Крестовые походы
Ключевые вопросы
Что побуждало жителей Европы на протяжении почти двух веков отправляться далеко на Восток в опасные военные походы?
Жители Европы принимали участие в Крестовых походах по разным причинам. Кроме общей, благородной цели – освобождения Святой земли от иноверцев-мусульман, существовали иные задачи, чаще всего связанные с материальными богатствами. При этом у каждого сословия они были различными. Короли и влиятельные князья планировали завоевать новые города и страны. Простые рыцари мечтали о богатстве и славе, и конечно же – о приобретении больших земельных угодий и замков. Купечество хотело получить в собственность дорогие восточные товары, на продаже которых можно было неплохо разбогатеть. А для крестьянства главной целью было обретение новой жизни на Святой земле, без прежних поборов и притеснений со стороны сеньоров.
Добавить текст Вернуть оригиналКаковы были итоги Крестовых походов?
Итоги Крестовых походов были неутешительными для европейцев. Мусульмане постепенно отвоевали у крестоносцев все утерянные территории на Ближнем Востоке, в том числе – Иерусалим. Последние крепости христиан пали в 1291 г. Более успешными были Крестовые походы на Пиренейском полуострове (т.н. Реконкиста) и в Прибалтике (христианизация славянских и балтских народов).
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 114
Вопросы и задания внутри параграфа
Вспомните, что христиане называли Святой землёй. Используя карту на с. 43, выясните, кто владел этой территорией в конце XI в.
Добавить текст Вернуть оригиналХристиане называли Святой землёй территорию Палестины в Западной Азии, поскольку именно там жил и проповедовал новую веру Иисус Христос. Особенным почитанием пользовался Иерусалим и его окрестности. В конце XI в. эти земли входили в состав Арабского халифата.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 114
Документ №1
Какие аргументы использовал римский папа, призывая верующих участвовать в походе?
Папа Урбан ІІ, призывая верующих участвовать в Крестовом походе, делал акцент на том, что Иерусалим – священный город всех христиан, был захвачен врагами-иноверцами (мусульманами). Поэтому его освобождение позволило бы всем участникам искупить свои грехи перед Господом.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 120
Вопросы к иллюстрации
По каким деталям можно определить, кто изображён на этой миниатюре?
Людей, изображенных на данной миниатюре, можно определить по гербах на их щитах. У французов символом была золотая лилия на синем фоне, а у германцев – черный орёл на золотом фоне. Также, благодаря флагу с изображенным крестом, можно определить, что указанные рыцари отправились в Крестовый поход.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 124
Документ №2
1. Чем различаются приведённые описания одного события? На чём сосредоточено внимание автора первого отрывка, на чём — второго? Какое впечатление оставляют их свидетельства?
Добавить текст Вернуть оригиналПриведённые описания взятия крестоносцами Константинополя в 1204 г. различаются из-за того, что их авторы относились к враждующим сторонам. Автор первого отрывка, некий рыцарь Робер де Клари, был крестоносцем и соответственно – захватчиком. Поэтому его внимание было сосредоточено именно на добыче – несметных богатствах столицы Византии. Автор второго документа, византийский историк Никита Хониат, напротив – всячески осуждает поступки крестоносцев. Его внимание сосредоточено на том, что вражеское войско бесстыдно грабило храмы и соборы, разорив при этом много христианских святынь. Эти свидетельства оставляют впечатление о рыцарях-крестоносцах как о простых грабителях, для которых на самом деле не существует ничего святого, кроме золота, серебра, драгоценных камней и других ценностей. Становится понятно, что участников Крестового похода больше всего интересовала материальная нажива, а никакие-то благородные цели, которые ранее провозглашала Католическая церковь.
Добавить текст Вернуть оригинал2*. Предположите, что имена авторов неизвестны. Как можно определить по тексту, на какой стороне они участвовали в описываемом событии?
