Духовная жизнь страны в 1990-е гг.
Главный вопрос параграфа
В чём заключалась противоречивость духовного развития страны в 1990-е гг.?
Главное противоречие духовного развития России в 1990-е гг. заключалось в том, что снятие советских идеологических барьеров способствовало возрождению истинно российских духовных ценностей, однако наличие множества проблем (в первую очередь, социально-экономических) в определённой степени нивелировало эти процессы. Множество россиян охватили чувства бездуховности, апатии, неуверенности в завтрашнем дне, погоня за сиюминутной наживой.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 66
Вопросы и задания в середине параграфа
Какую роль стали играть СМИ в жизни государства?
Окончательный демонтаж советской цензуры привёл к тому, что СМИ стали играть важную (а в некоторых случаях даже решающую роль) в жизни государства. Журналисты освещали многочисленные события, происходящие в разных уголках России и мира, формируя общественное мнение миллионов граждан и их отношение к действительности. Характерной чертой российских СМИ стало освещение событий с разных точек зрения, что позволяло сформировать у людей критическое отношение к действительности.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 69
Вопросы и задания в середине параграфа
Как социально-экономические процессы конца 1980-х — 1990-х гг. повлияли на религиозные настроения в российском обществе?
Добавить текст Вернуть оригиналКардинальные социально-экономические изменения в России вкупе с окончательной деградацией коммунистической идеологии привели к невиданному ранее всплеску религиозной активности и самосознания миллионов граждан. Эти процессы касались не только православия, но и других религий, традиционных для нашего государства: ислама, иудаизма и буддизма.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 70
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Назовите позитивные и негативные последствия процесса стирания границ между российским и мировым культурным пространством.
Добавить текст Вернуть оригиналПоложительными последствиями стирания границ между российским и мировым культурным пространством были: культурное обогащение россиян, их приобщение к новейшим достижениям мировой культуры и информационного общества. К негативным следует отнести примитивное копирование популярных на Западе культурных тенденций, а также огромный приток из-за рубежа низкопробных подделок, которые способствовали падению нравов и росту преступности.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Определите перемены, которые произошли в духовной жизни страны в 1990-е гг. Что можно отнести к достижениям российской культуры в этот период? Какие возникали трудности?
Добавить текст Вернуть оригиналВ духовной жизни страны в 1990-е гг. произошли следующие изменения: отмена идеологического контроля со стороны государства, установление плюрализма и многогранности культурной жизни (отказ от «единственно правильного» социалистического реализма), смена моделей общественного развития, разрыв традиционных связей с центрами культуры бывших союзных республик и коммерциализация культуры.
Добавить текст Вернуть оригиналК достижениям российской культуры в указанный период можно отнести появление новых жанров и направлений, сближение с западной культурой, свобода творчества в любых его проявлениях. Основные трудности были связаны с существующими в 1990-е гг. социально-экономическими проблемами: сведение к минимуму государственного финансирования культурных проектов, резкое социальное расслоение, смена общественных идеалов, снижение уровня жизни российских граждан.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Расскажите о тенденциях развития литературы в 1990-е гг.
Российская литература в 1990-х гг. отразила существующие в то время общественные настроения: растерянность, дезориентацию, неуверенность в завтрашнем дне, ностальгию среднестатистических граждан за временами СССР. С другой стороны, многие авторы в своих произведениях иронизировали над советской действительностью и даже осуждали её. Особенной популярностью пользовалась публицистическая проза (авторы: А. Солженицын, Л. Бородин, В. Максимов, В. Белов, В. Распутин).
Добавить текст Вернуть оригинал4. Как изменился репертуар отечественных театров?
В связи с отсутствием идеологического контроля, репертуар отечественных театров стал продуктом инициативы режиссёров и художественных руководителей. Получив самостоятельность в принятии решений, они стали экспериментировать со сценариями, ставя в качестве приоритета различные художественные проблемы: режиссёрские решения, яркость образов, способы их воплощения. Широкое распространение получили различные коммерческие постановки, сезонные спектакли с популярными артистами, спектакли-антрепризы. Появились и балаганные театры со специфическим репертуаром.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Что такое коммерциализация культуры? Приведите примеры.
