Обобщение по теме Человек на Земле
Составьте описание местности, в которой вы живёте. Выясните, какие традиции и обычаи были у людей, населяющих вашу местность в разные века. Что сохранилось до наших дней?
Моя местность – Санкт-Петербург и Ленинградская область.
Добавить текст Вернуть оригиналТерритория моей местности находится на Северо-Западе России на Восточно-Европейской равнине. Рельеф представлен низменностями, примыкающими к берегам Финского залива и Ладожского озера, а также возвышенностями (Лемболовская, Ижорская, Лодейнопольская, Вепсовская). Климат территории умеренный континентальный, на западе области близкий к умеренному морскому. На территории развита речная и озерная сеть (в особенности озера развиты на Карельском перешейке).
Добавить текст Вернуть оригиналИсторически с 1 тысячелетия на территории селились финно-угорские племена (вепсы, карелы, ижоры, водь, финны-ингерманландцы). С 8 века нашей эры здесь появились русские. Культура и традиции коренного и русского населения переплелись. Финно-угорские племена занимались скотоводством, собирательством, рыболовством и земледелием, которое переняло русское население. В настоящий момент представители финно-угорских народов проживают в малом количестве, это исчезающие, однако существуют центры культуры народов. В посёлке Винницы – центр веппской культуры, в посёлке Вистино – ижорской, в деревне Лужицы – водской. Карелы проживают компактно на севере области, их культурные центры находятся в республике Карелии.
Добавить текст Вернуть оригиналТрадиции веппсов: Традиционное занятие - пашенное земледелие (трёхполье с сильными пережитками подсечной системы), животноводство и охота играли подсобную роль. Рыбная ловля, а также сбор грибов и ягод имели большое значение для внутрисемейного потребления. Со 2-й половины 18 века развилось отходничество - лесозаготовка и сплав, бурлачество на реках Свирь, Нева и др. На реке Оять бытовал гончарный промысел. В основном для изготовления одежды Вепсы использовали лен, коноплю и овечью шкуру. Материал изготавливали в домашних условиях на ткатском станке и использовали только два способа плетения: полотняное и саржевое. Пояса, тесьму, ленты плели на вилочке или же ткали на дощечке. Костюмы имели повозрастную окраску.
Добавить текст Вернуть оригиналТрадиции води: Колоритный народный язык води не имел письменности, но благодаря стараниям эстонских исследователей была разработана грамматика, появился словарь водского языка, опубликовано несколько сборников текстов в латинской транскрипции. У народности была богатейшая песенная культура. Пение сопровождалось игрой на кантеле. Знаменитый собиратель фольклора и составитель «Калевалы» Элиас Лённрот от одной только жительницы деревни Котлы узнал сразу 29 свадебных песен. Основным занятием води издревле было земледелие. Это подтверждают и раскопки в средневековых могильниках, среди находок обнаружены серпы, косы, жернова. Исторические сведения о народе немногочисленны. В русских летописях говорится лишь о бедствиях и войнах, связанных с племенем водь, жившим на окраинах новгородских владений. Издавна основной крестьянской едой были хлеб, похлебки и каши, а с середины XIX века к ним добавился картофель. Ржаной хлеб пекли на закваске в русской печи. Обычно водские хозяйки выпекали столько хлеба, чтобы его хватило на всю неделю. Караваи были круглые или овальные, большие, иногда весом в 4–4,8 кг. За один раз выпекали 4–5 хлебов, которых хватало на много дней. Мясо ели редко, обычно по воскресеньям и праздникам или перед тяжелой работой. С осени его засаливали в бочках, весной куски солонины подвешивали для сушки на длинной жерди под застрехой крыши, а потом их опять складывали в чистые бочки. Свежее молоко пили только дети, взрослые же ели снятую простоквашу — лянтю (länty). Кроме простокваши в водских деревнях пили травяной чай, в том числе и из листьев иван-чая (Epilobium angustifolium). Именно на водской земле в селение Копорье заготавливали иван-чая больше всего, поэтому напиток и получил название «копорский чай».