Добавить текст Вернуть оригиналДаже если предположить, что авторы данных документов неизвестны, всё равно очень легко определить на какой стороне они принимали участие. Автор первого свидетельства полностью посвятил документ описанию богатства Константинополя, а точнее о том, что можно оттуда увезти. Становится понятно, что он относится к крестоносцам, которых интересовало исключительно то, какую добычу можно взять при разграблении города. По этим же признакам можно понять, что автор второго свидетельства является византийцем. Он изображает крестоносцев обычными захватчиками и разбойниками, всячески осуждая их при этом. Особенный акцент делается на том, что рыцари безразлично отнеслись к христианским святыням, а драгоценную церковную утварь рассматривали только как военный трофей.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 127
Вопросы и задания после параграфа
1. Почему представители разных групп населения европейских стран поддержали призыв папы Урбана II отправиться в поход для освобождения Святой земли? Выскажитесь от имени правителей и рыцарей, крестьян и горожан.
Добавить текст Вернуть оригиналКаждое сословие, отправляясь в Крестовые походы, имело свои собственные цели. Но всё же общим для них всех было осознавание того, что, освободив Святую землю от мусульман, они получат прощение всех их грехов и тем самым спасут свои души от адских мук после смерти.
Добавить текст Вернуть оригиналЕвропейский правитель (император, король)
Добавить текст Вернуть оригиналПредстоящий поход на Святую землю полностью соответствует интересам государства, которое я возглавляю. Помимо милости Божьей и прощения грехов, этот военный поход может принести немалые материальные блага. Тем более, что папа дал мне свое благословение. Если война будет успешной, я смогу получить новые земли и даже основать в Палестине новое государство. Назначу там своего наместника: герцога или графа, и буду править этими территориями. Новые земли принесут мне большие доходы, и возможно в будущем я стану богатейшем монархом в Европе. Поэтому, как истинный христианский правитель и мудрый отец для своих подданных, целиком и полностью поддерживаю инициативу папы Урбана II о Крестовом походе против безбожников-сарацинов.
Добавить текст Вернуть оригиналРыцарь
Итак, мне суждено участвовать в Крестовом походе, который должен освободить Иерусалим от этих иноверцев. Честно говоря, эта идея мне очень нравится. Это война – как раз тот шанс, о котором я всегда мечтал. Мечтал с того дня, когда впервые взял в руки меч и сел на боевого коня. Крестовый поход может принести мне неслыханную славу и богатство. Мне уже надоело прислуживать своему сюзерену, этому хвастливому и жадному графу. Я ему верно служу уже восемнадцать лет, а в итоге что я получил? Ничего, кроме пустых благодарностей и постоянных обещаний щедро наградить в будущем. Ни денег, ни земель, ни перспективы. Что я передам своим сыновьям? Поэтому для меня Крестовый поход – это реальная возможность в конце концов получить земельный надел. Если не в Европе, то хоть на завоёванных территориях. В Палестине. Там я построю замок, заберу свою семью и буду жить в лучах славы до конца своих дней. К тому же местный священник обещал, что всем учасникам похода будет даровано прощение всех грехов, а в случае гибели – попадание в рай. Так что если мне не повезет, и я паду на поле битвы, меня ждет избавление от адских мук.
Добавить текст Вернуть оригиналГорожанин
Я – не воин, я – простой купец. Воевать не умею. Однако, как ни странно, меня Крестовый поход очень интересует. Если наши доблесные рыцари одержат верх и прогонят со Святой земли арабов, то это откроет для нас определённые перспективы. Новые возможности для торговли. Не для кого не секрет, что когда наши рыцари вернуться домой с богатой добычей, то многое попадет и в наши руки. Среди них – множество редких восточных товаров, истинную ценность которых простые воины не понимают. Дорогие персидские ковры, редкие специи и пряности, изысканная мебель и другие предметы роскоши. Я скуплю их за бесценок, а потом продам императору, королям и богатым князьям. Поэтому благодаря Крестовому походу я и многие другие торговцы планируем сказочно обогатиться.
