Решебник по истории средних веков 6 класс Абрамов ФГОС | Страница 158

Авторы:
Год:2022-2023
Тип:учебник
Серия:Всеобщая история

Страница 158

Темы проектов

1. Судьба и тайны ордена тамплиеров.

Орден тамплиеров – самый знаменитый, из всех основанных в годы Крестовых походов, духовно-рыцарский орден. Он был создан в 1118 г. в Иерусалиме для защиты европейских паломников, которые направлялись к святым местам в Палестине. Однако со временем их влияние несоизмеримо возросло. В войнах с мусульманами они проявили себя с лучшей стороны, показав себя храбрыми и дисциплинированными воинами. Даже после ухода крестоносцев со Святой земли, они не потеряли прежнего могущества, а основались во многих государствах Западной Европы: Англии, Священной Римской империи, Арагоне, Кипре и Португалии. Но сильнейшие позиции тамплиеры приобрели во Французском королевстве. Крепость Тампль в Париже стала новой резиденцией ордена.

  Добавить текст Вернуть оригинал

К этому моменту тамплиеры приобрели огромное богатство. Дело в том, что рыцари, вступающие в орден, отдавали в его пользу всё своё имущество: деньги, земли и замки. К тому же они быстро освоили другие средства заработка – прежде всего ростовщичество (дача денег в долг под проценты). Тамплиерам были должны многие влиятельные люди: рыцари и горожане, герцоги и короли, епископы и аббаты. Современные историки даже называют их первыми банкирами в современном понимании этого слова. К тому же тамплиеры имели большую политическую власть, поскольку не подчинялись ни феодалам, ни монархам, а только папе римскому. Да и то такое подчинение имело скорее формальное значение.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Не желая мириться с существованием такого независимого «государства в государстве» король Франции Филипп IV Красивый (1285 – 1314) решил уничтожить орден тамплиеров. К тому же он стремился заполучить его несметные богатства. Заручившись поддержкой папы Климента V (1305 – 1314), в 1307 г. он отдал приказ арестовать практически всех тамплиеров, живших во Франции. Рыцари были обвинены в ереси и колдовстве, а также в заговоре против папы и короля. Большинство из них было казнено путём сожжения на костре.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Несмотря на уничтожение ордена тамплиеров, память о них сохранилась на многие века. Прежде всего это связано с многочисленными легендами, мифами и преданиями.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Одной из наиболее известных легенд была легенда о проклятии тамплиеров. Она гласит о том, что весной 1314 г., последний великий магистр ордена Жак де Моле, во время казни проклял короля, папу, а также весь королевский род до тринадцатого поколения. И вправду, не прошло и года, как внезапно скончались Климент V и Филипп IV Красивый. А следующие французские монархи: Людовик Х (1314 – 1316), Филипп V (1316 – 1322) и Карл IV (1322 – 1328) прожили совсем недолго, и с их смертью прервалась династия Капетингов, правившая Францией с 987 г.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Ещё более популярным преданием является легенда о святом Граале – чаше, в которой была собрана кровь Иисуса Христа во время распятия. Многие столетия этот предмет считался утерянным, однако тамплиеры якобы смогли отыскать его во время пребывания в Палестине. Как считалось в те времена, именно святой Грааль принёс ордену неслыханное богатство и могущество, а после его уничтожения – исчез бесследно. В последствии многие искатели приключений неоднократно пытались разыскать эту священную чашу, но безуспешно.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Также следует сказать о ещё более фантастической легенде. Якобы за несколько столетий до Колумба, тамплиерам, у которых был собственный флот, удалось открыть Америку. Именно там, согласно преданию, они нашли несметные залежи золота и серебра, что и послужило источником колоссальных богатств ордена. Естественно, что такая теория не имеет ничего общего с реальностью.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

https://www.paismagico.travel/2019/05/15/istoriya-ordena-tamplierov/

  Добавить текст Вернуть оригинал

http://rushist.com/index.php/west/3515-orden-tamplierov-istoriya

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://mir24.tv/articles/16343759/tainy-tamplierov-chto-skryvali-srednevekovye-hramovniki

  Добавить текст Вернуть оригинал

http://the-mostly.ru/misc/tainy_i_zagadki_tamplierov.html

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://history.wikireading.ru/amp152714

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Легенда о Гамельнском крысолове и детский Крестовый поход: есть ли связь?