Добавить текст Вернуть оригиналТрадиции ижоры: Традиционно ижоры занимались земледелием, скотоводством, рыболовством, лесным промыслом. Выращивали зерновые (рожь, овес, ячмень), технические культуры (лен, коноплю), овощи (репу, капусту), с XIX века — картофель. В XIX веке было развито отходничество, посредническая торговля, ремесла, в том числе гончарное и деревообделочное. В деревне Большое Стремление изготовляли гончарную посуду — от огромных опарных горшков в желтой или коричневой поливе до маленьких горшочков, все предметы необходимой крестьянской утвари. Белая посуда напоминала дорогой фарфор. Именно ее на парусных лайбах часто увозили через залив на ярмарки в Финляндию. Старинная ижорская одежда, украшенная бисером, жемчугом и раковинами каури, привезенными с берегов Индийского океана, была очень красива. Самая нарядная часть костюма — головной убор саппано. Расшитый золотыми нитями, он имел доходящий до пола узорчатый шлейф. Развевающиеся на ветру женские саппано сравнивали с реющими парусами рыболовецких лайб. Удивляли нестандартностью и ижорские дома, в которых черные от копоти курных печей потолки сочетались с желто-медовыми стенами и мебелью. Не менее интересен был и внешний вид жилищ. Соломенные крыши фиксировались жердями, перекрещенные концы которых оформляли в виде птичьих голов.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://svastour.ru/articles/puteshestviya/rossiya/sankt-peterburg-i-oblast/vepsy.html
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://nazaccent.ru/nations/veps/
https://www.culture.ru/materials/50925/ischezayushie-narody-rossii-vod
Добавить текст Вернуть оригиналhttp://lentravel.ru/nashi-proekty/kultura-i-byit-korennyix-narodov-leningradskoj-oblasti.html
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://www.culture.ru/materials/50951/ischezayushie-narody-rossii-izhory
Добавить текст Вернуть оригинал
ПРИРОДА ЗЕМЛИ
Обобщение по теме Человек на Земле
Составьте описание местности, в которой вы живёте. Выясните, какие традиции и обычаи были у людей, населяющих вашу местность в разные века. Что сохранилось до наших дней?
Моя местность – Санкт-Петербург и Ленинградская область.
Добавить текст Вернуть оригиналТерритория моей местности находится на Северо-Западе России на Восточно-Европейской равнине. Рельеф представлен низменностями, примыкающими к берегам Финского залива и Ладожского озера, а также возвышенностями (Лемболовская, Ижорская, Лодейнопольская, Вепсовская). Климат территории умеренный континентальный, на западе области близкий к умеренному морскому. На территории развита речная и озерная сеть (в особенности озера развиты на Карельском перешейке).
Добавить текст Вернуть оригиналИсторически с 1 тысячелетия на территории селились финно-угорские племена (вепсы, карелы, ижоры, водь, финны-ингерманландцы). С 8 века нашей эры здесь появились русские. Культура и традиции коренного и русского населения переплелись. Финно-угорские племена занимались скотоводством, собирательством, рыболовством и земледелием, которое переняло русское население. В настоящий момент представители финно-угорских народов проживают в малом количестве, это исчезающие, однако существуют центры культуры народов. В посёлке Винницы – центр веппской культуры, в посёлке Вистино – ижорской, в деревне Лужицы – водской. Карелы проживают компактно на севере области, их культурные центры находятся в республике Карелии.
Добавить текст Вернуть оригиналТрадиции веппсов: Традиционное занятие - пашенное земледелие (трёхполье с сильными пережитками подсечной системы), животноводство и охота играли подсобную роль. Рыбная ловля, а также сбор грибов и ягод имели большое значение для внутрисемейного потребления. Со 2-й половины 18 века развилось отходничество - лесозаготовка и сплав, бурлачество на реках Свирь, Нева и др. На реке Оять бытовал гончарный промысел. В основном для изготовления одежды Вепсы использовали лен, коноплю и овечью шкуру. Материал изготавливали в домашних условиях на ткатском станке и использовали только два способа плетения: полотняное и саржевое. Пояса, тесьму, ленты плели на вилочке или же ткали на дощечке. Костюмы имели повозрастную окраску.