Добавить текст Вернуть оригиналКрестьянин
Я всю жизнь работаю на земле. Как мой отец, дед и его предки. При этом земля – не моя, а принадлежит сеньору. Работаю без всякого отдыха, а большую часть полученного урожая отдаю своему сеньору. Помимо прочего, мне приходится выполнять различные повинности и платить десятину в пользу церкви. Такая жизнь мне не по душе. Считаю, что нужно отправиться на Святую землю вместе с другими крестоносцами. Для меня, и тысяч других крестьян, Крестовый поход – это единственный шанс вырваться с этого замкнутого круга, стать по-настоящему свободным. А если повезет – и богатым. Многие говорят, что на востоке много сокровищ. Так что в случае победы можно получить неплохую добычу. Но больше всего, я хочу остаться на Святой земле и получить хотя бы небольшой, но свой надел. Чтобы я мог его обрабатывать самостоятельно и получать от него доход, которым не нужно будет с кем-то делиться. Не хочу от кого-либо зависеть и подчиняться. Поэтому Крестовый поход для меня – это возможность начать новую жизнь, о которой всегда мечтал.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Проследите по карте (с. 116—117) маршруты Первого и Третьего крестовых походов. Чем они различались?
Маршруты Первого и Третьего крестовых походов имели ряд важных отличий. Во-первых, Первый крестовый поход начался с территории Франции и Германии, а в Третьем – активное участие, помимо французов и германцев, приняли англичане во главе с Ричардом І Львиное Сердце. Во-вторых, во время Первого крестового похода европейские рыцари достигли Святой земли преимущественно сухопутным путём (через территорию Византийской империи). Однако в Третьем крестовом походе английское и французское войска добрались в Палестину морским путём. Лишь император Фридрих І Барбаросса пытался достичь Святой земли по маршруту Первого крестового похода, да и то неудачно. При этом следует отметить, что для всех крестоносцев (как в Первом, так и в Третьем крестовых походах) общей оставалась главная цель – освобождение Иерусалима от мусульман.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Охарактеризуйте итоги Первого крестового похода. Насколько участникам похода удалось достичь целей, к которым они стремились?
Добавить текст Вернуть оригиналПервый крестовый поход, в целом, можно назвать самым удачным из всех. Несмотря на первоначальные трудности (разгром похода бедняков), крестоносцы достигли поставленной цели и освободили территорию Палестины от арабского господства. Кульминацией похода стало взятие священного города всех христиан – Иерусалима, которое произошло в июле 1099 г.
Добавить текст Вернуть оригиналЕсли говорить о целях определенных групп населения, то наибольшую выгоду из результатов Первого крестового похода получили монархи и князья. На территории Святой земли были основано новое государство – Иерусалимское королевство, а также несколько более мелких княжеств. Кроме того, в выигрыше оказались многие представители рыцарского сословия, поскольку получили богатую военную добычу, а некоторые из них даже стали хозяевами земельных наделов. Они построили замки по европейскому образцу и прочно обосновались в Палестине.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Систематизируйте информацию о Крестовых походах в таблице.