Коммерциализация культуры – это процесс внедрения рыночных отношений в сферу культуры. Т.е. приоритетом для культуры становится не столько поиск возможностей творческого самовыражения авторов и эстетическое воспитание зрителей, а способность заработать денежные средства и компенсировать понесённые расходы. Примером может служить, съемка в первой половине 1990-х гг. низкопробных и довольно примитивных кинофильмов, не имеющих никакой художественной ценности, но приносящих неплохой доход в прокате (например, «Русский бизнес» М. Кокшенова, «Новый Одеон» А. Эйрамджана, «Чёрный квадрат» Б. Мороза, «Менялы» Г. Шенгелия, «Американский дедушка» И. Щёголева).
Добавить текст Вернуть оригинал6. Как кризисное состояние российского общества отразилось на развитии отечественной науки в 1990-е гг.?
Кризисное состояние российского общества крайне негативно отразилось на развитии отечественной науки в 1990-е гг. Существенное сокращение государственного финансирования на научные проекты привело к тому, что многие учёные были вынуждены сменить сферу деятельность (чаще всего уходили работать в различные бизнес-структуры) или эмигрировать в высокоразвитые страны Запада (это явление получило название «утечка умов»). Профессия учёного стала непрестижной и низкооплачиваемой.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 70
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Используя дополнительную литературу, воспоминания родственников, расскажите об изменениях в системе образования в 1990-е гг.
Добавить текст Вернуть оригиналСистема образования России, как и вся сфера культуры в целом, в 1990-е гг. потерпела значительные изменения. На нее также оказали влияние суровые тенденции и социально-экономические процессы тех лет. В первую очередь начали проявляться такие характерные черты, как коммерциализация образования (введение платы за обучение, основание частных учебных заведений, распространение репетиторства), отход от сверхцентрализованной советской модели (внедрение авторских образовательных программ, восстановление дореволюционной автономии университетов) и появление учебных заведений нового типа (лицеев, гимназий, колледжей).
Добавить текст Вернуть оригиналПринятый 10 июля 1992 г. Закон «Об образовании» устанавливал новую систему образования в Российской Федерации. Полное среднее образование осталось общедоступным и бесплатным. Однако появилось большое количество частных школ, которые отличались индивидуальным подходом к ученикам, малой наполняемостью классов, разнообразием учебных предметов и услуг, и гораздо более высоким качеством преподавания. Однако наибольшее количество частных учебных заведений было основано в системе высшего образования. Так, по состоянию на 1997 г. в России насчитывалось свыше 240 негосударственных вузов, которые довольно успешно конкурировали с государственными вузами.
Добавить текст Вернуть оригиналСледует отметить, что, несмотря на определённые успехи, система образования в 1990-х гг. переживала затяжной кризис. Прежде всего, это связано с урезанием государственного финансирования, что в свою очередь приводило к устареванию материально-технической базы учебных заведений и росту коррупции среди их сотрудников. Но ещё более важной проблемой был дефицит педагогических кадров. Очень низкие по общероссийским меркам зарплаты, привели к массовой смене учителями профессии. Работа педагога стала одной из наименее престижных в стране.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://docs.cntd.ru/document/9003751
https://studfile.net/preview/3994294/page:17/
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://www.dissercat.com/content/reformirovanie-sistemy-obshchego-obrazovaniya-rossii-v-seredine-1980-1990-kh-godakh
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://cyberleninka.ru/article/n/shkolnaya-reforma-90-h-godov-novovvedeniya-i-sotsialnaya-selektsiya/viewer
Добавить текст Вернуть оригинал2. Подготовьте сообщение-презентацию на тему «Памятники культуры моего края в 1990-е гг.» (в группе). Какие памятники были реконструированы? Какие трудности в сохранении культурного наследия возникали? Какие объекты культуры были созданы?
Добавить текст Вернуть оригинал1990-е гг. стали периодом испытаний и для культурного облика Волгограда. В это время практически не проводилось серьезных строительных или реставрационных работ. Город, как и многие другие населённые пункты провинции, находился в состоянии экономических депрессий. Поэтому в указанный период были реконструированы только Центральная набережная и площадь Скорби на Мамаевом кургане (к 50-летию Великой Победы). Возникшие трудности были связаны с нехваткой средств. Сокращение финансирования со стороны государства не могло быть компенсировано из других источников, поскольку на постсоветском пространстве отсутствовали традиции меценатства, столь распространённые в странах Запада. Строить что-то новое в таких условиях было просто нереально. Из созданных в 1990-е гг. значимых объектов культуры можно назвать разве что Храм Всех Святых, который сейчас является важнейшей частью Мамаевого кургана и гармонично вписывается в общую панораму. В 1993 г. была заложена часовня в память павших в Сталинградской битве. Именно на её базе в начале 2000-х гг. был воздвигнут полноценный храм.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Познакомьтесь с одним из произведений искусства, созданных в 1990-е гг. Напишите в тетради эссе-впечатление.
