Роль Европейского севера в развитии русской культуры
Вопросы из текста параграфа
1. По различным источникам информации определите центры художественных промыслов.
Борецкая роспись (село Борок), Мезенская роспись по дереву (село Палащелье), Ракульская роспись (деревня Ульяновская), Пермогорская роспись (Черепаново, Большой Березник, Гридинская), Вологодское кружево (Вологда), Холмогорская резьба по кости (Холмогоры), Северная чернь (Великий Устюг), Каргопольская игрушка (Каргополь).
Добавить текст Вернуть оригинал2. Подумайте, могли ли повлиять на особенности на родных промыслов природные условия края.
Природные условия края повлияли на особенности народных промыслов. В росписи и кружеве часто используются узоры, подобные узорам на окнах от мороза. Резьба по кости и росписи берут мотивы коренных народов или быт жителей Севера. Кроме того, природные условия края повлияли на материалы, используемые в народных промыслах (береста, глина, лён).
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 169
Вопросы и задания
1. Расскажите об особенностях историко‑культурных памятников Европейского Севера. Какие природные и исторические факторы определили их развитие? Дайте географическое описание одного из природных или культурных памятников Севера на основе различных источников информации.
Добавить текст Вернуть оригиналОсобенностью историко-культурных памятников Европейского Севера является то, что они во много сохранили свои черты со времен Древнерусского государства и донесли их до наших дней. Кроме того, на особенности историко-культурных объектов повлияли и природно-климатические факторы, определившие материалы для изготовления или строительства тех или иных объектов. Также можно учесть, что сама природа часто давала мотивы для создания уникальных объектов. Эти объекты смогли сохранить свою уникальность и самобытность в силу слабой освоенности территории, удаленности от границ Российского государства и не испытали воздействия захватчиков или массового развития хозяйства. Это же повлияло и на сохранение многих природных памятников района.
Добавить текст Вернуть оригиналПамятник культурного наследия народов РФ – Беломорские петроглифы.
Добавить текст Вернуть оригиналНаскальные изображения, памятники монументального изобразительного творчества первобытной эпохи, расположены в Беломорском районе Карелии, на островах реки Выг, датируются IV—III тысячелетием до нашей эры. Исторический памятник находится в окрестностях города Беломорска, недалеко от реки Выг, в районе села Выгостров. Западную и северную сторону комплекса ограничивают водохранилища Выгостровской и Беломорской ГЭС, восточную – протока Кислый Пудас. Петроглифы находятся на островах Ерпин Пудас, Шойрукшин, Большой Малинин и других. Всего в окрестностях Беломорска расположено 39 групп древних изображений. Петроглифы расположены на западе Европейского Севера, в природной зоне тайги.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации: https://ru.wikipedia.org/wiki/Беломорские_петроглифы
Добавить текст Вернуть оригиналhttp://www.planetadorog.ru/r/belomorskie_petroglify/
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://www.belomorsk-mo.ru/turizm_i_otdih/1287131592/belomorskie_petroglifi/
Добавить текст Вернуть оригинал
2. Напишите эссе на тему «Культурно‑географические особенности Севера как фокус своеобразия природных условий края» на примере одного из художественных промыслов Европейского Севера.
Добавить текст Вернуть оригиналЭссе «Культурно-географические особенности Севера как фокус своеобразия природных условий края на примере Вологодского кружева»
Добавить текст Вернуть оригиналДолгие суровые зимы Вологодчины заставляли жителей этого края в зимний период много времени проводить дома в тепле. Томными зимними вечерами и зарождалось искусство кружева. Сложные климатические условия определили главное сырье для кружевного дела – лён, который в больших количествах произрастает на Вологодской Земле. Это фокусирует нас на особенности природы, а именно произрастания отдельных сельскохозяйственных культур в силу климата и почв. Здесь на севере долгое время сохранялись традиции и культура русского народа со времен Древнерусского государства, поэтому в кружеве много народных мотивов. В особенности в вологодском кружеве много узоров, напоминающих ледяные узоры на окнах, что также напоминается нам о суровости климата, по сравнению с другими частями Восточно-Европейской равнины.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 169
Проектные работы
1. Составьте туристический маршрут по Карелии, Мурманской, Архангельской или Вологодской области. Какой вид туризма здесь предпочтительнее?
Добавить текст Вернуть оригиналТуристический маршрут по Карелии: Ладожское озеро – о. Валаам – водопады Ахвенкоски – водопад Кивач – Онежское озеро – остров Кижи – Беломорские петроглифы – Калевальский национальный парк. Культурно-развлекательный и этнографический туризм.
Добавить текст Вернуть оригиналТуристический маршрут по Мурманской области: Лапландский заповедник – озеро Имандра – Кандалакшский заповедник – Каменный лабиринт «Вавилон»– водопад Падун – Сейдоозеро и Куйва – озеро Могильное и остров Кильдин – Петроглифы Канозера – город Мурманск (атомный ледокол Ленин, Кольский мост). Культурно-развлекательный и этнографический туризм.