Легенда о Гамельнском крысолове – это одно из наиболее известных преданий средневековой Германии. Она состоит в том, что однажды (называют даже конкретную дату – 26 июня 1284 г.) немецкий город Гамельн подвергся нашествию крыс. Обычными путями жители не могли от них избавиться, поэтому магистрат объявил о щедрой награде тому, кто поможет избавить город от крыс. На призыв появился неизвестный бродячий музыкант. Он с помощью волшебной флейты (другой вариант – дудочки) околдовал крыс, вывел их всех за пределы города и утопил в местной реке. Однако, когда музыкант пришел за обещанной наградой, жадное городское руководство отказало ему. Тогда он решил отомстить, применив своё волшебство против гамельнских детей. Под чарами они вышли за пределы города, и пошли вслед за флейтистом. По поводу их дальнейшей судьбы нет однозначного ответа. Существует несколько вариантов легенды, наиболее распространенными из которых являются два: дети были заведены в дремучий лес и болото, где и сгинули бесследно, а также тот, что дети были утоплены в реке, как и крысы. В любом случае, данное предание является предостерегающим касательно опасности человеческой жадности и неблагодарности.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Что касается т.н. детского Крестового похода, то он являет собой скорее не военный поход, а народное движение, похожее на Крестовый поход бедняков 1096 г. Следует отметить, что о Крестовом походе детей чрезвычайно мало информации, да и то, сведения часто противоречат друг другу. Доподлинно известно то, что в начале 1212 г. тысячи крестьянских детей и подростков во Франции и Германии, бросив привычные занятия и место жительства, отправились отвоевывать Гроб Господень в Иерусалиме. Примечательным является то, что ни Католическая церковь, ни монархи, ни феодалы не объявляли о начале нового Крестового похода. Это народное «войско» возникло спонтанно, скорее всего – под влиянием различных бродячих монахов и проповедников. Об организации и вооружении участников похода бессмысленно говорить – у них даже отсутствовали лидеры (во всяком случае, о них ничего неизвестно) и какой-либо план действий. К такому «воинству» часто присоединялись преступники и нищие. Поэтому данный поход постоянно сопровождался грабежами местного населения. Дальнейшая судьба этих малолетних «крестоносцев» была трагической. Летом 1212 г. они переправились через Альпы в Северную Италию (во время перехода многие участники погибли или вернулись домой). Местные купцы предложили им корабли для отправки на территорию Палестины. Однако, на самом деле, детей привезли к берегам Алжира (Северная Африка), где они попали в руки арабских работорговцев.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Прямой связи между Гамельнским крысоловом и детским Крестовым походом не существует. Тем более, если верить источникам, эти события разделяет, как минимум, 72 года. Конечно, многие исследователи отмечают определенное сходство: множество детей, без видимой на то причины, бросает свои семьи и дома и направляются в неизвестном направлении, под влиянием некой силы. Однако, по всей видимости, это не более, чем совпадение.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

https://www.mirf.ru/science/history/gamelnskij-krysolov-legenda/

  Добавить текст Вернуть оригинал

http://www.ega-math.narod.ru/Reid/Tales/Hameln.htm

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://diletant.media/articles/26970230/

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://obrazovaka.ru/istoriya/detskiy-krestovyy-pohod-kratko.html

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Болгария и Сербия — друзья или враги Византии?

Болгария (точнее – Второе Болгарское царство) и Королевство Сербия, на первый взгляд, однозначно являются врагами Византийской империи. И хотя их объединяла общая религия – православное христианство и схожая культура, вражда была намного сильнее. Сербия и Болгария, вырвавшись из-под византийского господства, стремились к самостоятельной жизни и тем самым разрушали древнюю империю. Ведь восстановившись в 1261 г., после нашествия крестоносцев, Византия пребывала в крайне плачевном состоянии. О былом величии, могуществе и богатстве речь уже не шла. Вопрос скорее состоял в выживании этого государства. И на первых порах, Византии это удалось. Ей удалось восстановить контроль над большей частью Балканского полуострова и Малой Азии. Однако из-за действий сербов и болгар, дальнейшее восстановление империи было невозможным. Более того, они приложили максимум усилий, чтобы её добить. К примеру, из-за действий короля Сербии Стефана Душана (1331 – 1355), и без того небольшая территория сократилась вдвое. В итоге, Византия вновь оказалась на гране уничтожения.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Однако, при определённых обстоятельствах они могли стать союзниками – для отражения нашествия турок-осман. Однако опасность с их стороны была недооценена императорами. Однако вместо объединения с единоверцами, Византия, на первых порах, даже способствовала Османской империи, желая расправиться с непокорной Болгарией и Сербией. Так, в 1389 г. в битве на Косовом поле, султан Мурад I разгромил сербов, а в 1396 г. новый султан Баязид I уничтожил Второе Болгарское царство. В итоге, византийские императоры слишком поздно поняли, кто являлся их истинным врагом. Однако предпринять что-либо действенное они уже больше не могли. Со всех сторон их окружали владения иноверцев-турков. И в 1453 г. Византия окончательно пала под ударами молодой Османской империи.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

http://www.hrono.ru/land/landb/bolgar1185.php

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://zinref.ru/000_uchebniki/02800_logika/011_lekcii_raznie_40/300.htm

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Что узнали и чему научились европейцы в результате Крестовых походов?

