Мусульманская культура
Главный вопрос параграфа
Что и как сплетало воедино культуры разных народов, проживавших в Арабском халифате?
Культуры разных народов, проживавших в Арабском халифате, сплетала воедино, прежде всего, единая вера – ислам. Также большую роль играли единая для всех арабская письменность и арабский язык, который фактически стал языком межнационального общения. На арабском языке разговаривали образованные люди всех народов, проживавших на территории Арабского халифата.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 75
Вопросы и задания к пункту параграфа
1. Какие науки были развиты в мусульманском мире?
В мусульманском мире получили своё развитие такие науки, как медицина, философия, астрономия, математика, механика и география.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Что позволяло учёным из разных стран общаться друг с другом?
Ученым из разных мусульманских стран позволяло общаться между собой знание арабского языка и арабской письменности, которые получили свое распространение по всей территории бывшего Арабского халифата.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 76
Вопросы и задания к пункту параграфа
1. Какую роль играл арабский язык в культуре мусульман?
Арабский язык в культуре мусульман играл важнейшее значение. Он был языком межнационального общения. На нём создавали свои произведения как поэты, так и учёные с разных уголков Арабского халифата, а после его распада – с тех стран, которые образовались на его территории.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Назовите произведения арабских писателей.
Важнейшими произведениями арабских писателей были поэма «Шахнаман» («Книга царей»), автором которого был Фирдоуси, знаменитые рубаи Омара Хайяма, а также всемирно известный сборник сказок «Тысяча и одна ночь»
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 77
Вопросы и задания к пункту параграфа
1. Что такое мечеть? Какие три мечети особо почитают мусульмане?
Мечеть – это здание, в котором совершается богослужение у мусульман. Наиболее почитаемыми являются такие мечети: Аль-Харам (Заповедная) в Мекке, Аль-Набави в Медине и Эль-Акса («Отдалённая») в Иерусалиме.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Назовите элементы, которые присутствуют в каждой мечети.
В каждой мечети присутствуют такие элементы: площадка для молитвы, фонтан для омовения, минареты (один или несколько) и здание со священным залом. Внутри мечети обязательными элементами были минбар (возвышение для проповедника) и михраб (ниша, указывавшая направление в сторону Мекки).
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 78
Вопросы и задания к иллюстрациям, схемам, картам
По каким признакам можно понять, что перед нами изделия мусульманских мастеров?
То, что указанные изделия созданы мусульманскими мастерами, можно определить по двум признакам. Во-первых, на них отсутствуют изображения людей, что характерно именно для тех лиц, кто исповедует ислам. Во-вторых, все надписи сделаны с помощью арабской письменности.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 78
Вопросы и задания к пункту параграфа
1. Почему в странах мусульманской цивилизации не получила развития портретная живопись?
Портретная живопись не получила развития в странах мусульманской цивилизации, поскольку ислам, чтобы избежать идолопоклонства, запрещает изображать людей (в т.ч. и портреты).
Добавить текст Вернуть оригинал2. Объясните значение слов «арабеска» и «каллиграфия».
Арабеска – это искусно выполненный восточный орнамент, которым мусульмане украшали свои изделия (прежде всего, священные тексты).
Добавить текст Вернуть оригиналКаллиграфия – это умение придерживаться чёткости надписей и красоты линий при написании текста (чаще всего – Корана), что очень ценилось в странах мусульманской цивилизации.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 78
Вопросы и задания в конце параграфа
1. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа и определите, какими науками занимаются изображённые на ней мусульманские учёные. Объясните свой ответ.
Добавить текст Вернуть оригиналИзображенные на иллюстрации мусульманские учёные занимаются астрономией и математикой. Это видно по тем приборам, которыми они пользуются. Те, кто изображен в верхней части иллюстрации используют для изучения неба предмет, отдалённо напоминающий современный телескоп. На нижней части учёные пытаются решить какую-то задачу, с использованием различных геометрических фигур.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Какую функцию выполнял арабский язык в Арабском халифате?
В Арабском халифате арабский язык выполнял функцию языка межнационального общения. Благодаря его использованию, различные народы, населявшие это огромное государство, могли общаться между собой.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Почему многие правители мусульманских стран поддерживали развитие науки?
