Во главе христианского мира
Ключевые вопросы
Какими средствами папство и Католическая церковь боролись за укрепление своей власти?
Папы римские использовали различные способы укрепления своей власти. Среди них – борьба с еретическими учениями и теми, кто исповедовал (еретиками), деятельность инквизиции и монашеских орденов, и даже непосредственные военные походы против тех, кто был опасен для католической церкви (например, против альбигойцев).
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 151
Вопросы и задания внутри параграфа
Ключевые вопросы, какое событие ознаменовало победу пап в их противоборстве с германскими императорами в конце XI в.
Победу пап в их противоборстве с германскими императорами ознаменовали события в Каноссе в 1077 г. Не желая терпеть вмешательства светской власти в дела папства, Григорий VII отлучил от Церкви Генриха IV, и тот был вынужден был просить прощения у папы римского.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 159
Документ №1
1. В чём заключается основная идея отрывка?
Основная идея данного отрывка состоит в том, что церковная власть важнее светской, и соответственно все христианские правители должны подчиняться папе римскому.
Добавить текст Вернуть оригинал2*. С помощью каких приёмов автор стремится убедить читателей в правоте своих утверждений?
Автор пытается убедить читателей в том, что светские правители должны подчиняться церковным с помощью метафор и сравнений. Он утверждает, что душа человека руководит телом, и соответственно те, кто отвечают за управление душой (духовенство) должны руководить теми, кому непосредственно подчиняется человек (светским монархам).
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 159
Вопросы и задания после параграфа
1. Чем обосновывали римские папы верховенство своей власти?
Римские папы обосновывали верховенство своей власти тем, что они являются непосредственными наместниками Иисуса Христа на Земле и потому все светские государи должны им подчиняться.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Объясните, чем было вызвано появление и распространение еретических учений в европейских странах в XII—XIII вв. Что было общим во взглядах их приверженцев?
Добавить текст Вернуть оригиналРаспространение еретических учений в европейских странах в XII–XIII вв. связанно с ростом городов в этот период и увеличением городского населения. Горожане были образованнее крестьян, поэтому некоторые из них, читая Библию, начали находить в ней скрытый смысл, о котором никогда не говорили священники.
Добавить текст Вернуть оригиналОбщим во взглядах приверженцев еретических учений было негативное отношение к Католической церкви. Еретики считали, что духовенство заботится исключительно об удержании власти и накоплении земных богатств, а не о своей главной задаче – спасении людских душ.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Какие средства и методы Церковь использовала в борьбе против еретиков? *Почему походы против еретиков в Южной Франции были объявлены Церковью Крестовыми?
Добавить текст Вернуть оригиналДля борьбы с еретиками Католическая церковь использовала различные средства и методы. Для начала мирянам было официально запрещено самостоятельное чтение Библии. Лишь духовенство наделялось таким правом. Однако, поняв слабую эффективность таких мер, руководство Церкви стало действовать болем жестким путём. Для расследования дел, связанных с ересью, была создана инквизиция. Её члены относились к еретикам очень жестоко и чаще всего приговаривали обвиняемых к смертной казни путём сожжения на костре. Самой крайней мерой, которую использовала Церковь, были военные походы против еретиков и их физическое уничтожение.
Добавить текст Вернуть оригиналПоходы против альбигойцев в Южной Франции папы объявили Крестовыми для того, что бы привлечь на свою сторону как можно больше французских рыцарей и князей, и с их помощью уничтожить еретиков. Дело в том, что альбигойцев было слишком много, и они хорошо укрепились в Южной Франции. Поэтому одолеть их только своими силами Католическая церковь просто не могла.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Чем отличались монашеские ордены, созданные в Европе в XI—XIII вв., от орденов крестоносцев?
Монашеские ордена занимались исключительно мирной деятельностью, делая акцент на проповедовании христианской веры и искоренении еретических учений бескровным путём (например, с помощью инквизиции). В свою очередь, ордена крестоносцев действовали военным путём, сражаясь против тех, кого Церковь считала своими врагами (прежде всего с мусульманами и язычниками, реже – с еретиками).
Добавить текст Вернуть оригинал5. Используя иллюстрации параграфа, охарактеризуйте занятия средневековых монахов.
Средневековые монахи не только молились Богу и проповедовали среди людей, но и выполняли вполне земную работу. Чаще всего они обрабатывали землю, занимались садоводством и различными ремеслами, а также – написанием и переписыванием книг.
Добавить текст Вернуть оригинал6. Раскройте, в чём выражался и чем объяснялся авторитет Фомы Аквинского в средневековом мире.
Фома Аквинский (1225/1226 – 1274) был доминиканским монахом и одним из наиболее выдающихся богословов Средневековья. Его авторитет выражался в том, что в своих сочинениях он мог дать ответ практически на все вопросы мироздания, которые ранее беспокоили других европейских философов. Поэтому труды Фомы Аквинского со временем стали фундаментом для официального учения Католической церкви, и получили наименование томизм.
