Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Сожженное письмо»

Cart klass
Класс
9
Cart ocenka
Оценка
Cart slov
Кол-во слов:
Cart check
Работа проверена учителем
Да

Краткий

1. Автор и название стихотворения. История создания.

Стихотворение «Сожженное письмо» написал Александр Сергеевич Пушкин в 1825 году. Это произведение связано с темой несчастной любви, что часто встречалось в творчестве Пушкина в этот период. Некоторые исследователи предполагают, что стихотворение может быть связано с реальными переживаниями поэта и его взаимоотношениями с женщинами, однако конкретное адресование письма неизвестно.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Жанр.

Стихотворение относится к жанру элегии. Элегия — это лирический жанр, в котором выражаются грустные и меланхоличные чувства, часто связанные с любовью или утратой. В данном случае, в стихотворении выражено чувство прощания и печали от разрыва с любимой через символическое сожжение письма.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Тема стихотворения.

Тема стихотворения – прощание с любовью, разрыв с любимым человеком. Лирический герой — это сам Пушкин, который сжигает письмо, связанное с воспоминаниями о любви. Главные образы стихотворения — это письмо, огонь, дым и пепел. Письмо символизирует саму любовь, воспоминания о ней. Огонь и дым символизируют конец, уничтожение этих воспоминаний, а пепел — то, что осталось от любви, меланхоличная «отрада бедная», единственное, что остаётся у героя.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Настроение стихотворения.

В стихотворении царит грустное и меланхоличное настроение. Оно не меняется на протяжении стихотворения, оставаясь проникнутым чувством утраты и печали.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Настроение выражается через такие слова, как «бедная отрада», «унылая судьба», а также через образы сожжения письма, исчезающего дыма, символизирующего исчезновение любви. Печаль подчёркивается лексикой, связанной с уничтожением: «пылают», «кипит», «свершилось», «стеснилась».

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Композиция (построение) стихотворения.

Стихотворение можно разделить на три части:

  Добавить текст Вернуть оригинал

Первая часть (строки 1–4) — предчувствие и решение сжечь письмо, момент прощания с ним.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Вторая часть (строки 5–10) — само сожжение письма, когда огонь поглощает его страницы, и дым поднимается в небо.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Третья часть (строки 11–16) — размышление героя о том, что осталось от письма — пепел, который становится символом ушедших чувств и воспоминаний.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Мне видится картина, как лирический герой медленно подносит письмо к огню, наблюдая за его уничтожением. Я представляю, как листы начинают тлеть, дым поднимается, а на конце остаётся пепел — последний след былой любви.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Пушкин использует такие средства выразительности, как метафора («радости мои», «письмо любви»), эпитеты («жадное пламя», «горестная грудь»), олицетворение («пламя жадное», «пылают»), что помогает усилить трагизм момента. Восклицания («Гори, письмо любви!», «Свершилось!») передают эмоциональную насыщенность, а повторы («пылают», «письмо любви») подчеркивают главные образы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. Размер и рифма.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, что придаёт ему плавность и ритмическую чёткость. Рифма перекрёстная (ABAB), что видно из строк:

  Добавить текст Вернуть оригинал

Прощай, письмо любви! прощай: она велела. (A)

  Добавить текст Вернуть оригинал

Как долго медлил я! как долго не хотела (B)

  Добавить текст Вернуть оригинал

Рука предать огню все радости мои!.. (A)

  Добавить текст Вернуть оригинал

Но полно, час настал. Гори, письмо любви. (B)

  Добавить текст Вернуть оригинал

7. Идея стихотворения (основная мысль).

Основная мысль стихотворения — невозможность сохранить прошлые чувства, необходимость расстаться с ними, даже если это приносит боль. Лирический герой прощается с любовью через уничтожение письма, осознавая, что воспоминания остаются в виде пепла, но чувства больше не вернуть.

  Добавить текст Вернуть оригинал

8. Личные впечатления от стихотворения.

Стихотворение оставляет ощущение тихой грусти и завершённости. Оно тонко передаёт переживания героя, который вынужден уничтожить важные для него воспоминания, но всё же сохраняет меланхоличную связь с прошлым. Образ пепла как символа ушедших чувств очень трогателен и подчёркивает человеческую склонность хранить воспоминания о былом даже в самых маленьких, символических формах.

  Добавить текст Вернуть оригинал

 

Подробный

1. Дата написания и публикации.