Добавить текст Вернуть оригиналТрадиции води: Колоритный народный язык води не имел письменности, но благодаря стараниям эстонских исследователей была разработана грамматика, появился словарь водского языка, опубликовано несколько сборников текстов в латинской транскрипции. У народности была богатейшая песенная культура. Пение сопровождалось игрой на кантеле. Знаменитый собиратель фольклора и составитель «Калевалы» Элиас Лённрот от одной только жительницы деревни Котлы узнал сразу 29 свадебных песен. Основным занятием води издревле было земледелие. Это подтверждают и раскопки в средневековых могильниках, среди находок обнаружены серпы, косы, жернова. Исторические сведения о народе немногочисленны. В русских летописях говорится лишь о бедствиях и войнах, связанных с племенем водь, жившим на окраинах новгородских владений. Издавна основной крестьянской едой были хлеб, похлебки и каши, а с середины XIX века к ним добавился картофель. Ржаной хлеб пекли на закваске в русской печи. Обычно водские хозяйки выпекали столько хлеба, чтобы его хватило на всю неделю. Караваи были круглые или овальные, большие, иногда весом в 4–4,8 кг. За один раз выпекали 4–5 хлебов, которых хватало на много дней. Мясо ели редко, обычно по воскресеньям и праздникам или перед тяжелой работой. С осени его засаливали в бочках, весной куски солонины подвешивали для сушки на длинной жерди под застрехой крыши, а потом их опять складывали в чистые бочки. Свежее молоко пили только дети, взрослые же ели снятую простоквашу — лянтю (länty). Кроме простокваши в водских деревнях пили травяной чай, в том числе и из листьев иван-чая (Epilobium angustifolium). Именно на водской земле в селение Копорье заготавливали иван-чая больше всего, поэтому напиток и получил название «копорский чай».
Добавить текст Вернуть оригиналТрадиции ижоры: Традиционно ижоры занимались земледелием, скотоводством, рыболовством, лесным промыслом. Выращивали зерновые (рожь, овес, ячмень), технические культуры (лен, коноплю), овощи (репу, капусту), с XIX века — картофель. В XIX веке было развито отходничество, посредническая торговля, ремесла, в том числе гончарное и деревообделочное. В деревне Большое Стремление изготовляли гончарную посуду — от огромных опарных горшков в желтой или коричневой поливе до маленьких горшочков, все предметы необходимой крестьянской утвари. Белая посуда напоминала дорогой фарфор. Именно ее на парусных лайбах часто увозили через залив на ярмарки в Финляндию. Старинная ижорская одежда, украшенная бисером, жемчугом и раковинами каури, привезенными с берегов Индийского океана, была очень красива. Самая нарядная часть костюма — головной убор саппано. Расшитый золотыми нитями, он имел доходящий до пола узорчатый шлейф. Развевающиеся на ветру женские саппано сравнивали с реющими парусами рыболовецких лайб. Удивляли нестандартностью и ижорские дома, в которых черные от копоти курных печей потолки сочетались с желто-медовыми стенами и мебелью. Не менее интересен был и внешний вид жилищ. Соломенные крыши фиксировались жердями, перекрещенные концы которых оформляли в виде птичьих голов.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://svastour.ru/articles/puteshestviya/rossiya/sankt-peterburg-i-oblast/vepsy.html
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://nazaccent.ru/nations/veps/
https://www.culture.ru/materials/50925/ischezayushie-narody-rossii-vod
Добавить текст Вернуть оригиналhttp://lentravel.ru/nashi-proekty/kultura-i-byit-korennyix-narodov-leningradskoj-oblasti.html
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://www.culture.ru/materials/50951/ischezayushie-narody-rossii-izhory
Добавить текст Вернуть оригиналПРИРОДА ЗЕМЛИ