Рассматривая произведения древнерусского искусства: иконы, книжные миниатюры, — мы замечаем, что они отличаются от картин и рисунков, которые создают художники нашего времени.
Сравним древнерусскую миниатюру, на которой изображен летописец Сильвестр, и репродукцию картины художника XIX века В.М. Васнецова «Нестор-летописец». Тема одна, а как по-разному изобразили монаха-летописца художники.
Васнецов изображает то, что мы увидели бы, если бы вошли в келью монаха-летописца. Тяжелые своды монастырского здания, каменные плиты пола, на которых лежат толстые книги. Перед столиком сидит старец и пишет гусиным пером в книге. Он весь углублен в работу. Позади расположено окно, сквозь которое видны далекие поля, город с храмами, небо, облака.
Перед древнерусским художником стоят особые задачи. Вместо правдоподобного и точного выписывания деталей он изображает предметы лишь для того, чтобы они указывали на главное. У него летописец не просто записывает жизненные факты, а исполняет Божью волю, передает людям Высшую правду. Он вслушивается в Слово истины, которое доносится с неба. В левом верхнем углу миниатюры мы видим это Небо, от которого протянулись лучи к уху летописца.
Чтобы оценить достоинства современной и древнерусской живописи, надо понимать, какие задачи они решают.
Грамматическое задание
1. Выпишите из текста сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными, составьте его схему.
Васнецов изображает то, что мы увидели бы, если бы вошли в келью монаха-летописца.
изъясн. условия