Анализ стихотворения Г. Р. Державина «Фелица»

Cart klass
Класс
9
Cart ocenka
Оценка
Cart slov
Кол-во слов:
Cart check
Работа проверена учителем
Да

Краткий

1. Автор и название стихотворения. История создания

Автор стихотворения — Гаврила Романович Державин, название — «Фелица». Это стихотворение было написано в 1782 году и посвящено Екатерине II, которая в этом произведении предстает под именем Фелицы. Оно появилось в связи с морально-этическими идеями эпохи Просвещения, когда восхвалялись добродетели монарха и его роль в жизни народа. Поводом для создания стихотворения стало стремление выразить благодарность императрице за её справедливое правление и мудрость.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Жанр

Стихотворение принадлежит к жанру оды, поскольку оно направлено на восхваление и прославление высокопоставленного лица — Екатерины II. В жанре оды подчеркиваются добродетели и заслуги монарха, и «Фелица» следует этой традиции.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Тема стихотворения

Тема стихотворения — это восхваление добродетелей правителя и осуждение людских пороков, противопоставление добродетели и разврата. Лирический герой восхищается образцом праведной жизни, который олицетворяет Фелица (Екатерина II), и сокрушается о собственных слабостях. Образ Фелицы в стихотворении — это идеализированный правитель, живущий просто и добродетельно. В то время как лирический герой изображен как человек, подверженный слабостям, страстям и порокам. Стихотворение посвящено Екатерине II, представленой в идеализированном виде.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Настроение стихотворения

В стихотворении царит контрастное настроение — восхищение и самокритика. Оно меняется на протяжении текста: сначала это восхищение мудростью и простотой Фелицы, затем — критика себя и окружающего мира. Стихотворение проникнуто чувством сожаления о своих слабостях и стремлением к духовному совершенствованию. Настроение выражается через противопоставление образов: Фелица — как символ добродетели, лирический герой — как символ человеческой слабости. Это выражено через эпитеты («мудрость несравненна», «пышно и правдиво жить») и риторические вопросы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Композиция стихотворения

Стихотворение построено на противопоставлении идеала и реальности. Оно состоит из нескольких частей:

  Добавить текст Вернуть оригинал

В первой части (введение) лирический герой восхищается Фелицей и её добродетелью.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Во второй части идет противопоставление жизни Фелицы и жизни лирического героя, осуждаются пороки.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Третья часть — это размышление героя о том, насколько трудно следовать добродетели. Стихотворение насыщено образами: жизнь Фелицы — это простота и добродетель, жизнь героя — это праздность и разврат. Автор использует метафоры (например, «роза без шипов» как образ добродетели), эпитеты («славный окорок», «кротости ходя стезею»), а также риторические вопросы и восклицания для усиления эффекта размышлений и сожалений героя.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. Размер и рифма стихотворения

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрестной рифмой (АВАВ). Например:

  Добавить текст Вернуть оригинал

Фелица: «Богоподобная царевна
Киргиз-Кайсацкия орды!
Которой мудрость несравненна
Открыла верные следы...»

Этот размер характерен для оды и позволяет передать торжественное восхваление.

  Добавить текст Вернуть оригинал

7. Идея стихотворения

Основная мысль стихотворения заключается в восхвалении идеала правителя, который живет в соответствии с принципами мудрости, простоты и добродетели. Автор хочет показать, как сложно быть морально совершенным в мире пороков, однако стремление к совершенству возможно. Екатерина II в образе Фелицы представлена как пример для подражания, человек, способный управлять с милосердием и мудростью.

  Добавить текст Вернуть оригинал

8. Личные впечатления от стихотворения

Стихотворение производит сильное впечатление благодаря своему контрасту: противопоставление жизни идеального правителя и обыденных слабостей человека. Оно заставляет задуматься о том, как часто люди поддаются своим страстям и как высоко ценится умение держать себя в руках. Тема мудрого правления и стремление к внутреннему совершенствованию делает это произведение актуальным и в наши дни.

  Добавить текст Вернуть оригинал

 

Подробный

1. Дата написания и публикации

Стихотворение «Фелица» было написано Г. Р. Державиным в 1782 году. Впервые опубликовано в том же году в журнале «Санкт-Петербургские ведомости». Оно было посвящено императрице Екатерине II, изображенной в образе «Фелицы», и связано с идеями просвещения, морали и правления, распространяемыми в этот период.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Место, занимаемое в творчестве поэта

«Фелица» занимает важное место в творчестве Державина как одно из самых известных и ярких произведений, в котором он соединил жанр оды с элементами сатиры. Стихотворение демонстрирует стремление поэта найти гармонию между возвышенным восхвалением и реальной критикой пороков современного общества. Оно также демонстрирует его мастерство в построении образов и метафорического языка.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Творческая история. Выбор жанра

Жанр стихотворения — ода, что типично для Державина, который продолжал традиции восхваления высокопоставленных лиц в духе XVIII века. Однако в «Фелице» жанр оды сочетается с элементами сатиры и самокритики. Императрица Екатерина II изображена как идеализированный образ правительницы, воплощающей добродетели, а лирический герой противопоставляется ей, демонстрируя свои слабости и пороки.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Основная тема

Основная тема стихотворения — это восхваление добродетелей правителя и осуждение человеческих слабостей и пороков. Лирический герой стремится к добродетели, символизируемой образом Фелицы, но признает свою неспособность следовать её примеру. Эта тема раскрывает конфликт между идеалом и реальной человеческой природой.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Смысл названия

Название «Фелица» связано с образом добродетельной правительницы, которой восхищается лирический герой. Это аллегория, представляющая императрицу Екатерину II в образе мудрой правительницы, ведущей народ к моральному совершенствованию.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. Лирический сюжет и его движение

Сюжет стихотворения строится на диалоге между лирическим героем и образом Фелицы. Герой выражает восхищение её мудростью и простотой, затем переходит к саморазоблачению, показывая свои пороки и слабости. Он признает, что стремится к добродетели, но ему трудно бороться с соблазнами и страстями. Сюжет движется от восхваления к самокритике и размышлениям о человеческой слабости.

