«Бэла», заключая в себе интерес отдельной и оконченной повести, в то же время была только отрывком из большого сочинения, равно как и «Фаталист» и «Тамань» … Теперь они являются вместе с другими, с «Максим Максимычем», «Предисловием к журналу Печорина» и «Княжною Мери», под одним общим заглавием «Герой нашего времени». Во всех повестях одна мысль, и эта мысль выражена в одном лице, которое есть герой всех рассказов. В «Бэле» он является каким-то таинственным лицом, как будто бы показывается под вымышленным именем, чтобы его не узнали. И вот автор тотчас показывает вам его при свидетелях — с Максим Максимычем, который рассказал ему повесть о Бэле. Но ваше любопытство не удовлетворено, а только еще больше раздражено. Наконец в руках автора журнал Печорина. В высшей степени поэтичном рассказе «Тамань» герой романа является автобиографом, но загадка от этого становится только заманчивее, и отгадка еще не тут. Наконец вы переходите к «Княжне Мери», и туман рассеивается… Основная идея романа, как горькое чувство, пристает к вам и преследует вас. Вы читаете наконец «Фаталиста», и хотя в этом рассказе Печорин является не героем, а только рассказчиком случая… Странное дело! Вы еще более понимаете его, более думаете о нем, и ваши чувства еще грустнее и грустнее.
Грамматическое задание
1. Синтаксический разбор предложения.
Во всех повестях одна мысль, и эта мысль выражена в одном лице, которое есть герой всех рассказов.
(Повествовательное, невосклицательное, сложное, три грамматические основы:
1 – одна мысль; двусоставное, распространенное;
2 – мысль выражена; сложносочиненное, союз «и»; главное, двусоставное, распространённое;
3 – которое есть герой; придаточное определительное, двусоставное, распространенное).
2. Выписать все краткие причастия.
Выражена, не удовлетворено, раздражено.