Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Цветы последние милей...»

Cart klass
Класс
9
Cart ocenka
Оценка
Cart slov
Кол-во слов:
Cart check
Работа проверена учителем
Да

Краткий

1. Автор и название стихотворения. История создания.

Стихотворение «Цветы последние милей...» написал Александр Сергеевич Пушкин. Точная дата его создания не известна, но произведение относится к зрелому периоду творчества поэта. Это короткое, но ёмкое стихотворение отражает философские и меланхоличные размышления Пушкина о жизни, разлуке и времени. Кому оно было конкретно адресовано, не установлено.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Жанр.

Стихотворение можно отнести к жанру лирической миниатюры, так как оно выражает личные переживания автора в краткой форме. Лирическая миниатюра отличается сжатыми образами и глубоким философским содержанием. Здесь Пушкин передает размышления о связи между природными явлениями и человеческими чувствами.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Тема стихотворения.

Тема стихотворения — сравнение жизненных явлений (цветы, разлука и свидание) и их эмоциональное восприятие. Лирический герой размышляет о том, как последние осенние цветы, увядающие, вызывают более глубокие и трогательные чувства, чем первые весенние цветы. Эти "последние" символизируют убывающую жизнь или прощание с чем-то дорогим. Лирический герой — это сам поэт, который философски осмысливает связь природы и человеческих переживаний.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Образ последних цветов и разлуки в стихотворении символизируют меланхолию, грусть, но и глубокие размышления о прощании, которые, по мнению героя, часто значимее радостных встреч.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Настроение стихотворения.

В стихотворении царит меланхоличное, задумчивое настроение. Оно не меняется на протяжении всего произведения. Стихотворение проникнуто чувством тихой грусти и размышлений о конечности жизни и ценности уходящих мгновений.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Это настроение выражается через образы «последних цветов», символизирующих прощание, и через сравнение разлуки со свиданием, где первое кажется более значимым, чем второе. Олицетворение и метафоры помогают усилить это чувство.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Композиция (построение) стихотворения.

Стихотворение состоит из двух частей:

Первая часть (строки 1–3) — размышления о последних цветах, которые воспринимаются как более трогательные, чем первые.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Вторая часть (строки 4–6) — сопоставление разлуки и свидания, где разлука вызывает более сильные чувства.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Мне видится картина осенних цветов, которые символизируют конец чего-то важного, и, возможно, прощание с близким человеком. Автор использует метафоры («цветы последние милей»), эпитеты («роскошные первенцы полей») и сравнения («разлуки час живее сладкого свиданья»), чтобы создать атмосферу меланхолии и философских размышлений.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. Размер и рифма.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмой (ABAB):

  Добавить текст Вернуть оригинал

Цветы последние милей (A)

Роскошных первенцев полей. (B)

Они унылые мечтанья (A)

Живее пробуждают в нас. (B)

Этот размер придаёт стихотворению плавность и мелодичность.

  Добавить текст Вернуть оригинал

7. Идея стихотворения (основная мысль).

Основная мысль стихотворения заключается в том, что финальные моменты (последние цветы, момент разлуки) могут быть более значимыми и эмоционально насыщенными, чем радостные и яркие начала. Пушкин показывает, что прощание и конец чего-либо пробуждают в человеке глубокие размышления и чувства, которые более значимы, чем моменты радости.

  Добавить текст Вернуть оригинал

8. Личные впечатления от стихотворения.

Стихотворение вызывает ощущение тихой грусти и философского осмысления жизни. Короткая форма подчёркивает ёмкость мысли, и Пушкин мастерски показывает, как простые природные явления могут пробуждать сложные человеческие чувства. Это произведение напоминает о том, что красота может быть не только в радостных моментах, но и в прощании и осознании конечности жизни.

  Добавить текст Вернуть оригинал

 

Подробный

1. Дата написания и публикации.

Стихотворение А. С. Пушкина «Цветы последние милей...» было написано в 1828 году. Оно относится к поздней лирике поэта, когда Пушкин обращался к философским темам и размышлял о жизни, времени и человеческих чувствах. Публикация состоялась уже после создания стихотворения.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Место, занимаемое в творчестве поэта.

Это стихотворение занимает важное место в философской и любовной лирике Пушкина, отражая его склонность к размышлениям о бренности и красоте последних мгновений жизни. Оно иллюстрирует глубину пушкинских размышлений о контрастах в природе и в человеческих эмоциях.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Творческая история. Выбор жанра.

Стихотворение написано в жанре лирической миниатюры, что характерно для поэзии Пушкина этого периода. Лирическая миниатюра — это сжатая, ёмкая форма стихотворения, в которой заключена глубокая философская мысль. Пушкин выбирает короткую форму для выражения значимых жизненных контрастов — последних цветов и разлуки.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Основная тема.

Основная тема стихотворения — контраст между началом и концом, между первыми и последними моментами, которые, по мнению лирического героя, оказываются более значимыми. Пушкин проводит параллель между последними цветами и разлукой, которые вызывают более глубокие чувства и размышления, чем первые цветы и радость встречи.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Смысл названия.

Смысл названия «Цветы последние милей...» заключается в том, что последние цветы (то есть символ завершения, увядания) вызывают у человека более глубокие и тёплые эмоции, чем первые цветы, символизирующие начало. Это отражает философское отношение поэта к жизни и её концам, которые бывают насыщены более сильными чувствами.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. Лирический сюжет и его движение.