Правители мусульманских стран поддерживали развитие науки, поскольку были уверены в том, что это поможет распространению ислама среди других народов.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Составьте рассказ об арабской архитектуре, используя понятия «мечеть», «михраб», «минбар», «минарет», «купол».
Арабская архитектура была уникальной и по-своему очень привлекательной. Она кардинально отличалась от средневековой европейской. Обязательным атрибутом любого арабского города была мечеть с высокими и стройными минаретами. Для каждого мусульманина мечеть – не просто место для совершения молитвы, но и для духовного очищения. Заходя в священный зал, покрытый куполом, и обращаясь лицом к михбару, верующий в Аллаха человек просто отключал все свои чувства, кроме слуха. Он просто слушал проповедника, который находясь на минбаре, доносил каждому мусульманину важнейшие изречения пророка Мухаммада, записанные в Коране. Поэтому посещение мечети – важнейшая часть жизни правоверного араба.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Прочитайте п. 1 и 2 параграфа и заполните таблицу «Мусульманские учёные и писатели»
Отрасль науки или культуры | Имя деятеля | Его основные достижения |
---|---|---|
Медицина | Ибн-Сина (Авиценна) | Обобщение и систематизация существующих на то время знаний в сфере медицины. |
Математика | Аль-Хорезми | Разработал первый в мире учебник по алгебре. |
Философия | Ибн-Рушдт | Использование трудов Аристотеля для создания собственных починений. |
Литература | Омар Хайям | Написал рубаи – поэтические произведения назидательного характера. |
Фирдуоси | Написал поэму «Шахнаме» («Книга царей»), в которой рассказал об истории Персии и Средней Азии. |
6. Произведения декоративно-прикладного искусства каких стран мусульманской цивилизации известны до сих пор?
До сих пор пользуются большой известностью произведения декоративно-прикладного искусства таких мусульманских стран: Арабского халифата, Кордовского эмирата (Испании) и Фатимидского халифата (Египта).
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 79
Сформулируйте ответ на Главный вопрос параграфа
Что и как сплетало воедино культуры разных народов, проживавших в Арабском халифате?
Культуры различных народов, которые проживали в Арабском халифате, сохранили единство благодаря единой для всех вере – исламу, а также арабскому языку и арабской письменности. Именно эти факторы позволили сохранить единство мусульманской культуры даже после распада халифата. Жители новосозданных государств продолжали верить в Аллаха, разговаривать на арабском языке и писать арабскими письменами.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 79
Вопросы и задания к главе
1. Рассмотрите иллюстрацию в начале главы (с. 59) и расскажите, как устроена мечеть Аль-Харам. Какая святыня мусульман расположена здесь?
Добавить текст Вернуть оригиналДанная мечеть имеет огромные размеры и поэтому по всему периметру расположено 8 минаретов, откуда призывают на молитву верующих мусульман. Внутри мечети расположена гигантская площадка для молитв и три фонтана для омовения. Поскольку мечеть Аль-Харам строилась в первые годы существования ислама, то в ней отсутствуют здания в виде купола.
Добавить текст Вернуть оригиналВ мечети Аль-Харам находится величайшая святыня мусульман – Кааба. Она расположена в дальней стороне мечети и имеет вид чёрного куба. Каждый мусульманин должен хотя бы раз в жизни совершить паломничество (хадж) в это священное место.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Расставьте события в хронологической последовательности:
В) победа ислама в Аравии;
Г) смерть пророка Мухаммада;
А) захват Иерусалима арабами;
Б) завоевание Ирана арабами;
Д) распад Арабского халифата.
3. Какие положения исламского вероучения позволили новой религии распространиться на столь большие территории?
Распространению ислама на большие территории способствовали такие положения в вероучении:
Добавить текст Вернуть оригинала) требование для богатых платить налог в пользу бедных (закят);
Добавить текст Вернуть оригиналб) равенство всех народов перед Богом (Аллахом);
Добавить текст Вернуть оригиналв) запрет на ростовщичество и долговое рабство.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Почему с распадом Арабского халифата не исчезла мусульманская цивилизация?
