1. Город Вавилон становится главным в Двуречье
Вавилон стал главным городом Двуречья после долгих войн между другими городами. Он расположился в самом центре Двуречья, где реки Тигр и Евфрат сходятся ближе друг к другу. Это делало город удобным для торговли, так как реки служили транспортными путями для доставки товаров. По рекам и дорогам в Вавилон приходили караваны, привозившие строительные материалы и металлы, а в обмен вывозили зерно и шерсть. Самым могущественным царём Вавилона был Хаммурапи, который правил с 1792 по 1750 год до н.э.
2. Хаммурапи утверждал, что получил власть от богов
Царь Хаммурапи заявлял, что его власть дана богами, и его поддерживал бог Солнца Шамаш. На найденном археологами столбе из чёрного камня изображено, как Шамаш вручает Хаммурапи жезл, символ власти. Шамаш считался небесным судьёй и владыкой, который видел всё, что происходит на земле и на небе. Хаммурапи, в свою очередь, был его земным представителем, правившим от имени бога и осуществлявшим его волю. Таким образом, законы Хаммурапи считались священными и неприкосновенными, поскольку исходили от самих богов.
3. Царские законы
На чёрном камне, найденном археологами, были выбиты законы Хаммурапи, которые регулировали отношения между людьми. Эти законы устанавливались для того, чтобы судьи решали споры не по своему усмотрению, а следуя установленным правилам. Хаммурапи предупреждал будущих правителей о наказаниях, которые могут постигнуть страну, если законы будут изменены или уничтожены. Вавилоняне верили, что боги нашлют на страну бедствия, если их воля, выраженная через законы, будет нарушена. Один из методов правосудия заключался в испытании водой, когда обвиняемый должен был погружаться в реку, чтобы доказать свою невиновность.
4. Законы о рабах
Законы Хаммурапи не относились ко всем жителям Вавилона одинаково. Свободные люди имели больше прав, чем рабы. Если раб совершал преступление против свободного человека, ему отрезали ухо, чтобы обозначить его как строптивого раба, но не лишить способности работать. Рабы считались имуществом и могли быть куплены или проданы. Если раб умирал по вине другого человека, хозяин раба получал компенсацию в виде денег или другого раба. Рабов рассматривали как собственность, но их жизнь тоже имела определённую ценность в рамках закона.
5. Законы о богачах и бедняках
В Вавилоне существовало значительное социальное неравенство. Богатые вавилоняне владели обширными землями и финиковыми садами, торговали товарами и имели возможность давать бедным в долг. Бедняки часто попадали в долговую зависимость, возвращая больше, чем брали. Законы Хаммурапи предусматривали ограничение долгового рабства: человек или его семья могли работать на кредитора только три года, после чего их отпускали на свободу. Однако бедняки часто снова брали займы, чтобы прокормить свои семьи, и снова попадали в зависимость. Хаммурапи считал этот порядок установленным богами, принимая наличие бедных и богатых как неизбежное.