Краткий
1. Автор и название стихотворения. История создания
Автор стихотворения — Михаил Юрьевич Лермонтов. Название — «Поэт». Стихотворение написано в 1838 году и является размышлением Лермонтова о судьбе и роли поэта в обществе. Оно создано в период, когда Лермонтов разочарован реакцией общества на свою поэзию, особенно на те произведения, которые несли общественные и духовные идеалы.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Жанр
Стихотворение относится к философской лирике. Это раздумье на тему предназначения поэта в обществе и его роли как духовного лидера. Лермонтов использует аллегорию кинжала, чтобы показать, что как оружие теряет свою боевую ценность, когда становится просто украшением, так и поэзия теряет свою значимость, если становится средством развлечения.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Тема стихотворения
Тема стихотворения — утрата истинного предназначения поэта в обществе и упадок значимости поэзии. Лирический герой — поэт, которого Лермонтов сравнивает с кинжалом. В прошлом кинжал, как и поэт, служил правде, защищал и вдохновлял, но теперь он стал лишь украшением, лишённым былой силы. Стихотворение посвящено разочарованию в «изнеженном веке», в котором нет места для настоящей, вдохновляющей поэзии.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Настроение стихотворения
В стихотворении царит печальное, разочарованное настроение. Оно не меняется на протяжении всего произведения, сохраняя мрачный тон. Лермонтов выражает чувство утраты, непонимания и отчуждения. Настроение передается через слова «бесславный», «безвредный», «ржавчиной презренья», которые отражают разочарование и упадок.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Композиция (построение) стихотворения
Стихотворение можно разделить на две основные части:
Добавить текст Вернуть оригиналПервая часть — описание кинжала, его прежнего предназначения и нынешнего состояния, где он превратился в украшение и утратил своё значение.
Добавить текст Вернуть оригиналВторая часть — аллегория, сравнение поэта с этим кинжалом. Лермонтов проводит параллель между судьбой кинжала и ролью поэта, показывая, что современный мир отрицает поэзии её истинное предназначение, требуя от неё лишь развлечений и украшений.
Добавить текст Вернуть оригиналМне видится картина старого, украшенного кинжала, висящего на стене и покрывающегося ржавчиной. Рядом видится образ поэта, которого некогда почитали, но теперь отвергли. Для создания этих образов Лермонтов использует эпитеты, такие как «игрушка золотая» и «безвредный», метафоры, олицетворение («кинжал блещет», «он не нужный толпе»), а также риторические вопросы («Проснешься ли ты опять, осмеянный пророк?») и восклицания («Увы, бесславный и безвредный!»).
Добавить текст Вернуть оригинал6. Размер и рифма
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, рифмовка перекрёстная (АВАВ):
Добавить текст Вернуть оригинал«Отделкой золотой блистает мой кинжал; / Клинок надежный, без порока; / Булат его хранит таинственный закал — / Наследье бранного востока».
Добавить текст Вернуть оригиналЭтот размер и рифма придают стихотворению ритмичность и создают плавный, но мрачный поток мыслей.
Добавить текст Вернуть оригинал7. Идея стихотворения (основная мысль)
Основная мысль стихотворения заключается в том, что современное общество пренебрегает истинным предназначением поэта и поэзии. Лермонтов стремится показать, что поэт утратил свою роль вдохновителя и наставника, став лишь «игрушкой» для развлечения. Он также подчёркивает, что поэт, как кинжал, должен был служить истине и вдохновлять людей, но общество отвергло эту миссию, предпочитая блёстки и обманы.
Добавить текст Вернуть оригинал8. Личные впечатления от стихотворения
Стихотворение производит сильное впечатление своей глубиной и печалью. Лермонтов показывает разочарование и горечь поэта, который видит, что его творчество больше не ценят так, как раньше. Стихотворение оставляет чувство утраты истинных ценностей, побуждая задуматься о том, как общество относится к духовным лидерам и к творчеству, призванному вдохновлять и направлять людей.
Добавить текст Вернуть оригинал
Подробный
1. Дата написания и публикации
Стихотворение «Поэт» было написано Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1838 году. На момент написания стихотворение не было сразу опубликовано, однако вскоре стало известно среди читателей и позже вошло в сборники его произведений.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Место в творчестве поэта
Стихотворение занимает значимое место в лирике Лермонтова, где он размышляет о предназначении поэта и искусства. Подобные темы можно встретить в других его произведениях, таких как «Пророк» и «Поэт», где он исследует тему поэта как пророка и мятежного творца, чьи идеалы не приняты современниками.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Творческая история. Выбор жанра
Стихотворение написано на фоне разочарования Лермонтова в современном ему обществе. Поэт был крайне критичен к упадку духовных ценностей и превращению поэзии в средство развлечения. Жанр — философская и гражданская лирика с элементами аллегории. Кинжал символизирует не только холодное оружие, но и утраченные идеалы поэзии и мужественной духовной силы.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Основная тема
Основная тема — потеря поэтом своего истинного предназначения и утрата поэзией своей высокой роли. Лермонтов через образ кинжала раскрывает утрату поэзией её былой силы и цели.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Смысл названия
Название «Поэт» прямо указывает на предмет размышлений автора — судьбу поэта в современном ему обществе. Это позволяет читателю сразу понять, что стихотворение будет посвящено вопросам творческого призвания, роли и значимости поэта.