Поход | Даты | Участники | Ключевые события | Итоги |
---|---|---|---|---|
Первый крестовый поход | 1096 – 1099 гг. |
Рыцари из разных государств Европы (в основном с Франции и Германии). |
1096 г. – поход бедняков и его разгром арабами. Добавить текст Вернуть оригинал1099 г. – взятие крестоносцами Иерусалима. Добавить текст Вернуть оригинал |
Освобождение Святой земли от мусульман. Создание Иерусалимского королевства и других государств крестоносцев. Добавить текст Вернуть оригиналОснование духовно-рыцарских орденов. |
Третий крестовый поход | 1189 – 1192 гг. | Германский император Фридрих І Барбаросса, английский король Ричард І Львиное Сердце и французский король Филипп ІІ Август. | 1191 г. – взятие крестоносцами Акры. | Попытка отвоевать Иерусалим у мусульман закончилась неудачей. |
Четвёртый крестовый поход | 1202 – 1204 гг. | Рыцари из разных государств Европы. | 1204 г. – взятие и разорение Константино-поля | Византийская империя на некоторое время прекратила своё существование. |
Шестой крестовый поход | 1228 – 1229 гг. | Германский император Фридрих ІІ. | 1229 г. – крестоносцы восстановили контроль над Иерусалимом дипломати-ческим путём. | Крестоносцы сумели на короткий строк укрепить свои позиции в Палестине. |
Седьмой крестовый поход | 1248 – 1254 гг. | Король Франции Людовик IX |
1249 г. – захват крестоносцами крепости Дамиетта. Добавить текст Вернуть оригинал1250 г. – пленение Людовика IX арабами |
Мусульмане нанесли сокрушительное поражение крестоносцам |
Крестовый поход против славян и балтов | XIII в. | Германские, польские, датские и шведские государи, а также Тевтонский орден. | Крестоносцы нанесли ряд поражений жителям южного берега Балтийского моря | Насильственная христианизация языческих племён славян и балтов. |
Крестовый поход на Пире-нейском полуострове (Реконкиста) | VIII – XV вв. | Рыцари из разных государств Европы. | Крестоносцы нанесли ряд поражений испанским арабам (маврам). | Началось освобождение территории Пиренейского полуострова от мусульманского владычества. |
5. Чем вы объясните то, что крестоносцы подвергли разграблению столицу христианского государства — Константинополь?
Большинство крестоносцев были католиками, и поэтому они враждебно относились к православному населению Византийской империи. Для них византийцы были иноверцами, которые мало чем отличались от своих главных врагов – мусульман. Именно из-за таких взглядов, при взятии Константинополя крестоносцы не останавливались перед разграблением святынь и храмов.
Добавить текст Вернуть оригинал6*. Подготовьте сообщение о духовно-рыцарских орденах, созданных во время Крестовых походов. Используйте информацию учебника и дополнительные материалы.
Добавить текст Вернуть оригиналДуховно-рыцарские ордена – это военно-религиозные организации, созданные с целью защиты христианства от представителей другой веры (прежде всего – мусульман). По своей сути они напоминали существовавшие ранее монашеские ордена, только его членами были не монахи, а рыцари. Однако если деятельность монахов была мирной (проповеди, молитвы), то занятием рыцарей таких орденов была война. Война во имя «веры Христа».
Добавить текст Вернуть оригиналДуховно-рыцарские ордена были созданы в Палестине после Первого крестового похода. Положение государств, которые создали крестоносцы было очень шатким. Местное население, состоявшее преимущественно с иудеев и мусульман, враждебно относилось к европейским рыцарям. Арабский халифат, хоть и был ослаблен, но все же представлял собой серьезную силу. Тем более, что мусульмане всячески хотели взять реванш и вернуть себе Палестину (в исламе Иерусалим тоже считался священным городом). В такой обстановке христианские правители (прежде всего иерусалимский король) были вынуждены создать военные организации, отличавшиеся высоким уровнем дисциплинированности, и главное – готовностью защищать ценой своей жизни Святую землю от нападений иноверцев. Так и возникли духовно-рыцарские ордена, основной задачей которого стала борьба с «врагами Христа». Наиболее могущественными и влиятельными были орден госпитальеров (основан в 1099 г.), орден тамплиеров (основан в 1199 г.) и тевтонский орден (основан в 1190 г.).