Общеизвестным фактом является то, что общий итог Крестовых походов оказался крайне неблагоприятным для крестоносцев. Они потеряли все завоёванные ранее территории в Палестине, а священный город христиан – Иерусалим вновь оказался под властью иноверцев-мусульман ещё на много столетий. Однако, определённую пользу европейцам Крестовые походы всё же принесли. Дело в том, что тогдашняя мусульманская культура (в особенности, состояние быта, а также развитие науки и техники) во многом превосходила христианскую. Поэтому неудавшимся завоевателям было чему поучиться у арабского населения Востока.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Прежде всего, изменения коснулись сельского хозяйства. Европейцы познакомились с новыми для них земледельческими культурами и тоже начали выращивать рис, гречиху, абрикосы, сахарный тростник, хлопчатник, а также цитрусовые (апельсины, мандарины и лимоны). Конечно, это касалось в основном, теплолюбивых южных регионов – Аппенинского, Балканского и Пиренейского полуостровов. Однако гречиха и абрикосы неплохо прижились и при более умеренном климате – во Франции, Германии, Англии.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Также из Востока в Европу были привезены техника строительства ветряных мельниц, водяного колеса, более качественной обработки металла, изготовления изысканных тканей (атласа, муслина и дамаста), зеркал и стёкол, искусной резьбы по дереву. Заимствование европейскими архитекторами восточной стрельчатой арки привело к вытеснению романского стиля готическим. Кроме того, христиане постепенно начали приобщаться к элементарным правилам гигиены, которые для арабов, живших в условиях жаркого климата, были привычным делом. Поскольку в то время в Европе царила антисанитария, появление моды на восточные бани спровоцировала своеобразную культурную революцию.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Помимо прочего, многих представителей европейской знати крайне заинтересовали предметы и вещи, которые привозили с более дальних стран Востока: Персии, Китая и Индии. Среди них: различные пряности и благовония, предметы роскоши, ценная слоновая кость и чёрное дерево. Это, с одной стороны, способствовало увеличению объемов торговли между христианскими и мусульманскими купцами, а с другой – активизировало интерес европейцев к путешествиям вглубь Азии. В целом, можно с уверенностью утверждать, что Крестовые походы существенно расширили знания жителей Запада об окружающем их мире, усилило интерес к открытию новых земель, и тем самым, фактически, дали толчок к будущим Великим географическим открытиям.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

https://guideisratour.co.il/blog/the-era-of-cross-tricks-what-the-east-has-given-to-the-west/

  Добавить текст Вернуть оригинал

http://rushist.com/index.php/historical-notes/2671-posledstviya-krestovykh-pokhodov

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Эль Сид как историческое лицо и литературный персонаж

Литературный персонаж Эль Сид (или Сид Кампеадор), как это часто бывает с героями средневековых эпических произведений, имеет вполне реального прототипа – Родриго Диаса де Вивара (1041 – 1099), которому судилось стать самым знаменитым участником Реконкисты. Он был кастильским дворянином (Кастилия – часть современной Испании) и прославился своими победами над мусульманским населением Пиренейского полуострова – маврами. Поэтому его сегодня считают национальным героем Испании.

  Добавить текст Вернуть оригинал

О ранних годах жизни и юности Эль Сида практически ничего неизвестно. Но уже во время правления Санчо II (1065 – 1072) он имел репутацию непримиримого и успешного борца с маврами. А при новом короле Альфонсо VI Храбром (1072 – 1109) – был назначен главнокомандующим кастильской армией. Пребывая на этом посту, он нанес противнику несколько десятков поражений и ни разу не потерпел поражения. Однако величайшей его победой было освобождение богатой и плодородной провинции Валенсия в 1094 г., что серьезно подорвало позиции мавров в центральной части Пиренейского полуострова.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Также следует отметить, что Эль Сид пользовался большой популярностью и авторитетом как среди рыцарей, так и в простонародье. Поэтому и не удивительно, что посмертная слава превратила его в героя многих народных сказок, песен и романсов. Самым известным преданием стала эпическая поэма «Песнь о моём Сиде», написанная неизвестным автором (или группой авторов) в конце ХІІ в. (т.е. через 100 лет после происходящих событий). Естественно, что литературный образ героя сильно идеализирован. Здесь он показан не только как талантливый военачальник, гроза мавров и освободитель родной земли от мусульманского ига, но и защитник интересов простого народа. Кроме того, в поэме очень героически описана смерть Эль Сида, что добавляет произведению дополнительную популярность. В тексте сказано, что накануне решающей битвы с маврами, он был смертельно ранен отравленной стрелой и умер. Но опасаясь, что известие о смерти вождя подорвёт боевой дух кастильцев, вдова распорядилась одеть тело героя в доспехи и усадить на коня. Так, Эль Сид выиграл своё последнее сражение, будучи уже мёртвым.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

https://w.histrf.ru/articles/article/show/el_sid

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://delphipages.live/ru/%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%B9/el-cid-castilian-military-leader

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://w.histrf.ru/articles/article/show/piesn_o_moiom_sidie

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 158

Ресурсы к главе

1. Прочитайте отрывок текста и ответьте на Вопросы.