Мусульманская цивилизация не исчезла с распадом Арабского халифата потому, что народы, заселявшие данное государство, продолжили исповедовать ислам, писать на арабской письменности и разговаривать на арабском языке. Таким образом, сохранилось религиозное и культурное единство.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Чем арабы обогатили культуру народов Европы и других континентов?
Арабы обогатили культуру европейских народов своей уникальной архитектурой (технологией строительства дворцов, мавзолеев, крытых торговых сооружений), литературой (поэзией Омара Хайяма и сказками «Тысяча и одна ночь»), предметами декоративно-прикладного искусства (изготовление оружия, мебели, одежды и других элементов быта), а также различными научными достижениями (создание арабских цифр, лунного календаря, написания пособий по медицине и философии).
Добавить текст Вернуть оригинал6. Каково было отношение Мухаммада и мусульман к христианству и иудаизму? Что Мухаммад имел в виду, называя последователей этих религий «людьми Писания»?
Добавить текст Вернуть оригиналОтношение Мухаммада и мусульман к христианству и иудаизму было противоречивым. С одной стороны, они считали их «неверными», т.е. находящимися на более низком уровне, чем мусульмане. С другой, они не стремились их обратить христиан и иудеев ислам при помощи насилия, как язычников. Большую роль при этом сыграло то, что они тоже верили в единого Бога.
Добавить текст Вернуть оригиналНазывая последователей христианства и иудаизма «людьми Писания» Мухаммад, скорее всего, имел в виду то, что многие пророки из этих религий совпадают с мусульманскими пророками, только носят схожие имена. Так, библейский Ной в исламе именовался Нух, Моисей – Муса, Иисус Христос – Иса. Тем самым подчеркивалось, что исламское вероучение имело много общих черт с христианским и иудейским.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 80
Сформулируйте ответ на Главный вопрос главы.
В чём заключались особенности мусульманской цивилизации?
Особенность мусульманской цивилизации заключается в том, что она основана на идеях пророка Мухаммада, которые позже были записаны в Коран. Мусульманская цивилизация также базируется на арабском языке и письменности, которые также являются едиными для всех без исключения мусульман.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 80
Темы проектов
1. Харун ар-Рашид как историческое лицо и герой сказок «Тысяча и одна ночь»
Харун ар-Рашид (763 или 766 – 809), с династии Аббасидов, был арабским халифом, правившим с 786 по 809 г. Однако в мировую историю, а в особенности – в культуру, он вошёл, прежде всего, как герой популярного сборника арабских сказок, известного под названием «Тысяча и одна ночь». Однако при этом реальный Харун ар-Рашид сильно отличается от образа, созданного при сочинении и написании сказок. Тем более, что их создание растянулось на несколько столетий (приблизительно с IX по XVII в.), а впервые этот сборник сказок был опубликован в 1835 г. За это время каждый человек мог добавить в сюжет сказки что-то своё или убрать ему неподходящее. Так что в итоге от настоящего Харун ар-Рашида мало что осталось, а на страницах книги он появился в виде доброго и справедливого государя.
Добавить текст Вернуть оригиналЕсли разговаривать о данном халифе, как об историческом персонаже, то его правление отличалось стабильностью и процветанием государства. Арабский халифат к концу VIII века достиг масимального расширения, и на тот момент был крупнейшим по территории государством мира. Сам Харун ар-Рашид не проводил крупных завоевательных походов (если не считать нескольких пограничных конфликтов с Византийской империей). Однако свою кипучую энергию он направил на развитие культуры и науки. В первую очередь, он покровительствовал поэзии и музыке. Одним из ближайших советников халифа стал известный в то время поэт Аббас ибн аль-Ахнаф (750 – 808). Также Харун ар-Рашида способствовал строительству и благоустройству новой столицы – Багдада, который был основан в 762 г. Именно благодаря действиям халифа, Багдад всего за несколько десятилетий превратился из небольшого городка в крупнейший культурный и научный центр всего мусульманского мира (этот факт нашел своё отражение и в сказках). Здесь был основан университет и большая библиотека. Помимо прочего, отсутствие внутренних конфликтов и стабильность способствовали бурному развитию торговли, ремёсел и сельского хозяйства на территории Арабского халифата.