Добавить текст Вернуть оригиналТуристический маршрут по Архангельской области: Соловецкий монастырь – национальный парк Русская Арктика – музей «Малые Корелы» – Секирная гора – Анзерский монастырь – национальный парк Онежское Поморье – Антониево-Сийский монастырь – Архангельский краеведческий музей. Культурно-развлекательный и этнографический, религиозный туризм.
Добавить текст Вернуть оригиналТуристический маршрут по Вологодской области: Белозерский кремль – Михайло-Архангельский монастырь – Вотчина Деда мороза – Завод «Северная чернь» – Троице-Гледенский монастырь – храмы Дымковской слободы – Опоки – заброшенный город Чаронда. Культурно-развлекательный и этнографический, религиозный туризм.
Добавить текст Вернуть оригинал
2. Предложите вариант северного «Золотого кольца» туристических маршрутов по аналогии с Центральной Россией. Какие объекты вы в него включите? В чём их уникальность? Какой транспорт целесообразнее использовать? Как пролегали дороги к выбранным вами местам в далёком прошлом? Какие виды транспорта вы бы предпочли для воссоздания образов прошлого и более полного эмоционального восприятия памятников культуры?
Добавить текст Вернуть оригиналСеверное «Золотое кольцо»: Архангельск и Холмогоры, Малые Корелы, Онега, Соловецкий монастырь, музей заповедник Кижи, Валаамский монастырь, Олонец, Белозерск, Кириллов, Вологда, Устюжна, Каргополь, Великий Устюг, Сольвычегодск. Среди объектов важное место будут занимать памятники русского северного деревянного и каменного зодчества, крепостные сооружения, важные религиозные центры, кроме того, эти населенные пункты и объекты обладают уникальными эстетическими видами. Целесообразно использовать автомобильный транспорт, а также водный, чтобы добираться до Соловецких островов, острова Валаам и острова Кижи. Кроме того, часть маршрута может проходить и по рекам, так как большая часть объектов расположена на реках, которые входят в Единую глубоководную систему Европейской части России, а также на судоходных реках, не входящих в неё. В далеком прошлом чтобы попасть в эти населенные пункты, было необходимо использовать водный транспорт, так как реки были основными транспортными артериями, кроме того, на сухопутных участках использовался гужевой транспорт для людей и волока судов. Для воссоздания образов прошлого я бы использовал водный транспорт по рекам, а также гужевой по суше, так как это максимально поможет для эмоционального восприятия историко-культурных памятников.
Добавить текст Вернуть оригинал
3. Проведите исследование истории одного из художественных промыслов Севера, вызвавшего у вас наибольший интерес: вологодское кружево, каргопольская игрушка, резьба по кости и др. Какие факторы (исторические, природные) способствовали их развитию? Представьте своё исследование в виде презентации.
Добавить текст Вернуть оригиналИсследование истории Великоустюжского чернения по серебру – «Северная чернь».
Добавить текст Вернуть оригиналРасцвет устюжской черни приходится на вторую половину ХVIII – начало ХIХ вв. Северная чернь завоевывает славу лучшей в России. Северную чернь характеризует особо прочный черневой состав, пропорции составляющих частей которого сохранялись как профессиональная тайна поколениями великоустюжских мастеров. Стилистические особенности их творчества оказали влияние на работы мастеров Архангельска, Вятки, далекого Тобольска. О высоком уровне черневого дела в ХVIII в. свидетельствует выполненная мастером Иваном Островским в 1770 г. трехчастная дарохранительница с черневой гравюрой на золочёном канфаренном фоне. В 1937 г. на Всемирной выставке в Париже за комплект посуды с рисунками по мотивам сказок А.С. Пушкина артель «Северная чернь» была удостоена Большой Золотой медали. Изделия «Северной черни» экспонировались в Нью-Йорке, Лондоне, Милане, Лейпциге, Праге и других городах более двадцати стран мира, повсюду получая восторженные отзывы. Изделие «Стопа» и подставка из сувенирного набора – «Царский» завоевало первое место в номинации «Ювелирные образы России» на международной ювелирной выставке «JUNWEX Москва-2010». Другое недавнее изделие «Серебряный рупор» с серебряной кинолентой, закреплённой вокруг него, – стало призом кинофестиваля «Молодого европейского кино».
Добавить текст Вернуть оригиналИзвестные мастера: И. Островский, М. И. Кошкова, М. П. Чирков, Е. П. Шильниковский.
Добавить текст Вернуть оригиналДополнительная информация: http://cultinfo.ru/art/decorative-and-applied-art/northern-black/
Добавить текст Вернуть оригиналhttp://www.ya-zemlyak.ru/nps.asp?id=19
http://www.sevchern.ru/about/history/
http://cultinfo.ru/ustyug-ded-moroz/northern-painting/
Добавить текст Вернуть оригиналПлан презентации:
1. Расположение центра народного промысла – Великий Устюг
Добавить текст Вернуть оригинал2. Технология чернения серебра
3. История Северной черни в ХVIII – начало ХIХ века
Добавить текст Вернуть оригинал4. Северная чернь в XX-XXI веках
5. Известные мастера Северной черни.
ПОВОЛЖЬЕ
Стр. 172