3. Мировые цивилизации в 21 веке.
1. Известно, что африканская цивилизация очень непохожа на другие цивилизации. Основу её составляет гармоничный симбиоз человека и природы. Однако колонизация континента и экспансия западных ценностей отчасти оказали влияние на психологию африканцев и их традиционную жизнь. Как вы считаете, не могли ли эти факты привести к утрате способности местных жителей жить в тесной гармонии с природой?
Добавить текст Вернуть оригиналКолонизация оказала сильное влияние на традиционную жизнь и психологию африканцев. С приходом колонизаторов многократно увеличилось потребление ресурсов Африки, при этом природоохранные мероприятия не проводились, что привело не только к обогащению европейцев, но и к развитию потребительского отношения африканцев к природным благам, а также к росту экологических проблем в регионе. Экономическое развитие Африки было невыгодно колонизаторам, а после получения независимости большинство африканских стран еще не наладило свое экономическое состояние, поэтому многие современные технологии по обеспечению экологической безопасности для них недоступны, при этом восстановление прежних традиционных отношений с природой невозможно. Все это приводит к постепенной утрате способности местных жителей жить в тесной гармонии с природой. Однако стоит отметить, что до сих пор существует достаточно большое количество африканских общин, продолжающих вести традиционный образ жизни.
Добавить текст Вернуть оригинал2. На каком основании латиноамериканская и православная цивилизации обычно признаются самостоятельными цивилизациями? Как вы оцениваете перспективы сохранения их индивидуальности с учётом влияния западноевропейской цивилизации?
Добавить текст Вернуть оригиналСмешение индейской, африканской и европейской культур делают латиноамериканскую цивилизацию уникальной и непохожей на других, что позволяет выделять её как самостоятельную единицу. Православная цивилизация отличается от западной своим набором культурных элементов, разительно отличающимся от западноевропейских. Влияние западноевропейской цивилизации на латиноамериканскую и православную достаточно велико, но, я думаю, этим цивилизациям удастся сохранить свою уникальность, так как их история и культурное наследие имеют большое значение для мировой культуры, а в настоящее время странами-носителями данных культур проводятся активные мероприятия по сохранению своей самобытности.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Границы многих цивилизационных пространств мира не отличаются чёткостью, а их жители нередко становятся бицивилизационными людьми. Приведите конкретные примеры таких регионов и объясните причины, вследствие которых произошло изменение цивилизационной культуры населения. Выполните задание в форме таблицы.
Добавить текст Вернуть оригиналБицивилизованные регионы | Причины смешения цивилизаций |
---|---|
Япония (Западная и Японская цивилизации по Хантингтону) | До середины 19 века Япония являлась отстающей и закрытой страной, но в эпоху Мэйдзи все изменилось. Император Муцухито был достаточно прогрессивным и видел одной из своих целей поднятие экономики Японии. Для этих целей японцы стали активно перенимать европейские знания и технологии, изучать особенности построения их экономики. Все это повлияло на становление образа современного японца – наравне с приверженностью традициям встали стремление к развитию технологий, интеллектуализация, конкурентность |
Украина и Румыния (православная и западная цивилизации) | Расположение на границе цивилизаций. Западная часть Украины относится к Западной цивилизации, тогда как Восточная – к Православной цивилизации. Трансильвания относится к Западной цивилизации, а вся остальная Румыния – к Православной. |
Греция (западная и православная цивилизации) | В Греции зародилась Западная цивилизация; все основные положения Западной цивилизации были основаны на идеях древнегреческих мыслителей. При этом в настоящее время Грецию относят к Православной цивилизации за счёт того, православие оказало сильное влияние на культуру страны |
4. Известно немало очагов православной культуры в мире, в том числе, связанных с культурным наследием многовековой российской эмиграции. Что говорят вам, например, имена А. К. Глазунова, С. С. Прокофьева, С. В. Рахманинова, И. Ф. Стравинского, Ф. И. Шаляпина, А. Н. Вертинского, В. Ф. Нежинского, К. Д. Бальмонта, В. В. Набокова, Н. А. Бердяева, Н. К. Рериха, И. А. Бродского, внесших заметный вклад в сокровищницу православной цивилизации за пределами России?
