1. Древнейшие города на берегах Инда
Археологические раскопки в районе, называемом «Холм мёртвых» (Мохенджо-Даро), обнаружили удивительные древние города на берегах реки Инд. Под землёй скрывались улицы с кирпичными домами, в комнатах находили глиняные фигурки и игрушки, а также каменные печати с неизвестными письменами. Среди находок был бюст бородатого мужчины с накинутой на плечо одеждой, украшенной священными знаками трилистника — возможно, жреца или правителя. Эти города существовали в третьем тысячелетии до н. э. и опустели в начале второго тысячелетия до н. э. Учёные до сих пор не знают, кто построил эти города и на каком языке говорили их жители.
2. Племена ариев
Во втором тысячелетии до н. э. на территорию Северной Индии пришли племена ариев, которые оставили следы в виде древних текстов — Вед, что означает «Священное Знание». Язык ариев содержал много общих слов с древними европейскими языками, например, «матар» — мать, «сунука» — сынок. Предки ариев, вероятно, жили в Европе, около Чёрного моря, откуда и начались их переселения. Арии вели кочевой образ жизни, пасли скот и считали стада главным богатством. Их военные вожди сражались на боевых колесницах, запряжённых лошадьми. Во II-I тысячелетиях до н. э. арии расселились по Северной Индии, осваивая плодородные земли долины Ганга.
3. На берегах Ганга
Долина реки Ганг была покрыта густыми джунглями, и чтобы поселиться там, индийцам приходилось выжигать леса и корчевать пни. Когда появились железные орудия труда — топоры, мотыги, лопаты, работа пошла легче. В этих болотистых районах стали сажать рис, который рос прямо в воде. Также в Индии выращивали сахарный тростник и хлопчатник. Хлопчатник давал пушистые белые волокна, из которых ткали ткани. В более сухих районах сеяли пшеницу и ячмень. Язык индийцев того времени оставался арийским, но образ жизни изменился: земледелие стало основным занятием жителей долины Ганга.
4. Вера в переселение душ
Индийцы верили в переселение душ — после смерти человек мог родиться вновь в теле животного или другого человека. Всё зависело от его поступков в прошлой жизни: за плохие дела он мог родиться насекомым или зверем. Пьяница становился червяком, вор — крокодилом, а тот, кто убивал животных, сам многократно переживал страх перед смертью. Только искупив свою вину, человек мог снова родиться человеком. Эта вера в переселение душ отражала представления индийцев о воздаянии за добрые и злые поступки.
5. Государства Северной Индии
В первом тысячелетии до н. э. на севере Индии возникли десятки небольших государств, которыми управляли цари, или раджи. Цари происходили из господствующего племени и собирали вокруг себя дружину, с которой они совершали военные набеги на соседей. Часть добычи шла на жертвы богам, а часть распределялась между дружинниками. Раджа должен был постоянно доказывать своё мужество и щедрость. В противном случае его место мог занять кто-то из родичей или других представителей знати, готовых к борьбе за власть.
Животные и боги
В джунглях Индии обитали тигры, львы, леопарды, обезьяны, а также змеи — питоны, кобры и гадюки. Индийцы старались задобрить змей, оставляя для них рис и молоко возле домов. Боги Индии часто изображались в виде животных. Например, слон был священным животным, и его почитали как бога Ганешу — мудрого защитника и покровителя людей. Особое место занимала корова, которую считали священной кормительницей и матерью, дающей молоко и питание. Убийство коровы считалось тяжким грехом.
Подвиги царей на пирах воспевали придворные певцы
Из легенд и преданий о подвигах царей Индии возникла поэма «Махабхарата», рассказывающая о войнах и сражениях. Эта поэма передавалась из поколения в поколение сказителями. В IV веке до н. э. царями из династии Маурьев была объединена большая часть Индии, но вскоре после этого она снова распалась на мелкие государства.
Сказание о Раме
(изложено по эпической древнеиндийской поэме «Рамаяна»)
В поэме «Рамаяна» описана история царевича Рамы и его жены Ситы. Царевна Сита должна была выйти замуж за того, кто натянет тетиву огромного лука, и Рама сумел это сделать. Однако вскоре злой царь Равана похитил Ситу и увёз её на остров Ланку. Рама, с помощью своего союзника Ханумана, царя обезьян, нашёл Ситу. Хануман прыгнул через океан, поджёг город Раваны и помог Раме одолеть врага в битве. Эта победа до сих пор отмечается в Индии на праздниках с горящими чучелами Раваны.
Могучий царь Чандра
В IV веке до н. э. в долине Ганга правили цари династии Гуптов. Легенда о царе Чандре гласит, что он спас свою родину, переодевшись в женское платье и убив врага. После этой победы Чандра стал царём и установил своё правление в обширной части Индии. На окраине Дели стоит железная колонна с надписью о могуществе царя Чандры. Этой колонне более полутора тысяч лет, и она не ржавеет, что свидетельствует о высоком мастерстве древних индийских мастеров.