Перемещение при прямолинейном равномерном движении
Стр. 19
Вопросы после параграфа
Скорость равномерного прямолинейного движения – это постоянная векторная величина, равная отношению перемещения тела за любой промежуток времени к значению этого промежутка.
Добавить текст Вернуть оригиналЧтобы найти проекцию вектора перемещения тела, движущегося прямолинейно и равномерно, если известны проекция вектора скорости и время движения, нужно применить формулу Sx = νxt.
Добавить текст Вернуть оригиналПри прямолинейном движении в одном направлении модуль вектора перемещения, совершенного телом за некоторый промежуток времени равен пути, пройденному этим телом за этот же промежуток времени.
Добавить текст Вернуть оригиналВектор перемещения может быть меньше пути, пройденного за тот же промежуток времени, например, при движении по кругу вектор перемещения равен нулю, так как тело возвращается в первоначальную точку, а пройденный путь равен длине окружности.
Добавить текст Вернуть оригиналПо графику, изображенном на рисунке 9, можно сказать, что первое тело двигалось со скоростью 30 км/ч, а второе тело – со скоростью 25 км/ч. Так как проекция векторов скорости и перемещения первого тела положительны, а второго – отрицательны, то тела движутся в противоположных направлениях.
Добавить текст Вернуть оригиналДля того, чтобы движение тела являлось прямолинейным равномерным, нужно, чтобы не только за любые равные промежутки времени тело проходило одинаковые пути, но и двигалось строго по прямой.
Добавить текст Вернуть оригиналОбсуди с товарищем
Проекция на ось Х перемещения тела, движущегося параллельно этой оси, может быть по модулю равна модулю перемещения или модулю перемещения с обратным знаком – это зависит от того, в каком направлении движется тело, то есть сонаправлено его движение с осью Х или нет.
Добавить текст Вернуть оригиналДва мотоциклиста движутся прямолинейно и равномерно, так как скорость движения первого мотоциклиста больше скорости движения второго, то на графике
Добавить текст Вернуть оригинала) путей от времени линейная зависимость первого мотоциклиста будет находиться выше линейной зависимости второго мотоциклиста, то есть будет меньше угол между графиком зависимости первого тела и осью пути;
Добавить текст Вернуть оригиналб) скоростей от времени график зависимости первого мотоциклиста будет находиться выше графика зависимости второго мотоциклиста.
Добавить текст Вернуть оригиналУпражнение 4
Дано: x0 = 0 м x(4c) = 20 м |
Решение: x(4с) = x0 + νxt νx = \(\frac{\left( x - x_{0} \right)}{t}\) Добавить текст Вернуть оригиналνx = \(\frac{(20 - 0)}{4}\) = 5 (м/с) S = νxt = 5 × 5 = 25 (м) Закон движения тела: x = 5t Ответ: νx = 5 м/с, S = 25 м. |
---|---|
νx, S – ? |
На рисунке 11:
- начальные координаты x01 = 300 м, x02 = 200 м
Добавить текст Вернуть оригинал- тело 1 направлено против направления движения оси x, а тело 2 сонаправлено с осью х
Добавить текст Вернуть оригинал- проекция скорости первого тела νx = \(\frac{\left( x - x_{01} \right)}{t}\) = \(\frac{(200 - 300)}{20}\) = – 5 м/с
Добавить текст Вернуть оригиналпроекция скорости второго тела νx = \(\frac{\left( x - x_{02} \right)}{t}\) = \(\frac{(200 - 150)}{20}\) = 2,5 м/с
Добавить текст Вернуть оригинал- точка пересечения графиков означает место встречи двух тел
Добавить текст Вернуть оригинал- закон движения x = x0 + νxt для тела 1: x = 300 – 5t
Добавить текст Вернуть оригиналзакон движения x = x0 + νxt для тела 2: x = 150 + 2,5t
Добавить текст Вернуть оригиналГрафик зависимости модуля вектора скорости от времени не может располагаться под осью Ot, так как модуль вектора скорости не может быть отрицательным (т.е. скорость сама по себе, ее значение, не может быть отрицательной), а вот график проекции вектора скорости может находиться под осью Ot, поскольку знак зависит от того, сонаправлен ли график проекции вектора скорости с осью координат или нет.
Добавить текст Вернуть оригиналГрафики зависимости проекций векторов скорости от времени для трех автомобилей, движущихся прямолинейно и равномерно:
Добавить текст Вернуть оригиналПостроим график зависимости координаты от времени. Координата тела изменяется по закону x = 6 + 3t. Возьмем произвольные значения времени и подставим в уравнение, чтобы вычислить координату в этот момент времени:
Добавить текст Вернуть оригинал
|
|
|
|
|
---|---|---|---|---|
|
|
|
|
|
Построим график:
Путь определяется по формуле S = νxt, а скорость равна νx = \(\frac{\left( x - x_{0} \right)}{t}\).
Добавить текст Вернуть оригиналВозьмем координату x = 9 в момент времени t = 1:
Добавить текст Вернуть оригиналνx = \(\frac{(9 - 6)}{1}\) = 3
Значит, путь изменяется по закону S = 3t.
Добавить текст Вернуть оригиналВозьмем произвольные значения времени и подставим в уравнение, чтобы вычислить пройденный путь:
Добавить текст Вернуть оригинал
|
|
|
|
|
---|---|---|---|---|
|
|
|
|
|
Построим график:
При сравнении графиков зависимости от времени координаты и пути видно, что это линейные зависимости с одинаковым углом наклона прямой. Отличие заключается в начальной координате x0 = 6 у первого графика, что приводит к смещению прямой по оси ординат.
Добавить текст Вернуть оригиналЗадание 2
t, с | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 |
---|---|---|---|---|---|---|
S, см | 1,2 | 2,3 | 3,2 | 4,2 | 5,3 | 6,4 |
График зависимости пути тела от времени:
Добавить текст Вернуть оригиналν = \(\frac{S}{t}\) = \(\frac{2,3}{20}\) = 0,115 см/с = 11,5 м/с
Добавить текст Вернуть оригинал