Добавить текст Вернуть оригиналВсе духовно-рыцарские ордена были организованы по единому принципу – жесткой иерархии, т.е. безоговорочного подчинения. В свой состав они принимали всех желающих рыцарей. Однако вступающие в орден в обязательном порядке должны были принести три обета (клятвы): жить в бедности, безбрачии и послушании. Поэтому они отличались особой преданностью христианским идеям и стойкостью во время сражений. Орден возглавлял великий магистр (иногда его называли гроссмейстером), которого пожизненно избирал руководящий состав ордена (генеральный капитул). Он имел огромную власть и не подчинялся никому, кроме папы римского. Да и то, с ростом влияния и могущества духовно-рыцарских орденов, контроль со стороны главы католической церкви стал минимальным. Великие магистры не признавали над собой власть монархов, а их крепости были своеобразным «государством в государстве».
Добавить текст Вернуть оригиналПоскольку рыцари, вступающие в орден, отказывались от своей прежней жизни, то они были обязаны сдать в его пользу всё своё имущество: деньги, земли и замки. Постепенно в руках орденов сосредоточились огромные богатства, сравнимые с королевскими. Орден тамплиеров вообще начиная с XIII в., помимо своей основной деятельности, занимался финансовыми операциями. Например, давали взаймы монархам и князьям деньги под процент или наоборот – брали деньги на хранение. Именно тамплиеры придумали такой важный документ как вексель. Человек, оставивший определённое количество золота или серебра на хранение в одной крепости тамплиеров, мог получить его в другой, при предъявлении такого документа. Поэтому тамплиеров иногда называют основателями современной банковской системы.
Добавить текст Вернуть оригиналПосле поражения крестоносцев и захвата Святой земли мусульманами в 1291 г., судьба духовно-рыцарских орденов служилась по-разному. Орден госпитальеров эвакуировался на остров Родос, а позже – на Мальту. Поэтому он был переименован в мальтийский орден. Именно под таким названим он существует и по сей день, однако сегодня занимается преимущественно благотворительной деятельностью.
Добавить текст Вернуть оригиналМенее удачной была судьба ордена тамплиеров. Благодаря своему влиянию и огромным земельным владениям ему удалось обосноваться во многим странах Европы (Англии, Италии, Священной Римской империи). Однако центр управления орденом находился во Франции. Но так продолжалось недолго. Французский король Филипп IV Красивый, которого не устраивала независимость тамплиеров, а также желая заполучить их несметные богатства, в 1307–1314 гг. уничтожил орден. Большинство рыцарей было обвинено в колдовстве и ереси, а также в заговоре против короля и папы, и казнено путём сожжения на костре. Также следует отметить, что с деятельностью ордена тамплиеров связано очень много легенд, мифов и преданий (например, легенда о святом Граале).
Добавить текст Вернуть оригиналТевтонский орден отличался от других духовно-рыцарских орденов тем, что в его состав входили преимущественно жители Германии (поэтому позже немцев очень часто называли «тевтонцами»). Поэтому отступив со Святой Земли, он нашел пристанище в Восточной Европе, на южном побережье Балтийского моря. Фактически Тевтонский орден превратился в полноценное независимое государство со столицей в Мариенбурге. Его рыцари прославились насильственной христианизацией местных языческих племён (славян и пруссов) в Прибалтике, а также постоянными войнами с Польшей и Литвой. Потерпев поражение в Грюнвальдской битве 1410 г. Тевтонский орден существенно ослабел, а в 1466 г. был вынужден стать вассалом польского короля.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
http://rushist.com/index.php/west/2683-dukhovno-rytsarskie-ordena-kratko
Добавить текст Вернуть оригиналhttp://www.hrono.ru/religia/katolik/tevton.php
Добавить текст Вернуть оригиналhttp://rushist.com/index.php/west/3515-orden-tamplierov-istoriya
Добавить текст Вернуть оригиналhttp://rushist.com/index.php/west/3520-protsess-tamplierov
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://www.eparhia-saratov.ru/Content/Books/150/29.html
Добавить текст Вернуть оригиналhttp://rushist.com/index.php/ilovajskij-1/1245-istoriya-tevtonskogo-ordena
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1375655
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 128