Художественным поэтическим символом России стала белоствольная берёза. Но разве не растёт она в предгорьях Кавказа и в Альпах, в туманной Англии и в далёкой Канаде? Растёт, конечно. Берёзу любили и воспевали по-особому, трепетно и вдохновенно. Художник И. Грабарь говорил: «Что может быть прекраснее берёзы, единственного в природе дерева, ствол которого ослепительно бел, тогда как все остальные деревья на свете имеют тёмные стволы. Фантастическое, сверхъестественное дерево, дерево-сказка. Я страстно полюбил русскую берёзу и долго почти одну только её и писал».
Не за одну праздничную красу полюбилась белоствольная и белокудрая берёза человеку. Издревле она – дерево-друг. Корзины, короба, лапти мастерили крестьяне из берёсты. Кора берёзы являлась на Руси основным материалом, на котором учились начертаниям букв, писали письма…
После долгой зимы берёза просыпалась первой, а поэтому она воспринималась как символ красоты и расцветающей природы. Люди верили, что берёза может спасти от колдовских наговоров, в Троицу изготавливали берёзовые украшения, оберегающие от дурного глаза. За два дня до Троицы, в Семик — девичий праздник — дома украшали берёзовыми ветками. В народных пословицах, песнях, танцах, произведениях декоративно-прикладного искусства особенно часто обращались к этому поэтическому образу.