Добавить текст Вернуть оригиналВ целом историческая заслуга Харун ар-Рашида состоит в том, что он сумел сберечь наследие, доставшееся от предшественников. Этим он резко отличался от своих детей, которые сразу после смерти отца начали борьбу за власть. Так началась целая серия дворцовых переворотов и междоусобиц, которые завершились всеобщим ослаблением, а позже – распадом Арабского халифата на отдельные эмираты или халифаты. Возможно, именно поэтому Харун ар-Рашид остался в памяти арабского народа как последний правитель, при котором не было гражданских войн, а силу и авторитет Арабского халифата признавали во всём мире. Его смерть в 809 г. стала своеобразным рубежом, который отделил «золотой век» арабского государства от последующего периода нестабильности и внутренних конфликтов.
Добавить текст Вернуть оригиналНародная любовь к Харун ар-Рашиду привела к тому, что в сказках он слишком идеализирован. Он показан исключительно положительным персонажем – мудрым и великодушным халифом, а также покровителем искусств. О его недостатках или о каких-то негативных чертах не сказано ни слова. В «Тысяче и одной ночи», в первую очередь, подчеркивается его забота о простом народе. Желая узнать нужды бедных слоёв населения, Харун ар-Рашид переодевается купцом и бродит по улицам столицы. Попутно с ним происходят различные приключения, которые являются не более, чем выдумками авторов. Также в сказках подчеркивается богатство и красота Багдада, а также Арабского халифата в целом.
Добавить текст Вернуть оригиналПодводя итоги, следует отметить, что образ халифа Харун ар-Рашида – это классический пример того, как реальность переплетается с выдумкой, а настоящая история с красиво сочинённой легендой.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://bigenc.ru/world_history/text/4730537
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://biography.wikireading.ru/98498
http://www.world-history.ru/persons_about/1481.html
Добавить текст Вернуть оригинал2. Открытия арабских учёных, которыми мы пользуемся сегодня.
На отличие от Европы, для которой Средневековье действительно стало «тёмными веками», для мусульманского мира этот период как раз стал небывалым расцветом науки и культуры. Как это ни парадоксально, но арабы приложили гораздо больше усилий для сохранения и приумножения античного наследия, чем христианские императоры и короли. В отличие от европейских государей (за исключением разве что Карла Великого), халифы всячески покровительствовали учёным, писателям и философам. Поэтому и неудивительно, что немало изобретений, сделанных в Средние века арабами, широко используются и в современном мире.
Добавить текст Вернуть оригиналНаибольшее распространение в мире, конечно же, получили, арабские цифры. По правде говоря, арабы просто усовершенствовали в VIII – IX вв. уже существовавшие раньше индийские знаки. Поэтому их иногда называют индоарабские цифры. Для арабов данная система знаков имела большое значение, поскольку математика (а в особенности – алгебра) получила огромное распространение в мусульманском мире. В это время же в европейских странах, для обозначения цифр использовали семь букв римского алфавита (I, V, X, L, C, D и M). Что было крайне неудобно при проведении различных математических расчётов. Первое проникновение арабских цифр в Западную Европу датируется X в., а массовое внедрение – уже в XIII – XIV вв.
Добавить текст Вернуть оригиналЕщё одним важнейшим изобретением арабов, которое существенно повлияло на мировую историю, и которое активно используется до сих пор – это огнестрельное оружие. При этом главный его компонент – порох был изобретен в Китае. Однако использовать данное взрывчатое вещество в военных, а не в развлекательных (китайцы использовали порох для фейерверков) целях, додумались именно арабы. Первое описание огнестрельного оружия датируется XIII в. и содержится в трактате Шамс ад-Дина Мухаммада ал-Ансари ад-Димашки. В нём довольно подробно описан принцип действия мидфы (как вариант – модфы или мадфы) – прототипа пушки. Правда, стреляла она не привычными нам металлическими ядрами, а каменными. Мидфы получили большое распространение на Пиренейском полуострове. Так, в 1262 г. арабы, благодаря такой примитивной артиллерии, сумели разгромить войско кастильского короля Альфонса Х во время осады города Пуэбла. Правда, испанцы недолго остались в долгу и довольно быстро переняли технологию изготовления пороха, а также опыт применения пушек. В 1314 г. они применили их при осаде Гибралтара. А в 1320-х гг. первые образцы огнестрельного оружия появились в Италии, Франции и Англии и были усовершенствованы. Таким образом, арабам удалось открыть новую страницу в истории военного искусства и даже поспособствовать закату рыцарства как главного рода средневековых войск (выпущенная из мушкета или аркебузы пуля легко пробивала доспехи).
