1. Первый год правления Дария I
Правление Дария I началось в период нестабильности и угроз. Завоёванные ранее народы поднимали восстания, стремясь вернуть свою независимость. Местная знать руководила этими восстаниями в надежде свергнуть персидское владычество. Дарий был вынужден отправлять войска для подавления восстаний в Мидии, Вавилонии, Армении и других регионах. Лишь после многочисленных военных кампаний ему удалось установить мир и порядок. Однако после подавления мятежей царь начал задумываться о реорганизации огромной державы Ахеменидов, чтобы предотвратить подобные восстания в будущем.
2. Персидская держава при Дарии I
Дарий I провёл административные реформы, чтобы укрепить свою империю. Он разделил державу на двадцать сатрапий — областей, каждая из которых управлялась царским наместником, называемым сатрапом. Сатрапы были ответственны за сбор податей и управление трудовыми повинностями, но не командовали войсками, которые находились под властью военачальников. Дарий стремился, чтобы сатрапы и военачальники следили друг за другом, предотвращая заговоры. Вся территория империи была покрыта сетью дорог, включая знаменитую Царскую дорогу, что позволило эффективно управлять государством. Быстрое перемещение гонцов и войск по этим дорогам способствовало укреплению контроля царя над отдалёнными регионами.
3. При дворе персидского царя
Жизнь при дворе Дария I была роскошной и полной пышных церемоний. Под Новый год в Персеполь съезжались посланники со всех концов империи, принося дары: верблюдов, драгоценные кубки, золото и другие сокровища. Персидские правители окружали себя невероятной роскошью, питались из золотой и серебряной посуды, а их колесницы были украшены драгоценными камнями. Кроме того, царя охраняли десять тысяч «бессмертных» воинов, которые были профессионально обучены и вооружены. Подобные мероприятия и традиции подчёркивали могущество царя и поддерживали его престиж среди подданных. Персидская знать также наслаждалась роскошной жизнью, охотясь в царских садах и парках, которые называли «парадис» — слово, от которого произошло понятие «рай».
4. Религия древних персов
Персидская религия претерпела значительные изменения благодаря пророку Зороастру (Заратуштре), который обновил верования персов в VII веке до н. э. Его учение, зороастризм, провозглашало борьбу между добром, воплощённым в боге Ахурамазде, и злом, олицетворённым Анхра-Манью. Персы верили, что своими действиями и мыслями люди содействуют одной из сторон в этой вечной борьбе. Священным символом зороастрийцев был огонь, который олицетворял чистоту и свет. Жрецы тщательно охраняли огонь и передавали священные тексты, собранные в книге «Авеста». Зороастризм стал основой религиозной жизни Ахеменидов и оставил значительное влияние на культуру и политику Персии.
5. Персидская держава и царская власть
Персидская держава Ахеменидов стала одной из величайших империй древнего мира, поглотив множество государств. Её правитель носил титул «царь царей», подчёркивая своё господство над различными народами и царствами. Дарий I утверждал, что его власть дарована Ахурамаздой, и те, кто сопротивлялся его правлению, следовали злу и неправде. Однако, несмотря на свою божественную легитимность, царь мог проявлять жестокость и коварство, пользуясь неограниченной властью. Персидские подданные должны были быть преданы своему царю, а знатные вельможи считались его рабами. Обращаясь к царю, они падали ниц и касались пола бородами, демонстрируя полную покорность его воле.
Из надписи по приказу Дария I
В надписи говорится: «Великий бог Ахурамазда одарил царя Дария разумом и доблестью. Для правдивого я друг, для несправедливого — недруг. Я вознаграждаю того, кто содействует мне, и наказываю того, кто вредит. Я обладаю неутомимой силой, я отличный всадник и стрелок из лука. Это — способности, которыми одарил меня Ахурамазда. Милостью Ахурамазды я стал царём, Ахурамазда дал мне царство».