Вопросы после параграфа
1. Падение стоимости акций компаний и банкротство банков подорвали «кровеносную систему» капитализма – финансовый рынок и банковскую систему. Производство лишилось финансового питания – инвестиций и кредитов. В итоге закрывались фабрики и заводы, конторы, свертывалась торговля. Сокращение производства породило массовую безработицу, рост контрастов богатства и бедности, появление на улицах бездомных и нищих, голодные бунты и социальные движения протеста. Кризис оказался продолжительным – он длился почти 5 лет. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. носил структурный и системный характер, т.е. это был кризис определенного этапа развития капиталистической системы – излом, переломный момент в развитии капитализма.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Мировой экономический кризис вывел из строя рыночный механизм автоматического регулирования и системы реализации результатов производства. Причина нарушения рыночного механизма – экономика крупных государств достигла высокого уровня концентрации. Рынок и конкуренция как регуляторы перестали работать. Это и привело к постановке вопроса о роли государственного регулирования в экономике.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Кейнсианство предложило следующий механизм антикризисного или антиинфляционного регулирования: в первом случае через увеличение государственных расходов, понижение налогов и банковского процента (принцип «иди»), а во втором случае через сокращение государственных расходов, повышение налогов и банковского процента (принцип «стой»). Эти принципы, предусматривающие при кризисе «подталкивание» роста потребления, а при инфляции его «сдерживание», получили название «стой – иди».
Добавить текст Вернуть оригинал4. Для Европы XX в. характерны три основных типа политических режимов: демократический, тоталитарный и авторитатрный.
Стр. 75
Подумайте
1. Авторитарный режим, в отличие от демократического, полностью контролировал политическую сферу жизни общества, однако в экономической и духовной сфере, хоть и имел ограничения, но не тотальные. Наиболее важными, на мой взгляд, являются отличия в политическом многообразии (в авторитарном – ограничение, в демократическом – свобода) и контроль над политической сферой со стороны правящей верхушки.
Добавить текст Вернуть оригинал2. В канун кризиса ФРС предприняла меры по стабилизации рынка, и за период январь - июль 1928 г. подняла ставку с 3.5% до 5%. Однако при этом ФРС не смогла поддержать адекватное денежное предложение. Если в 1926 г. объем денежной массы М2 составлял 43.7, в 1927 - 44.7 млрд долл. (рост 2.2%), в 1928 - 46.42 (рост 3.8%), то в 1929 г. агрегат М2 составил 46.6 млрд долл. (рост 0.38%). В то же время в экономике увеличивался объем денежных суррогатов, в основном векселей. Весной 1929 г. ФРС запретил банкам-членам ФРС выдавать кредиты на покупку акций. В марте 1929 г. произошло некоторое падение рынка, однако затем котировки возобновили рост. 8 августа, незадолго до кризиса, ФРС еще раз подняла ставку - с 5% до 6%. 3 сентября индекс достиг своего максимума - 381.17. 5 сентября 1929 г. финансовый консультант Роджер У. Бэбсон высказал предположения о надвигающейся катастрофе. 24 октября (так называемый "черный четверг", "Black Thursday") на Нью-Йорской фондовой бирже произошел биржевой обвал. Уже через час после открытия торгов курсы акций стали падать, и к 12.00 возникла паника - практически все стремились продать свои пакеты акций. Паника охватила весь рынок, все со страхом следили за падением котировок. В этот день индекс Dow "просел" с 305.85 до 272.32, опустившись в минимуме до 11%, закрывшись на уровне 299.47 после некоторой поддержки. Было продано около 12.8 млн акций. Артур Рейнольдс, руководитель Continental Illinois Bank of Chicago, заявил: "Этот крах не будет иметь серьезных последствий для бизнеса".
Добавить текст Вернуть оригиналЧтобы спасти ситуацию, группа банков (во главе с Томасом Ламонтом, заместителем Д.Моргана) решило поддержать рынок и, собрав сумму около 25 млн долл., вышла на рынок в качестве покупателей. На некоторое время это задержало спад, но затем все покатилось по наклонной. В понедельник, 28 октября, "черный понедельник" - " Black Monday", рынок продолжил падение, снизившись на 13.47%, объем продаж составил более 9 млн акций.
Добавить текст Вернуть оригиналНо более известным стал следующий день - 29 октября (так называемый "черный вторник", "Black Tuesday"), когда на Нью-Йоркской бирже был поставлен рекорд Гиннеса - объем продаж составил 16,4 миллиона акций. В этот день индекс Dow индекс упал до уровня 240.07, снижение составило 11.73%. Ходили слухи, что ФРС снизит ставку. Рынок опять охватила паника. Стало ясно, что никакой группе поддержать котировки не получится. Обесценение акций потребовало пополнять маржевое обеспечение, банки стали требовать возвращения кредитов у брокерских контор, последние вынуждены были сливать акции по любым ценам. Этот процесс еще сильнее работал на "медведей".
Добавить текст Вернуть оригиналГрафик: Динамика индекса Dow Jones, 1929-1930.
Добавить текст Вернуть оригинал1 ноября ФРС снизила ставку до 5.5%, а 15 ноября - до 4.5 %. Однако несмотря на эти меры и небольшие "отскоки" рынок пошел вниз по наклонной. 13 ноября Dow был уже 199, потеряв со своего максимума около 48% примерно за 2 месяца. Потери инвесторов за октябрь-ноябрь составили около 25-30 млрд долл., т.е. примерно около 30% от ВВП. С сентября 1929 по 1932 гг. индекс Dow упал с 381.17 до 41.22, т.е. 9 раз. Выйти на докризисные значения рынку удалось только в 1954 г. - период восстановления составил около 25 лет.
Добавить текст Вернуть оригиналПадение перешло на европейские рынки (Лондон, Париж, Берлин). Поначалу среди обычного населения, не занимавшегося спекуляциями, преобладало настроение злорадства - алчность наказана. Однако затем в США начались массовые разорения компаний и частных лиц, затем по цепочке неплатежей кризис захватил все экономику. Помимо акций стала обесцениваться недвижимость. Экономический спад, признаки которого существовали еще до биржевого краха, резко пошел по нарастающей. Кризисные явления перекинулись и на Европейские страны4.
Добавить текст Вернуть оригинал