1) Определите, о каком событии идёт речь. Найдите в тексте и приведите доказательства вашей точки зрения.

По всей видимости речь идёт о разграблении Константинополя крестоносцами в 1204 г. Доказательством является данный текст: «Когда им (крестоносцам. — Авт.) было нужно вынести из храма священные сосуды, предметы необыкновенного искусства и чрезвычайной редкости, серебро и золото, которым были обложены кафедры, амвоны и врата, они ввели в притворы храмов мулов и лошадей с сёдлами…»

  Добавить текст Вернуть оригинал

2) Жителем какой страны, по вашему мнению, был автор текста? Был ли он современником этих событий или жил позже? Аргументируйте свой ответ.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Автор текста, без сомнения, был жителем Византии, причём современником данных событий. Недаром он всячески осуждает поступки крестоносцев и при этом приводит большое количество мелких деталей. Если бы автор жил после взятия Константинополя, он просто бы не смог так подробно всё описать.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3) Какой была цель описанной в тексте военной экспедиции?

Целью данных действий крестоносцев было разграбление православных соборов и храмов, в которых хранилось много драгоценных вещей.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Рассмотрите иллюстрацию и выполните задание

Какой сюжет эпохи Крестовых походов изображён на иллюстрации? Объясните свой ответ.

На иллюстрации изображен крестовый поход бедноты (другое название – крестьянский крестовый поход), который датируется 1096 г., перед началом официального Первого крестового похода. Это видно по тому, что люди, одетые в белое, выступили безоружными против вооруженных врагов. Именно так и произошло. «Крестоносцы» из простонародья из-за слабой организации и отсутствия вооружения были без труда разгромлены турками-сельджуками.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Прочитайте отрывок из статьи историка О. И. Варьяш, рассмотрите иллюстрацию и ответьте на Вопросы.

1) Как в Средние века оценивали Реконкисту?

В период Средневековья Реконкисту считали постоянной жестокой и кровопролитной борьбой рыцарей-христиан с иноверцами-мусульманами для освобождения порабощенного арабами населения Пиренейского полуострова.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2) Как характеризуют причины и содержание Реконкисты современные историки?

Современные историки характеризуют Реконкисту как более сложное явление, чем просто борьба христиан и мусульман. Они считают, что причиной этих войн была не только религиозная вражда, но и желание христианских феодалов захватить новые территории. Соответственно менялось и содержание Реконкисты – не только отвоевание у арабов принадлежавшей им земли, но и её хозяйственное освоение. Кроме того, христианские и мусульманские жители не только враждовали друг с другом, но и общались, учились друг у друга, торговали между собой. Так происходило взаимопроникновение двух миров: христианства и ислама.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3) Рассмотрите миниатюру и объясните, какую из изложенных в документе точек зрения на Реконкисту она иллюстрирует.

Данная миниатюра иллюстрирует точку зрения современных историков. Представители двух враждующих миров: христианин и мусульманин не проявляют друг к другу агрессии, а заняты вполне мирным делом – игрой в шахматы. Это значит, что войны на Пиренейском полуострове не были бесконечными, и в период мира противники могли взаимодействовать между собой в различных формах.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Рассмотрите карту и выполните задания.

1) Какое событие отмечено на карте датой?

На карте датой 1204 г. помечено взятие и разорение крестоносцами Константинополя в ходе Четвертого крестового похода.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2) Какие государства обозначены цифрами?

1 – Второе Болгарское царство.

2 – Латинская империя.

3 – Никейская империя.

3) Какие из них принадлежали западнохристианскому миру, а какие — восточнохристианскому?

К западнохристианскому миру принадлежала Латинская империя, а к восточнохристианскому – Второе Болгарское царство и Никейская империя.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Рассмотрите иллюстрации и выполните задание.

Определите, на какой иллюстрации изображено здание в мавританском стиле. Объясните свой ответ.

Здание в мавританском стиле изображено на иллюстрации №3. Это видно благодаря большому количеству арок, изысканной настенной резьбы и орнаменту, а также из-за наличия бассейна во дворе.

  Добавить текст Вернуть оригинал
Скачать ответ
Есть ошибка? Сообщи нам!

Решебники по другим предметам