Краткий пересказ сюжета
Рассказчик предложил своему молодому соседу Ардалиону пойти на охоту за тетеревами. Ардалион согласился, но попросил заехать на вырубку леса в своем поместье, которое он унаследовал от тетушки. Тетушка не заботилась о лесах, и деревья вымерзли, поэтому их активно вырубали, даже по воскресеньям.
Добавить текст Вернуть оригиналКогда охотники подъехали к месту вырубки, они услышали звук падающего дерева и крики. Им навстречу выбежал мужик, сообщивший, что подрядчика Максима придавило деревом. Максим, будучи при смерти, спокойно раздавал последние указания и сказал, что это наказание Бога за работу в воскресный день. Он умер по дороге в больницу.
Добавить текст Вернуть оригиналУвидев эту смерть, автор вспомнил другие трагические случаи. Он вспомнил мельника, умершего от переутомления, своего старого друга Авенира, умирающего от чахотки, но радовавшегося воспоминаниям, пожилую женщину, которая ждала смерти, чтобы поцеловать крест, и крестьянина, умирающего тихо в доме, где продолжалась обычная жизнь.
Добавить текст Вернуть оригиналГерои рассказа (коротко)
Рассказчик – наблюдательный человек, размышляющий о жизни и смерти. Вспоминает трагические события и смерти, свидетелем которых был.
Добавить текст Вернуть оригиналАрдалион – молодой сосед рассказчика, владелец поместья, унаследованного от тетки. Наблюдает за вырубкой леса на своей земле.
Добавить текст Вернуть оригиналМаксим – подрядчик на вырубке леса, которого придавило деревом. Спокойно принимает свою смерть, считая её наказанием за работу в воскресенье.
Добавить текст Вернуть оригиналМельник – человек, который умер от переутомления, выгружая жернова, отказался от лечения в больнице, желая умереть дома.
Добавить текст Вернуть оригиналАвенир – давний приятель рассказчика, умирающий от чахотки. Спокойно относится к своей смерти, радуется воспоминаниям и успехам друзей.
Добавить текст Вернуть оригиналСтарушка – пожилая женщина, ожидающая свою смерть, чтобы поцеловать крест.
Крестьянин – мужчина, тяжело обожженный, который тихо умирал в своем доме, пока жизнь вокруг продолжалась.