Жизнь ради искусства
Трудно найти пример большего отречения от себя во имя искусства, чем жизнь Ван Гога.
В течение всей жизни Ван Гог много страдал. Он опустился на самое дно человеческого отчаяния в своих известных полотнах «Едоки картофеля» и «Прогулка заключенных». Он считал, что дело художника — противостоять страданию всеми силами, всем талантом. И он делал это теми средствами, какими владел лучше всего, — красками.
На своих холстах он преобразил землю. Он как бы промыл ее чудотворной водой, и она осветилась красками такой яркости и густоты, что каждое старое дерево превратилось в произведение скульптуры, а каждое клеверное поле в солнечный свет, воплощенный во множестве скромных цветочных венчиков. Он остановил своей волей непрерывную смену красок, чтобы мы могли проникнуться их красотой.
Разве можно утверждать после этого, что Ван Гог был равнодушен к человеку? Он подарил ему лучшее, чем обладал, — свою способность жить на земле, сияющей всеми возможными цветами.