Анализ стихотворения М. И. Цветаевой «У меня в Москве - купола горят...»

Cart klass
Класс
9
Cart ocenka
Оценка
Cart slov
Кол-во слов:
Cart check
Работа проверена учителем
Да

Краткий

1. Автор и название стихотворения. История создания

Автор стихотворения — Марина Ивановна Цветаева, а название — «У меня в Москве — купола горят...». Точное время написания стихотворения неизвестно, но произведение относится к периоду, когда Цветаева глубоко осмысливала разлуку с Родиной, Москвой, и ощущала духовную связь с русской землёй, её храмами, памятниками, историей. Стихотворение может быть обращено к возлюбленному или близкому человеку, находящемуся вдалеке, либо к самому городу, выражая тоску и любовь к Москве.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Жанр

Жанр стихотворения — лирическая элегия, так как оно проникнуто чувством грусти и тоски по родному городу и любви, которые невозможны из-за разлуки и расстояния. В произведении сочетаются лирические мотивы любви и патриотизма.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Тема стихотворения

Основная тема стихотворения — тоска по Москве и невозможность соединения с тем, кто дорог. Лирическая героиня выражает своё чувство любви и привязанности к городу и одновременно тоску по человеку, находящемуся вдали, которого она мысленно сопровождает. Стихотворение посвящено образам Москвы, её храмам, рекам, колоколам и звонарям, символизирующим духовную и культурную связь с родиной.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Настроение стихотворения

В стихотворении царит меланхоличное, ностальгическое настроение. Оно остаётся неизменным на протяжении всего произведения. Стихотворение проникнуто чувством любви, соединённой с горечью от разлуки. Настроение выражается через образы храмов, куполов, рассветов над Кремлём и реками Москвы и Невы. Повторение «у меня в Москве» подчёркивает чувство принадлежности и привязанности.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Композиция (построение) стихотворения

Стихотворение можно разделить на три части:

  Добавить текст Вернуть оригинал

Первая часть (начало до строки «И не знаешь ты, что зарёй в Кремле…») — описание Москвы, её куполов, колоколов и её уникальности, выражающейся в чувстве гордости за родной город.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Вторая часть (с «И не знаешь ты, что зарёй в Кремле…») — мысль о любви к тому, кто находится далеко, за границами родного города.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Третья часть (начиная с «Всей бессонницей я тебя люблю…») — выражение тоски по этому человеку, который находится далеко, и признание невозможности соединиться с ним.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В стихотворении представляется картина тихого, раннего утра в Москве, её светящихся куполов и звонящих колоколов, к которым автор обращается как к символам духовности и принадлежности.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Цветаева использует такие средства выразительности, как эпитеты («купола горят», «вся бессонница»), метафоры («заря догоняет зарю»), сравнение (заря в Кремле и над Невой) и повторы, подчёркивающие значимость Москвы и глубокую связь героини с городом.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. Размер и рифма стихотворения

Стихотворение написано трёхстопным амфибрахием с перекрёстной рифмовкой, которая придаёт ему плавный ритм. Рифма чередующаяся, что создаёт ощущение покоя и меланхолии, соответствующее настроению текста.

  Добавить текст Вернуть оригинал

7. Идея стихотворения (основная мысль)

Основная мысль стихотворения — это глубокая любовь к родному городу и одновременно — тоска по близкому человеку, невозможность соединиться с ним, находясь вдалеке. Цветаева выражает мысль о том, что духовная связь с местом и с дорогим сердцу человеком может быть неразрывной, несмотря на расстояние.

  Добавить текст Вернуть оригинал

8. Личные впечатления от стихотворения

Стихотворение оставляет чувство тихой, но глубокой тоски по Родине, любви к её красоте и гордости за её историю. Образы Москвы, звон колоколов, купола храмов и образы родной реки вызывают ощущение связи с родной землёй. В то же время, это произведение о невозможности быть с тем, кто дорог, но находится вдали. Цветаева умело передаёт это чувство, соединяя патриотические мотивы с лирическим переживанием разлуки.

  Добавить текст Вернуть оригинал

 

Подробный

1. Дата написания и публикации

Дата написания стихотворения Марины Ивановны Цветаевой «У меня в Москве — купола горят...» точно не установлена, но оно, вероятно, относится к периоду начала XX века, когда Цветаева жила в Москве, глубоко переживая связь с этим городом, и одновременно тоскуя по своим близким, с которыми была разлучена.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Место, занимаемое в творчестве поэта

Стихотворение занимает важное место в творчестве Цветаевой, поскольку отражает её любовь к Москве, духовное единение с этим городом и ощущение неразрывной связи с историей и культурой России. Это произведение является ярким примером патриотической и лирической поэзии Цветаевой.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Творческая история. Выбор жанра

Стихотворение написано в жанре философской и патриотической лирики. Выбор жанра помогает Цветаевой раскрыть духовные и эмоциональные переживания героини, которая испытывает глубокую любовь и преданность родному городу, Москве, и тоскует по человеку, от которого она далеко.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Основная тема

Основная тема стихотворения — это тоска по родине, Москве, и любовь к близкому человеку, находящемуся вдали. Героиня противопоставляет Москву и Санкт-Петербург (символизируемый Невой) как два города, с которыми связаны её чувства, но которые разделяют её и её любимого.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Смысл названия

Название стихотворения выражено в первой строке — «У меня в Москве — купола горят...». Оно указывает на принадлежность героини к Москве и отражает её привязанность к этому городу. Москва здесь представляется светлым и духовным центром, в котором героиня видит отражение своей души и места молитвы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. Лирический сюжет и его движение

Сюжет стихотворения построен на противопоставлении Москвы и Петербурга, символизирующих разлуку героини с любимым человеком. Героиня описывает свои ощущения, возникающие при мысли о Москве, её куполах, колоколах, ночной тишине, и связывает эти образы с глубокой духовной привязанностью.

