Церковь после Смуты
Смута стала тяжёлым испытанием для русской церкви, которая в этот период пережила разграбления, осквернение святынь и убийства священнослужителей. Несмотря на это, церковь и её служители показали верность отечеству, что укрепило их авторитет среди верующих. После возвращения из польского плена митрополит Филарет стал патриархом, а его роль в управлении государством значительно возросла. Церковные вопросы оставались важными, но не все сложные проблемы были решены при его правлении.
Церковная реформа патриарха Никона
В середине XVII века в русской церкви возникли серьёзные противоречия, связанные с искажениями в церковных книгах и различиями в обрядах. Патриарх Никон, поддерживаемый царём Алексеем Михайловичем, решил провести реформы, основанные на греческих источниках, исправив обряды и книги. Эти изменения вызвали протест среди верующих, которые считали реформы нарушением традиций. Несмотря на сопротивление, Церковный собор одобрил реформы, стремясь объединить греческие и русские обычаи.
Усиление разногласий между церковной и светской властью
Патриарх Никон стремился установить первенство церковной власти над царской, предлагая царю Алексею Михайловичу разделить управление страной. Однако царь отверг это предложение, что привело к обострению конфликта между ними. Никон добровольно сложил патриаршие полномочия, ожидая, что царь попросит его вернуться, но этого не произошло. Алексей Михайлович начал подготовку церковного суда над Никоном, что окончательно определило доминирование светской власти.
Церковный собор 1666—1667 гг.
Собор 1666–1667 годов стал важным событием в истории русской церкви, осудив патриарха Никона и лишив его сана. Этот процесс показал, что реальная власть в стране принадлежит царю, а не патриарху. Собор также поддержал реформы Никона, подтвердив новые церковные обряды и предав проклятию старообрядцев, противившихся изменениям. Это событие привело к глубокому церковному расколу, который имел серьёзные последствия для русской религиозной жизни.
Протопоп Аввакум
Протопоп Аввакум стал лидером движения старообрядцев, активно сопротивляясь реформам Никона. Он считал, что верность нужно сохранять русским церковным традициям, а не греческим источникам. Аввакум был сослан, но продолжал проповедовать старообрядческие идеи. После осуждения на соборе 1666–1667 годов он был сослан в Пустозёрск, где провёл оставшиеся годы, написав свои знаменитые произведения, в том числе «Житие». В 1682 году Аввакум был заживо сожжён за свои убеждения.
Протесты старообрядцев
Церковный раскол вызвал массовые протесты старообрядцев, охватившие различные слои общества. Способы сопротивления были разными: от самосожжений и отказа подчиняться реформам до вооружённого сопротивления. Наиболее значимыми выступлениями стали Соловецкое восстание и раскольнические движения на Дону и в Москве. Несмотря на жестокие репрессии, раскольники продолжали борьбу до конца XVII века, став символом приверженности старым традициям.