Добавить текст Вернуть оригиналПодтверждением того, что у арабов большое развитие получила медицина является то, что уже в Х в. ими был изобретен набор хирургических инструментов, который мало чем отличался от современного. В него входили скальпели, щипцы, зажимы, медицинские пилы, тонкие ножницы и т.п. Их создателем считается мусульманский врач Аль-Захрави (его ещё называют «отцом хирургии»).
Добавить текст Вернуть оригиналПоскольку для арабов, проживающих в условиях крайне засушливого климата, гигиена имела важнейшее значение, ими было создано первое в мире мыло и даже шампунь. Для их изготовления использовалась смесь растительного масла с ароматическими веществами и другими природными компонентами. В Европе о санитарии и элементарном мытье собственного тела никто не вспоминал ещё целое тысячелетие, о чём свидетельствовали постоянные эпидемии инфекционных болезней (чумы, холеры, дизентерии) и многочисленные накожные заболевания. Лишь с середины XVIII века в странах Запада начали использовать такое полезное изобретение арабов как мыло.
Добавить текст Вернуть оригиналПомимо прочего, представители арабского народа считаются изобретателями авторучки (в данное время практически полностью вытесненные шариковыми ручками), парашюта (об этом быстро забыли и заново изобрели в конце ХІХ в.), ветряных мельниц и даже специального оптического прибора Ибн аль-Хайсама (это изобретение в ХIX в. использовали для создания первых фотоаппаратов).
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://fishki.net/1318960-kakie-izobretenija-podarili-miru-musulmane.html
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://islam.in.ua/ru/kultura/desyat-samyh-udivitelnyh-izobreteniy-musulman
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://islam-today.ru/blogi/ildar-muhamedzanov/poroh-izobreli-kitajcy-ognestrelnoe-oruzie-musulmane/
Добавить текст Вернуть оригиналhttp://www.t-media.msk.ru/b_04_poleznaya/0_Pages/istoriya_ognestrelnogo.html
Добавить текст Вернуть оригинал3. Мусульманская мечеть и христианская церковь: сходство и различия.
Мусульманская мечеть и христианская церковь, несмотря на то, что относились к разным религиям и даже цивилизациям, имели некоторые общие черты. К примеру, контакты Арабского халифата с Византийской империей привели к тому, что при строительстве новых мечетей начали использовать такой элемент как купол. Даже минареты в чем-то напоминали колокольни в христианских храмах. Тем более их функция была аналогичная – созыв верующих на предстоящее богослужение. Схожими по своему назначению являются христианский алтарь и мусульманский минбар, поскольку они обычно находятся на возвышении и используются для произношения проповедей во время богослужений.
Добавить текст Вернуть оригиналНо всё же различий между мечетями и церквями было больше, чем сходных черт. Во-первых, отличительной чертой всех христианских храмов является использование икон, фресок или мозаик. Однако ислам категорически запрещает любые проявление портретной живописи и даже изображения животных. Поэтому мечети украшались арабскими письменами – изречениями из Корана и различными орнаментами. Во-вторых, главным символом христиан является крест, а у мусульман – полумесяц. Поэтому в церквях кресты присутствуют повсеместно, начиная от украшения купола и заканчивая внутренним убранством. В мечетях эту функцию выполняло изображение полумесяца. В-третьих, поскольку мусульмане важнейшее значение придавали гигиене, поэтому обязательным элементом любой мечети было место для ритуального омовения – фонтан, колодец, родник и т.п. В христианских храмах ничего подобного нет.