Одним из наиболее знаковых российских фильмов, созданных в 1990-е гг., является лента режиссера Сергея Бодрова-старшего «Кавказский пленник» (1997 г.), которая в наше время является несколько подзабытой. Хотя эта картина довольно точно воспроизводит глубину конфликта и те противоречия, которые сложились на Кавказе между русскими и местным населением, в годы Первой чеченской войны.
Добавить текст Вернуть оригиналПримечательно то, что фильм был снят по мотивам рассказа Льва Толстого «Кавказский пленник», написанного ещё в 1874 г. Только события сознательно перенесены с Кавказской войны середины ХІХ в. в более близкую для российского зрителя эпоху конца ХХ в. Итак, общая канва событий такова: в ходе Первой чеченской войны 1994 – 1996 гг. два российских военнослужащих (их сыграли актёры Олег Меньшиков и Сергей Бодров-младший) попадают в плен к жителю отдалённого горного аула. Сын последнего ранее попал в плен к русским, и старик хочет договориться об обмене пленными. На фоне этого показана жизнь и особенности быта жителей Кавказа, их уклад и порядки, сложные взаимоотношения горцев со славянами…
Добавить текст Вернуть оригиналФильм «Кавказский пленник» по своей сути является антивоенным, и наряду со схожей по духу кинолентой тех лет «Чистилищем», категорически осуждает кровавую Первую чеченскую войну и фактически призывает к мирному урегулированию «чеченского вопроса».
Добавить текст Вернуть оригинал4. Обсудите в классе, можно ли называть изменения в духовной жизни в 1990-е гг. культурной революцией.
На мой взгляд, изменения в духовной жизни России 1990-х гг. вполне можно назвать культурной революцией, поскольку произошёл коренной перелом в ценностях, идеалах, мировоззрении и восприятии авторами действительности, а также в способах и методах их самовыражения.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Сравните развитие в 1990-е гг. западного киноискусства и отечественного кинематографа. Сделайте выводы.
В 1990-х гг. отечественный кинематограф в значительной мере проигрывал западному киноискусству. Этому способствовало как сокращение государственного финансирование отрасли, так и проблемы поиска морально-эстетических идеалов. Для многих авторов, привыкших творить в духе социалистического реализма, возможность творческой свободы скорее сковывала, чем подстёгивала к самосовершенствованию. Понадобилось время, прежде чем они смогли адаптироваться к новой действительности, использовать время этого духовного перелома для создания если не шедевров, то хотя бы значимых в культурном отношении произведений искусства. Поэтому определённый пробел восполнялся довольно примитивными («одноразовыми») продуктами, которые ставили перед собой цель скорее развлечь среднестатистического российского зрителя, чем вызвать в нём какие-то переживания и сочувствия к главным действующим лицам. Тем более в них полностью отсутствовал какой-либо моральный подтекст. На этом фоне значительной популярностью пользовались западные кинофильмы (в первую очередь, американские) с чётко прорисованными образами, хорошей операторской работой и различными спецэффектами.
Добавить текст Вернуть оригиналТаким образом, можно констатировать, что российский кинематограф 1990-х гг. ещё не мог в полной мере конкурировать с западными аналогами. Нужно было время и стабильное финансирование, чтобы это отставание было преодолено.
Добавить текст Вернуть оригинал6. Проиллюстрируйте подтверждающими и опровергающими примерами тезис о том, что в 1990-е гг. российская культура в полной мере вошла в мировое культурное пространство.
Добавить текст Вернуть оригиналАргументами, которые подтверждают тезис о том, что в 1990-е гг. российская культура в полной мере вошла в мировое культурное пространство, следует назвать участие в различных международных конкурсах и фестивалях, заграничных гастролях, совместных художественных выставках. В качестве контраргумента можно назвать то, что отечественный культурный продукт существенно уступал в качестве западным аналогам, а международное признание получили лишь очень немногие произведения искусства, выполненные в традиционном реалистическом стиле.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 70