Мыслители | Век, страна | Источники прогрессивного развития; представления ученых |
Геродот |
V в. до н.э. Древняя Греция |
Всеобщая история – попытка описания прошлого всех стран, известных в его время. Дополнял повествование легендами и рассказами очевидцев. |
Аврелий Августин |
IV – V вв. Римская империя |
Стал основоположником христианской концепции исторического развития. История, по его мнению, это борьба между Добром и Злом, Градом Божьим и Земным. Его взгляды на историю преобладали в христианской церкви в Средние века. |
Иммануил Кант |
XVIII – XIX вв. Германия |
Основоположник немецкой классической философии. Исходил из того, что в век Просвещения критическому анализу должна быть подвергнута не только действительность, но и способ к её постижению. Реальными задачами являются постепенное улучшение социального, правового и материального положения людей и их нравов, реформы, содействующие прогрессу культуры. |
Карл Маркс, Фридрих Энгельс |
XIX в. Германия |
Труд является вершиной понимания материалистической истории. Согласно теории, развитие человечества – это естественно-исторический процесс. Сила – борьба между классами (борьба между имущими и неимущими). Ассоциируется с последовательной сменой общественно-экономических формаций. Духовная жизнь характеризовалась как вторичная по отношению к жизни общественной. Марксизм давал простое объяснение исторического развития. |
Макс Вебер |
XIX – ХХ вв. Германия |
Утверждал, что социальные отношения не сводятся к одной только классовой борьбе. Если неимущие удовлетворены своим положением, то причин для протеста нет. Тогда на первый план могут выйти религиозные и национальные интересы. |
Джамбаттиста Вико |
XVII – XVIII вв. Италия |
Основоположник цивилизационного подхода к истории. Главный объект изучения: локальные цивилизации, различающиеся по типу материальной и духовной культуры, и проходящих определенные этапы в своем развитии. Также он полагал, что история каждого народа включает три фазы: эпоху богов, эпоху героев и эпоху людей, после чего обязательно наступает период упадка. |
Н. Я. Данилевский |
XIX в. Россия |
Сформулировал теорию культурно-исторических типов (цивилизаций) разных народов. Особенное значение придавал религиозной самобытности России. |
Освальд Шпенглер Арнольд Тойнби Л.Н. Гумилёв |
XIX – ХХ вв. Германия XIX – ХХ вв. Великобритания ХХ в. СССР |
Совершили значительный вклад в теорию Данилевского. Объясняли прогресс тем, что новая цивилизация, наследуя определенную меру предшественниц, выходит на высокий уровень материальной и духовной культуры. |
Уолт Ростоу Джон Гэлбрейт Даниел Белл Элвин Тоффлер |
ХХ в. США | Идеи о стадиях мирового цивилизационного развития. Прогресс связывается с переходом к промышленному производству и современным технологиям. Рассматривали проблему модернизации – ускоренного перехода от традиционных обществ к индустриальным. |