Добавить текст Вернуть оригиналТакой авторитет объяснялся тем, что в своих исследованиях Фома Аквинский активно использовал не только Священное Писание, но и труды учёных, живших в античную эпоху. В первую очередь – греческого философа Аристотеля. Ранее представители католического духовенства практически не упоминали о нём (прежде всего, из-за того, что он был язычником). Но благодаря Фоме Аквинскому, о Аристотеле вновь заговорили с новой силой, и начали изучать его наследие наравне с Библией.
Добавить текст Вернуть оригинал7*. Проведите обсуждение на тему «Паломничество в Средние века». Вопросы для рассмотрения: куда, к каким святыням направлялись паломники? в чём заключался смысл паломничества для этих людей? какое значение имело паломничество для Церкви?
Добавить текст Вернуть оригиналПод паломничестом традиционно понимают путешествия верующим к местам, имеющим особенное значение для определённой религии. Человека, совершающим такое путешествие называли паломником или пилигримом. Следует отметить, что для христиан первостепенное значение имела территория Палестины, поскольку именно здесь были расположены места, связанные с жизненным путём и деятельностью Иисуса Христа – река Иордан, города Назарет, Вифлием и конечно же – Иерусалим. Поэтому Палестину стали называть Святой землёй. Особенное значение имели места, связанные с распятием и воскрешением Христа – Гефсиманский сад, гора Голгофа, Гроб Господень. Они расположены или в самом Иерусалиме, или в его окресностях. Поэтому именно Иерусалим, начиная с IV в. и до нашего времени считается центром всех христианских паломников. Недаром захват Святой земли мусульманами в VII в. считался существенным ударом по престижу христианской веры.
Добавить текст Вернуть оригиналВажными центрами паломничества также стали места, связанные с деятельностью апостолов, а также раннехристианских святых. Позже к ним добавились крупнейшие города, где были сооружены большие соборы. В эти соборы целенаправлено свозились мощи святых (например, апостола Петра или Андрея) и другие религиозные артефакты (чаще всего иконы). Прежде всего такими центрами были Рим, где был построен собор св. Петра (главный храм католической церкви), и Константинополь, где был воздвигнут собор св. Софии (главный храм православного христианства). Позже, начиная с XI – XII вв., практически в каждом европейском государстве сформировались свои местные центры паломничества. Во Франции ими стали Париж и Лурд, в Испании – Сантьяго-де-Компостела, в Англии – Кентербери и Йорк. В Древней Руси общепризнанным центром паломничества был Киев.
Добавить текст Вернуть оригиналДля искренне верующих людей паломничество имело гораздо большее значение, чем просто путешествие. Они верили в то, что, прикоснувшись к нетленным мощам святых и животворящим иконам, или искупавшись в священной реке Иордан, получат прощение всех грехов, в в некоторых случаях – исцеление каких-то физических недугов и болезней. При этом пилигримов не останавливали огромные трудности, характерные для Средних веков: плохое состояние дорог (тем более, что большинство из них передвигалось пешком), частые нападения разбойников, голод и эпидемии (в процессе путешествия обыденным явлением были вспышки чумы, холеры или дизентерии). Для того, чтобы эффективно противостоять опасностям паломники чаще всего объединялись в большие группы, что позволяло им отбить нападение врага (среди пилигримов было немало рыцарей) или поддержать друг друга в случае необходимости. С возникновением духовно-рыцарских орденов в XII в. (в первую очередь, тамплиеров) безопасность паломников была отчасти решена.
Добавить текст Вернуть оригиналДля Церкви паломничества тоже имели положительный результат. Массовость этого явления повышала авторитет христианства, наглядно демонстрируя, на какие жертвы и лишения готов пойти верующий. Духовенство также рассчитывало, что пилигримы способствуют распространению христианской религии за пределами Европы (прежде всего на Ближнем Востоке). Кроме того, церковные иерархи могли использовать такую глубокую религиозность средневековых жителей в своих целях. Например, организованные папой Урбаном ІІ Крестовые походы официально проводились именно в интересах паломников – для освобождения величайших христианских святынь от иноверцев-мусульман. Кроме того, далеко не последнюю роль играли корыстные интересы. На пути следования паломников, начали строиться постоялые дворы и гостиницы, нередко находящиеся под управлением Церкви. Похожие услуги могли оказывать и монастыри. Кроме того, центры паломничества быстро превращались в центры торговли, в которых помимо прочего была распространена продажа различных церковных атрибутов (иконок, ладанок, амулетов с частицами Животворящего креста и т.п.). Это тоже приносило хороший доход. Одним словом, на пилигримах Церковь могла неплохо заработать.
Добавить текст Вернуть оригиналПодводя итоги, следует упомянуть, что средневековые паломничества также выполняли важную познавательную функцию. Они позволяли невежественным и неграмотным людям того времени, кругозор которых чаще всего оканчивался соседними деревнями и городами, больше узнать об окружающем их мире. В перспективе это существенно способствовало развитию географических знаний, и в частности привело к развитию картографии.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://history.wikireading.ru/60220
https://naukatv.ru/articles/592
https://tourlib.net/statti_tourism/mosolkina.htm
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://studme.org/37878/turizm/palomnichestvo_kak_vid_srednevekovogo_puteshestviya
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 160