Лирический сюжет движется от наблюдения за последними цветами к более глубокому осмыслению того, как такие моменты жизни — последние или завершающие — вызывают более сильные чувства. Герой сравнивает это с разлукой, которая оказывается эмоционально насыщеннее, чем радость встречи. Сюжет сосредоточен на философском размышлении о связи природы и человеческих эмоций.

  Добавить текст Вернуть оригинал

7. Композиция.

Стихотворение состоит из двух частей:

В первой части (строки 1–3) описываются последние цветы, которые вызывают у героя унылые, но более живые мечтания.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Вторая часть (строки 4–6) — это сравнение разлуки и свидания, где разлука воспринимается как более значимое событие, чем само свидание.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стихотворение построено симметрично, каждая часть выражает одну ключевую мысль: сначала речь идёт о природе, затем — о человеческих чувствах.

  Добавить текст Вернуть оригинал

8. Основное настроение, тональность стихотворения.

Основное настроение стихотворения — задумчивость и лёгкая меланхолия. Лирический герой размышляет о конечности и о том, как прощание и конец могут быть более значимыми, чем начало. Тональность философская и спокойная, без сильных эмоциональных всплесков.

  Добавить текст Вернуть оригинал

9. Ведущие лейтмотивы, опорные слова, их передающие.

Ведущими лейтмотивами стихотворения являются прощание, завершение и меланхолия. Опорные слова: «последние», «унылые мечтанья», «разлуки час», «сладкого свиданья». Эти слова передают философское отношение поэта к жизни и её концам.

  Добавить текст Вернуть оригинал

10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия.

Лирический герой — это наблюдатель, который задумывается о значении последних моментов жизни и о том, как они оказываются более сильными и трогательными, чем моменты начала. Герой раскрывается через философское сравнение природных явлений с человеческими эмоциями, что придаёт стихотворению глубину.

  Добавить текст Вернуть оригинал

11. Лирические персонажи, их переживания, судьбы.

В стихотворении нет других лирических персонажей, кроме самого лирического героя. Он сосредоточен на своих внутренних размышлениях и чувствах, связанных с последними цветами и разлукой.

  Добавить текст Вернуть оригинал

12. Столкновение или соединение различных уровней сознания.

В стихотворении соединяются два уровня сознания — наблюдение за природой и размышление о человеческих чувствах. Пушкин проводит параллель между природным циклом и эмоциональным состоянием человека, утверждая, что конец чего-либо вызывает более живые чувства, чем начало.

  Добавить текст Вернуть оригинал

13. Позиция автора.

Позиция автора — элегическая грусть и меланхолия. Пушкин не негодует и не восхищается, а с философским спокойствием принимает то, что разлука и прощание могут быть важнее и глубже, чем радость свидания.

  Добавить текст Вернуть оригинал

14. Музыка стихотворения.

Стихотворение обладает плавной, мелодичной ритмикой, что соответствует его задумчивому, философскому настроению. Музыкальность поддерживается размеренной интонацией и мягкими образами природы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

15. Ритм, размер.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, что придаёт ему плавность и ритмическую чёткость. Этот размер способствует мелодичности и лёгкости восприятия стихотворения.

  Добавить текст Вернуть оригинал

16. Рифмовка, характер рифм.

Рифмовка в стихотворении перекрёстная (ABAB), точная. Пример:

  Добавить текст Вернуть оригинал

Цветы последние милей (A)

Роскошных первенцев полей. (B)

Они унылые мечтанья (A)

Живее пробуждают в нас. (B)

Эта рифмовка создаёт гармонию и способствует плавности текста.

  Добавить текст Вернуть оригинал

17. Лексика. Языковые выразительные средства.

Пушкин использует богатую лексику, чтобы выразить свои размышления. В стихотворении встречаются метафоры («унылые мечтанья»), эпитеты («последние», «сладкого») и сравнения («разлуки час живее сладкого свиданья»). Эти выразительные средства помогают создать философскую и меланхоличную атмосферу.

  Добавить текст Вернуть оригинал

18. Поэтический синтаксис.

Поэтический синтаксис Пушкина отличается лаконичностью и чёткостью. Короткие, плавные предложения подчёркивают глубину философских размышлений и создают ощущение внутренней гармонии. Стихотворение строится на противопоставлении и параллелях.

  Добавить текст Вернуть оригинал

19. Звукопись. Фонетическая окраска стиха.

Звукопись помогает усилить мелодичность стихотворения. Ассонансы и аллитерации делают текст мягким и текучим. Например, звуки «л», «м» в сочетании с «н» создают плавное, спокойное звучание.

  Добавить текст Вернуть оригинал

20. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа.

Идея стихотворения заключается в том, что последние моменты жизни, как и разлука, вызывают более глубокие и значимые чувства, чем радостные начала. Пушкин утверждает, что прощание и конец чего-либо пробуждают в нас более сильные эмоции и мечтания.

  Добавить текст Вернуть оригинал

21. Отзывы критиков о стихотворении.

Критики высоко оценивали «Цветы последние милей...» за его философскую глубину и лаконичность. Это стихотворение считается одним из примеров пушкинской способности выражать сложные мысли в краткой и простой форме, а также его умение передавать эмоциональные переживания через природные образы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

22. Звучание стихотворения в наши дни.

В наши дни стихотворение остаётся актуальным, так как его тема — размышления о завершении и прощании — является универсальной. Оно продолжает находить отклик у читателей, поскольку описывает те чувства, с которыми сталкивается каждый человек в своей жизни.

  Добавить текст Вернуть оригинал
Скачать ответ

Анализ стихотворения на схожие темы

Решебники по другим предметам