Наследие ученого
Даже близкие Любищева не подозревали величины наследия, оставленного им: всего им написано более пятисот листов исследований. Это двенадцать тысяч страниц машинописного текста. Даже для профессионального писателя цифра колоссальная. Для меня подобная продуктивность всегда была загадочной. При этом казалось необъяснимым, но естественным, что в старину люди писали больше.
Наследие Любищева состоит из нескольких разделов: систематика, история науки, генетика, защита растений, философия, зоология, теория эволюции. Кроме того, он писал воспоминания об ученых, о Пермском университете. Работы его переведены и широко известны за границей.
Он читал лекции, заведовал кафедрой, ездил в экспедиции. Любищев умудрился работать вширь и вглубь, быть узким специалистом и универсалом. Диапазон его знаний трудно определить. Заходила речь об английской монархии — он мог привести подробности царствования любого короля; говорили о религии — выяснялось, что он хорошо знает Коран. Это не было ни всезнайством, ни феноменом памяти.
Я не собираюсь популярно рассказывать о его идеях. Мне интересно иное: каким образом наш современник успел так много сделать?