Добавить текст Вернуть оригинал6. Лирический сюжет и его движение
Сюжет строится вокруг описания кинжала, его прошлого боевого предназначения и настоящего состояния — превратившегося в украшение. Далее кинжал сравнивается с поэтом, который был когда-то значимой фигурой в обществе, но теперь стал лишь «игрушкой».
Добавить текст Вернуть оригинал7. Композиция
Стихотворение можно разделить на две части: описание кинжала и его судьбы (первая часть) и перенос этого образа на судьбу поэта (вторая часть). Структурные части связаны между собой обрамлением, где кинжал является метафорой, воплощающей переживания поэта.
Добавить текст Вернуть оригинал8. Основное настроение, тональность стихотворения
Тон стихотворения — мрачный и меланхоличный. Лермонтов передает разочарование и грусть по поводу упадка высокого искусства, выражая горечь и тоску.
Добавить текст Вернуть оригинал9. Ведущие лейтмотивы, опорные слова
Лейтмотивы стихотворения — упадок, забвение, утрата. Опорные слова: «кинжал», «бесславный», «блещет», «изнеженный век», «утратил назначенье», «злато».
Добавить текст Вернуть оригинал10. Лирический герой, его своеобразие и способы самораскрытия
Лирический герой — поэт, осознающий потерю своего высокого предназначения. Он самораскрывается через призму разочарования в обществе, которое отрицает его истинную роль, предпочитая блеск и поверхностные ценности.
Добавить текст Вернуть оригинал11. Лирические персонажи, их переживания, судьбы
Кинжал — центральный персонаж, символ поэта. В прошлом он был оружием с высоким назначением, а теперь — лишь декоративный предмет. Чувства кинжала (поэта) — печаль, разочарование и обреченность.
Добавить текст Вернуть оригинал12. Столкновение или соединение различных уровней сознания
Лермонтов сталкивает высокий идеал поэзии с поверхностными ценностями современного ему общества, где блеск и украшение вытеснили истину и духовность.
Добавить текст Вернуть оригинал13. Позиция автора
Лермонтов выражает печаль, разочарование и сожаление. Он передает свое разочарование в обществе, которое не ценит поэзию и её настоящие цели, используя кинжал как символ духовной силы, ставшей ненужной.
Добавить текст Вернуть оригинал14. Музыка стихотворения
Стихотворение отличается спокойным, ровным музыкальным ритмом, передающим меланхоличное настроение. Его музыка настраивает читателя на задумчивый и серьезный тон.
Добавить текст Вернуть оригинал15. Ритм, размер
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, что придает ему размеренную, даже несколько медленную интонацию, усиливающую мрачное настроение.
Добавить текст Вернуть оригинал16. Рифмовка, характер рифм
Рифмовка перекрёстная (АВАВ). Рифмы преимущественно точные, создающие ощущение завершенности и структурной целостности.
Добавить текст Вернуть оригинал17. Лексика. Языковые выразительные средства
Лексика стихотворения сочетает слова высокого стиля (например, «злато», «бесславный», «даром») с бытовыми элементами («игрушка», «постыдный»). Используются метафоры («кинжал как поэт»), эпитеты («бесславный и безвредный»), олицетворение («кинжал блестит»), которые усиливают образы и передают основные идеи.
Добавить текст Вернуть оригинал18. Поэтический синтаксис
Синтаксис состоит из длинных и коротких предложений, чередующихся с восклицаниями и риторическими вопросами, что придает стиху напряжение и выразительность.
Добавить текст Вернуть оригинал19. Звукопись. Фонетическая окраска стиха
Фонетика стихотворения способствует созданию мрачной атмосферы. Звук «р» в словах «ржавчина», «презренье», «бесславный» придаёт стихотворению особую резкость и выразительность.
Добавить текст Вернуть оригинал20. Идея стихотворения
Идея заключается в том, что поэт в обществе утратил своё высокое предназначение, как кинжал, ставший игрушкой. Лермонтов подчеркивает, что истинное искусство, подобно кинжалу, утратило былую мощь, поскольку общество предпочло иллюзии и блеск, оставив в стороне искреннюю поэзию.
Добавить текст Вернуть оригинал21. Отзывы критиков о стихотворении
Многие критики отмечают глубокий философский подтекст стихотворения. Оно рассматривается как одно из самых ярких произведений Лермонтова, отражающее его разочарование в современности и тоску по подлинному, высокому искусству. Лермонтов, по мнению критиков, передал протест против утилитарного отношения к поэзии.
Добавить текст Вернуть оригинал22. Звучание стихотворения в наши дни
В наши дни стихотворение Лермонтова остаётся актуальным, поскольку оно отражает вечную проблему: борьбу между истинными и ложными ценностями. Его аллегория продолжает резонировать, напоминая, что подлинное искусство и поэзия должны служить истине и благу, а не утрачивать свою силу, превращаясь лишь в украшение.
Добавить текст Вернуть оригинал