Добавить текст Вернуть оригиналА. К. Глазунов – русский композитор и дирижёр начала 20 века. Наиболее знаменитые произведения – «Первая симфония», «Стенька Разин», «Море», «Лес», «Из средних веков».
Добавить текст Вернуть оригиналС. С. Прокофьев – русский композитор начала 20 века, писал во всех современных ему жанрах. Наиболее знаменитые произведения – «Ромео и Джульетта», «Петя и волк», «Золушка», «Война и мир», «Семен Котко», «Александр Невский».
Добавить текст Вернуть оригиналС. В. Рахманинов – русский композитор и дирижер. Наиболее знаменитые произведения – «Прелюдия до-диез минор», «Элегия», «Прелюдия соль минор»,
Добавить текст Вернуть оригинал«Вокализ», «Рапсодия на тему Паганини для фортепиано и оркестра».
Добавить текст Вернуть оригиналИ. Ф. Стравинский – русский композитор. Наиболее знаменитые произведения – «Орфей», «Царь Эдип», «Персефона», «Похождения повесы».
Добавить текст Вернуть оригиналФ. И. Шаляпин – русский оперный и камерный певец, прославлен своим глубоким басом. В разное время был главным солистом Мариинского и Большого театра.
Добавить текст Вернуть оригиналА. Н. Вертинский – русский и советский эстрадный артист, киноактёр, композитор, поэт и певец, кумир эстрады первой половины 20 века; один из основателей русского шансона.
Добавить текст Вернуть оригиналВ. Ф. Нежинский – русский танцор и хореограф начала 20 века. В 18 лет стал премьером в Мариинском театре, а после стал солировать в труппе С. Дягилева.
Добавить текст Вернуть оригиналК. Д. Бальмонт – поэт-символист, один из ярких представителей творцов Серебряного века. Лучшие произведения – «Фантазия», «Я мечтою ловил уходящие тени», «Снежинка», «Русский язык», «Слова любви всегда бессвязны.
Добавить текст Вернуть оригиналВ. В. Набоков – русский писатель 20 века, 8 раз был номинирован на Нобелевскую премию. Наиболее знаменитые произведения – «Лолита», «Машенька», «Дар».
Добавить текст Вернуть оригиналН. А. Бердяев – русский религиозный и политический философ и социолог, представитель русского экзистенциализмa и персонализма.
Добавить текст Вернуть оригиналН. К. Рерих – русский художник и философ, написал более 7 тысяч картин в технике реализм и символизм. Наиболее известные работы – «Гонец. Восстал род на род», «Поход», «Заморские гости», «Зловещие», «Город строят», «Ростов Великий».
Добавить текст Вернуть оригиналИ. А. Бродский – русский писатели и поэт, лауреат Нобелевской премии. Лучшие произведения – «Я вас любил», «Не выходи из комнаты», «Пилигримы».
Добавить текст Вернуть оригинал5. С. Хантингтон — автор концепции этнокультурного противостояния цивилизаций — широко цитируется в мировой литературе. Некоторые его высказывания звучат весьма интригующе, но далеко не всеми воспринимаются однозначно. Прочитайте внимательно нижеприведённые цитаты и прокомментируйте их. Выскажите своё отношение к позиции автора.
