О профессиональной памяти писателя
Подобно тому как из колоссальной, почти безграничной туманности формируются, может быть, отдельные звезды, так постоянно в сознании писателя из безбрежного океана жизненных впечатлений формируются конкретные замыслы. Созревание материала — вещь во многом загадочная. Только вчера казалось, что ничего уж не почерпнуть из глубин души и памяти, а сегодня — широкие горизонты, изобилие материала.
Профессиональная память избирательна. Нет профессиональной памяти вообще, но есть профессиональная память такого-то писателя. Если бы одновременно гуляли по городу, а потом по лесу, например, Пришвин и Эренбург, то каждый из них запомнил бы своё, то, что другой пропустил мимо глаз.
Иногда видишь, как во время оживленного разговора литератор вынимает записную книжку и записывает только что произнесенную фразу или рассказанный случай, а потом встречаешь этот эпизод в книге. Из него, как из зернышка, развилась и пышно расцвела целая глава рассказа или повести. Одним словом, записная книжка должна всегда находиться в кармане.