  Добавить текст Вернуть оригинал

7. Композиция

Стихотворение можно разделить на три части:

  Добавить текст Вернуть оригинал

Первая часть — описание Москвы, её величия, духовности и связи с историей, куполами, колоколами.

Вторая часть — противопоставление: героиня признаётся, что её мысли о возлюбленном сосредоточены в Петербурге, возле Невы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Заключительная часть — признание в том, что их руки и реки не могут соединиться, пока не догонит «заря — зари».

Такое композиционное деление позволяет Цветаевой передать противопоставление двух городов и их символику.

  Добавить текст Вернуть оригинал

8. Основное настроение, тональность стихотворения

Настроение стихотворения — меланхоличное и ностальгическое. Оно остаётся неизменным на протяжении всего произведения. Стихотворение проникнуто чувством тоски, любви и духовного единства с родным городом. Настроение выражается через символы куполов, колоколов, ночной тишины Москвы и фонарей.

  Добавить текст Вернуть оригинал

9. Ведущие лейтмотивы, опорные слова, их передающие

Ведущие лейтмотивы — любовь к родному городу, разлука, тоска по близкому человеку. Опорные слова — «купола горят», «колокола звонят», «бессонница», «Нева» — подчёркивают тоску, любовь и духовную привязанность героини.

  Добавить текст Вернуть оригинал

10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия

Лирический герой — это человек, испытывающий сильные чувства к родному городу и тоскующий по любимому, находящемуся вдали. Его своеобразие проявляется в его духовной привязанности к Москве и признании неизбежной разлуки с тем, кого он любит. Герой раскрывается через описание своих переживаний и размышлений.

  Добавить текст Вернуть оригинал

11. Лирические персонажи, их переживания, судьбы

Лирические персонажи — героиня и её возлюбленный, который находится вдали. Героиня переживает тоску и любовь, размышляя о невозможности быть рядом с любимым и испытывая духовную связь с Москвой.

  Добавить текст Вернуть оригинал

12. Столкновение или соединение различных уровней сознания

Стихотворение отражает соединение уровней сознания: любви к городу и любви к человеку. Героиня ощущает духовную связь с Москвой, но не может соединиться с возлюбленным, находящимся далеко.

  Добавить текст Вернуть оригинал

13. Позиция автора

Позиция автора — это элегическая грусть. Цветаева выражает тоску и духовное смирение, описывая любовь героини к городу и её переживания из-за разлуки.

  Добавить текст Вернуть оригинал

14. Музыка стихотворения

Стихотворение звучит мелодично благодаря ритмичности строк, повторениям и мягким звукам, передающим чувства героини. Музыка стихотворения подчёркивает духовную связь с Москвой и успокаивает.

  Добавить текст Вернуть оригинал

15. Ритм, размер

Стихотворение написано трёхстопным амфибрахием, что придаёт плавность и ритмичность произведению, подчёркивая его меланхоличный характер.

  Добавить текст Вернуть оригинал

16. Рифмовка, характер рифм

Рифмовка перекрёстная, чередуются мужские и женские рифмы. Такая рифмовка придаёт стихотворению упорядоченность и гармоничность.

  Добавить текст Вернуть оригинал

17. Лексика. Языковые выразительные средства

Лексика стихотворения возвышенная, что подчёркивает духовность произведения. Используются эпитеты («купола горят», «вся бессонница»), метафоры («рука не сойдётся с твоей рукой»), олицетворения («светящиеся купола»), создающие образное представление Москвы и передающие чувства героини.

  Добавить текст Вернуть оригинал

18. Поэтический синтаксис

Синтаксис прост, каждое предложение ясно, что усиливает значимость каждого утверждения. Повторение восклицаний и обращений усиливает эмоциональное восприятие.

  Добавить текст Вернуть оригинал

19. Звукопись. Фонетическая окраска стиха

Звукопись проявляется в мягких согласных звуках («к», «л», «м»), что создаёт мелодичность и передаёт тишину, наполненную любовью и тоской.

  Добавить текст Вернуть оригинал

20. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа

Идея стихотворения — это привязанность к Москве, духовное и эмоциональное единство с родным городом, который остаётся источником вдохновения и любви, несмотря на расстояние до близкого человека.

  Добавить текст Вернуть оригинал

21. Отзывы критиков о стихотворении

Критики отмечают, что Цветаева мастерски передаёт в этом стихотворении чувство любви к Москве, патриотизм и глубину переживания разлуки, соединяя личные чувства и духовную привязанность к родной земле.

  Добавить текст Вернуть оригинал

22. Звучание стихотворения в наши дни

Стихотворение звучит актуально и в наши дни, так как тема любви к родине и тоски по близким универсальна. Оно находит отклик у читателей, переживающих разлуку и тоску по родным местам.

  Добавить текст Вернуть оригинал

 

Скачать ответ

Анализ стихотворения на схожие темы

Решебники по другим предметам