Добавить текст Вернуть оригинал1. Западная вера в универсальность западной культуры страдает от трёх недостатков: она неверна, она аморальна и она опасна.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Разделение мира на две части по культурному признаку ещё менее полезно. В какой-то степени Запад является единым. Но что общего у незападных обществ, кроме того факта, что они незападные? Японская, китайская, индуистская, мусульманская и африканская цивилизации имеют мало общего в религии, социальной структуре, общественных организациях и превалирующих ценностях.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Тысячелетия человеческой истории доказывают, что религия не «маленькое отличие», а, возможно, глубочайшее различие, какое только существует между людьми. Повторяемость, масштабы и ожесточённость войн вдоль линий разломов значительно увеличиваются верой в разных богов.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Основные цивилизации в человеческой истории в огромной мере отождествлялись с великими религиями мира; и люди общей этнической принадлежности и общего языка, но разного вероисповедания, могут вести кровопролитные братоубийственные войны.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Лишь русская, японская и эфиопская цивилизации смогли противостоять бешеной атаке Запада и поддерживать самодостаточное независимое существование.
Добавить текст Вернуть оригинал6. Костры общинной идентичности и ненависти редко затухают полностью, если не считать случаев геноцида.
7. Регионы служат основой для сотрудничества только тогда, когда география совпадает с культурой. В отрыве от культуры соседство не ведёт к общности.
Добавить текст Вернуть оригинал8. В бывшем Советском Союзе коммунисты могут стать демократами, богатые превратиться в бедных, а бедняки — в богачей, но русские при всём желании не смогут стать эстонцами, а азербайджанцы — армянами.
Добавить текст Вернуть оригинал1) «Западная вера в универсальность западной культуры страдает от трёх недостатков: она неверна, она аморальна, и она опасна». Я согласна с этим высказыванием, так как, на мой взгляд, нет и не может существовать одной универсальной для всех культуры в силу различных характеров, образа жизни, ценностей и традиций людей в различных природных и исторических условиях. Так же, на мой взгляд, каждая культура имеет огромную ценность для человечества, а применение «универсальной» культуры может привести к утрате элементов других культур.
Добавить текст Вернуть оригинал2) «Разделение мира на две части по культурному признаку ещё менее полезно…» Мне кажется, такая мысль действительно является справедливой, потому как к восточным цивилизациям относят все «незападные», которые имеют между собой мало общего.
Добавить текст Вернуть оригинал3) «Тысячелетия человеческой истории доказывают, что религия не «маленькое отличие», а, возможно, глубочайшее различие, какое только существует между людьми…». Это действительно так, потому как на протяжении многих веков именно религия обозначала человеческие ценности и была моральным компасом для ее приверженцев, поэтому были так часты религиозные войны, поэтому у нас есть цивилизации, названные по религии ее представителей.
Добавить текст Вернуть оригинал4) «Основные цивилизации в человеческой истории в огромной мере отождествлялись с великими религиями мира…». Это действительно так, так как религия оказывает огромное значение на формирование общечеловеческих ценностей той или иной цивилизации. Противоречия между приверженцами той или иной религии силу противоречий во взглядах на те или иные вещи нередко разрастались в религиозные войны.
Добавить текст Вернуть оригинал5) «Лишь русская, японская и эфиопская цивилизации смогли противостоять бешеной атаке Запада и поддерживать самодостаточное независимое существование». Отчасти с этим можно согласиться, так как уникальные черты иных цивилизаций были несколько стерты или видоизменены под влиянием западной цивилизации.
Добавить текст Вернуть оригинал6) «Костры общинной идентичности и ненависти редко затухают полностью если не считать случаев геноцида». Конфликты цивилизаций происходят на разных уровнях – от локального до глобального, и на всех уровнях разрешение этих конфликтов затруднено тем, что на кону стоят фундаментальные вопросы идентичности.
Добавить текст Вернуть оригинал7) «Регионы служат основой для сотрудничества только тогда, когда география совпадает с культурой…». Одним из важных фактором для формирования регионов является наличие схожих идентичностей, которые определены одной культурой
Добавить текст Вернуть оригинал8) «В бывшем Советском Союзе коммунисты могут стать демократами…». Поменять свой социальный статус и положение человек может на любом этапе своей жизни, но изменить свою национальную идентичность практически невозможно.
Добавить текст Вернуть оригинал