  Добавить текст Вернуть оригинал

7. Композиция

Стихотворение состоит из нескольких частей, которые можно условно разделить на три:

  Добавить текст Вернуть оригинал

Введение, где описывается мудрость и добродетели Фелицы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Основная часть — противопоставление образа Фелицы и жизни лирического героя.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Заключение — признание героем своих недостатков и невозможности достичь идеала Фелицы.
Обрамления как такового нет, но композиция циклична, так как герой постоянно возвращается к мысли о превосходстве Фелицы и собственных недостатках.

  Добавить текст Вернуть оригинал

8. Основное настроение, тональность стихотворения

Настроение стихотворения смешанное: с одной стороны, восхищение, с другой — самокритика и печаль. Тональность — торжественно-сатирическая. В некоторых моментах автор использует иронию по отношению к самому себе, что создаёт игру противоположностей.

  Добавить текст Вернуть оригинал

9. Ведущие лейтмотивы, опорные слова

Основные лейтмотивы стихотворения — это мотив добродетели и мотив человеческой слабости. Опорные слова, передающие эти лейтмотивы: «мудрость», «добродетель», «страсти», «разврат», «порок».

  Добавить текст Вернуть оригинал

10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия

Лирический герой — человек, который восхищается праведностью Фелицы, но сам признает свою слабость и неспособность следовать её примеру. Он осознает свои пороки и искренне сокрушается по этому поводу. Его самораскрытие происходит через противопоставление собственных пороков и добродетели Фелицы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

11. Лирические персонажи, их переживания, судьбы

Главные персонажи стихотворения — это лирический герой и Фелица. Фелица — идеализированный образ, символ праведного правления и мудрости. Лирический герой, напротив, переживает внутренний конфликт между стремлением к добродетели и подверженностью порокам.

  Добавить текст Вернуть оригинал

12. Столкновение или соединение различных уровней сознания

В стихотворении происходит столкновение идеализированного сознания правителя (Фелица) и реального человеческого сознания (лирический герой), которое подвержено страстям и искушениям. Это противоречие создаёт напряжение и является основой размышлений героя.

  Добавить текст Вернуть оригинал

13. Позиция автора

Позиция автора — восхищение мудростью и праведностью правителя (Екатерины II) и одновременно осуждение человеческих слабостей. Автор выражает своё сожаление о том, что не все могут достичь уровня добродетели, которого достигла Фелица.

  Добавить текст Вернуть оригинал

14. Музыка стихотворения

Музыкальность стихотворения выражается через ритмическую структуру и перекрестную рифмовку, что придает произведению плавность и торжественность. Восхвалительные интонации чередуются с самоиронией.

  Добавить текст Вернуть оригинал

15. Ритм, размер

Размер стихотворения — четырёхстопный ямб. Это традиционный размер для оды, который помогает создать величественное, плавное звучание.

  Добавить текст Вернуть оригинал

16. Рифмовка, характер рифм

Рифмовка — перекрестная (АВАВ), рифмы чаще всего точные, что подчеркивает строгую композиционную структуру произведения.

  Добавить текст Вернуть оригинал

17. Лексика. Языковые выразительные средства

Лексика стихотворения возвышенная, характерная для оды, с использованием книжных слов («пышно и правдиво жить», «мудрость несравненна»). Также встречаются элементы разговорной лексики, особенно в описании пороков героя, что создаёт контраст. Из выразительных средств: эпитеты («мудрость несравненна»), метафоры («роза без шипов», «свет из тьмы творить»), риторические вопросы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

18. Поэтический синтаксис

Синтаксис стихотворения насыщен риторическими вопросами, восклицаниями, обращениями, что усиливает эмоциональное напряжение и выразительность.

  Добавить текст Вернуть оригинал

19. Звукопись. Фонетическая окраска стиха

Звукопись выражается через аллитерации и ассонансы, которые помогают создать торжественное звучание. Например, звуковое повторение в строках: «Ты ведаешь, Фелица! правы // И человеков и царей».

  Добавить текст Вернуть оригинал

20. Идея стихотворения

Идея стихотворения — это восхваление добродетелей правителя и осознание сложности достижения морального совершенства. Автор хочет донести до читателя мысль о необходимости стремиться к добродетели, несмотря на слабости и пороки.

  Добавить текст Вернуть оригинал

21. Отзывы критиков о стихотворении

Современники высоко оценили стихотворение за его уникальное сочетание жанров и новаторский подход к изображению правителя. Многие критики отмечали гармоничное соединение оды и сатиры, что делало «Фелицу» выдающимся произведением в русской поэзии XVIII века.

  Добавить текст Вернуть оригинал

22. Звучание стихотворения в наши дни

Сегодня стихотворение продолжает восприниматься как классический пример высокого стиля XVIII века, демонстрирующий идеи Просвещения и нравственных поисков.

  Добавить текст Вернуть оригинал
Скачать ответ

Анализ стихотворения на схожие темы

Решебники по другим предметам