Добавить текст Вернуть оригиналТаким образом, определённое сходство исламского и христианского вероучения, а также взаимные контакты привели к тому, что между храмами и мечетями были некоторые схожие элементы. Однако различия всё же являются более существенными и глубокими.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://pravoslavium.ru/islam-i-xristianstvo-sxodstva-i-razlichiya/
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://gdz.one/questions/823.html
https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2019/05/15/arhitektura-hristianstva-i-islama-shodstva-i-razlichiya-kultovyh
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://m-eng.ru/buildings/chem-otlichaetsya-mechet-ot-cerkvi-shodstva-i-razlichiya-v.html
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://vashurok.ru/questions/v-chyom-shodstvo-i-razlichie-mezhdu-hristianskoy-tserkvi-i-mecheti
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 80
Ресурсы к главе
1. Прочитайте отрывок текста из статьи литературоведа И.М. Фильштинского «Вечно юная сказка» и выполните задания.
1) Почему именно Харун ар-Рашид стал героем сборника сказок «Тысяча и одна ночь»?
Харун ар-Рашид стал героем сборника сказок «Тысяча и одна ночь» потому, что он фактически был последним арабским халифом, чье правление обошлось без войн и междоусобиц. Поэтому в народной памяти он остался как мудрый и справедливый правитель.
Добавить текст Вернуть оригинал2) Соответствовал ли сказочный образ реальному?
Сказочный персонаж Харун ар-Рашид существенно отличался от реального персонажа. На самом деле этот халиф хоть и был мудрым правителем, но все же далеким от народа. Большую часть жизни провел в роскоши и благополучии, проживая в своей загородной резиденции.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Рассмотрите иллюстрации и выполните задание
Соотнесите иллюстрации и понятия:
А) минарет – 3;
Б) минбар – 1;
В) фонтан для омовения – 4;
Г) михраб – 2.
3. Рассмотрите карту и выполните задания.
1) Какими буквами обозначены на карте владения арабов при Мухаммаде; завоевания первых халифов; завоевания эпохи Омейядов?
Добавить текст Вернуть оригиналВладения арабов при Мухаммаде обозначены на карте буквой А, завоевания первых халифов – буквой Б, а завоевания эпохи Омейядов – буквой В.
Добавить текст Вернуть оригинал2) Что обозначают цифры на карте?
Цифрами на карте показаны столицы Арабского халифата в разные периоды его существования. 1 – Меккка, столица в эпоху правления «праведных халифов», 2 – Дамаск, столица времен династии Омейядов, 3 – Багдад, столица халифов с династии Аббасидов.
Добавить текст Вернуть оригинал3) Какими буквами обозначены страны, с которыми мусульманам пришлось сражаться? Назовите отмеченные страны.
Страны, с которыми мусульманам пришлось сражаться обозначены на карте буквами Б (Иран), Г (Византийская империя) и Д (Франкское королевство).
Добавить текст Вернуть оригинал4)* Соотнесите эту карту с современной. Какие современные государства являются частью мусульманской цивилизации?
Сегодня к мусульманской цивилизации относятся более 40 государств. Они расположены преимущественно в Западной, Южной и Юго-Восточной Азии, а также в Северной Африке. Крупнейшими государствами, в которой большинство населения исповедует ислам, являются: Индонезия, Иран, Ирак, Пакистан, Афганистан, Казахстан, Саудовская Аравия, Турция, Сирия, Египет, Ливия, Алжир, Судан и Марокко.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 83
Глава ІІІ
Западная Европа в XI – XIV веках
Главный вопрос главы
Почему XI—XIV вв. называют временем расцвета западнохристианской цивилизации?
Период XI – XIV называют времен расцвета западнохристианской цивилизации потому, что именно в это время европейское Средневековье вступает в период зрелости достигает максимального развития. Полностью сформировался феодализм, с присущими ему атрибутами: рыцарями и зависимыми от них крестьянами. Необычайно сильными в этот период были позиции церкви. Европейская культура тоже в это время восстановилась после «тёмных веков» раннего Средневековья.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 84