке, заселённых преимущественно славянскими племенами, которые исповедовали язычество. Их начали обращать в христианскую веру, нередко применяя силу и запугивание. Результатом продвижения германцев на восток стало то, что к концу правления Оттона I граница проходила по реке Одер. Это приблизительно соответствует современной границе Германии.
Добавить текст Вернуть оригиналОднако величайшую славу будущему императору принесла победа над племенами воинственных венгров, которые на протяжении целого столетия постоянно совершали набеги на южные и юго-восточные земли Германии. В 955 г., в ходе битвы на реке Лех, венгры были наголову разбиты и больше не являлись угрозой для германских территорий. Недаром эту победу историки часто называют «рождением немецкой нации».
Добавить текст Вернуть оригиналДля укрепления своей власти и демонстрации могущества Германского государства, Оттон І решил получить высший титул монарха в христианском мире – императорский. Пользуясь своим влиянием на папу Иоанна XII, он настоял на том, чтобы именно глава Церкви собственноручно короновал императора, как в своё время – Карла Великого. Церемония коронации произошла 2 февраля 962 г. Так, на карте средневековой Европы появилось новое государство – Священная Римская империя. Тем самым Оттон І стал законным преемником и Древнего Рима, и государства Карла Великого (в официальных документах фигурировал титул «император римлян и франков»).
Добавить текст Вернуть оригиналВажным отличием Оттона Великого от многочисленных европейских монархов раннего Средневековья стало его покровительство искусству и культуре. Благодаря поддержке со стороны императора, активно развивалась литература, философия, астрономия и математика, переписывались и восстанавливались античные рукописи, создавались новые книги (религиозные и светские). Данный период культурного и образовательного подъёма (вторая половина Х в.) даже получил определённое название – «оттоновское возрождение» (по аналогии с «каролингским возрождением»).
Добавить текст Вернуть оригиналТаким образом, Оттона Великого вполне можно было назвать достойным преемником Карла Великого, хотя их и разделяло добрых полтораста лет. Оба императора проводили схожую политику: расширяли территорию государства, проводили христианизацию покорённого населения и покровительствовали развитию культуры, искусства и образованию. Оттон I был не просто основателем средневековой Германии, но и сделал её могущественнейшим государством Европы. Проблема состояла в том, что наследники успешного императора были прямой противоположностью ему и польностью загубили его дело по созданию централизованного государства. Как следствие – Германия была обречена на почти 900 лет раздробленности.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
http://www.hrono.ru/biograf/bio_o/otton1.php
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://bigenc.ru/world_history/text/2699140
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/OTTON_I_VELIKI.html
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://obrazovaka.ru/otton-1-velikiy-biografiya.html
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://publications.hse.ru/chapters/175796563
Добавить текст Вернуть оригинал