Стихотворение «Сожженное письмо» было написано Александром Сергеевичем Пушкиным в 1825 году, но не было опубликовано при его жизни. Это произведение относится к периоду зрелой лирики Пушкина, где личные переживания поэта становятся важным элементом его творчества.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Место, занимаемое в творчестве поэта.

«Сожженное письмо» занимает особое место в любовной лирике Пушкина. Оно демонстрирует одну из тем, которая была важной для поэта — трагичность разрыва любовных отношений и неизбежность прощания. В этом произведении Пушкин отражает глубину эмоциональных переживаний, связанных с прощанием с былыми чувствами.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Творческая история. Выбор жанра.

Стихотворение написано в жанре элегии, что типично для произведений, в которых выражаются грусть, сожаление и тоска по утраченным чувствам. Элегия позволяет Пушкину передать меланхолические переживания через образ сожженного письма, символизирующего конец любовных отношений.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Основная тема.

Основная тема стихотворения — прощание с любовью через сожжение письма. Лирический герой испытывает душевную боль и одновременно облегчение, прощаясь с письмом, которое связывало его с прошлыми чувствами. Это тема утраты и финального разрыва с прошлым.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Смысл названия.

Название «Сожженное письмо» символично: письмо, которое сжигается, становится олицетворением ушедшей любви и воспоминаний, которые уже не вернуть. Сам процесс сожжения письма является кульминацией разрыва.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. Лирический сюжет и его движение.

Лирический сюжет развивается вокруг действия сожжения письма. В начале герой колеблется, не решается уничтожить письмо, которое хранит воспоминания о любви, но затем он принимает решение и видит, как огонь поглощает его. Дым становится символом исчезающих чувств, а пепел — последним напоминанием о них.

  Добавить текст Вернуть оригинал

7. Композиция.

Стихотворение можно разделить на три части:

  Добавить текст Вернуть оригинал

В первой части (строки 1–4) описывается подготовка к сожжению письма, герой прощается с ним, ощущая внутреннее напряжение.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Во второй части (строки 5–10) сам процесс сожжения: письмо пылает, дым поднимается, сургуч тает.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В третьей части (строки 11–16) герой осознает, что остался лишь пепел — слабый символ былой любви.

  Добавить текст Вернуть оригинал

8. Основное настроение, тональность стихотворения.

Основное настроение стихотворения — грусть, меланхолия и чувство неизбежности утраты. Тональность произведения спокойная, элегическая, без резких эмоциональных всплесков, что усиливает ощущение тихого прощания.

  Добавить текст Вернуть оригинал

9. Ведущие лейтмотивы, опорные слова.

Ведущие лейтмотивы стихотворения — утрата, прощание и уничтожение любви. Опорные слова, передающие эти мотивы: «прощай», «радости», «гори», «пылают», «пепел». Эти слова подчеркивают трагичность момента прощания с прошлым.

  Добавить текст Вернуть оригинал

10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия.

Лирический герой — это человек, глубоко погруженный в свои чувства, который прощается с важным для него воспоминанием о любви. Его самораскрытие происходит через метафоры огня, дыма и пепла, символизирующих конец отношений и воспоминаний.

  Добавить текст Вернуть оригинал

11. Лирические персонажи, их переживания, судьбы.

Единственный лирический персонаж — это сам герой, который прощается с письмом. Любимая, к которой относится это письмо, не участвует напрямую в тексте, но её образ присутствует через письмо, которое становится символом их былых отношений.

  Добавить текст Вернуть оригинал

12. Столкновение или соединение различных уровней сознания.

Стихотворение представляет собой внутренний монолог героя, в котором соединяются чувства утраты и необходимости завершить прошлое. Это столкновение между памятью о любви и осознанием того, что её больше нет, выражено через метафору сожжения письма.

  Добавить текст Вернуть оригинал

13. Позиция автора.

Позиция автора выражена в элегической грусти и меланхоличном принятии неизбежности разрыва. Пушкин не осуждает, не гневается, а спокойно и с философским настроем показывает прощание героя с прошлым.

  Добавить текст Вернуть оригинал

14. Музыка стихотворения.

Стихотворение обладает плавным, мелодичным звучанием, что усиливается использованием четкого ритма и перекрёстной рифмовки. Это придает тексту спокойствие и гармонию, соответствующую его меланхоличному содержанию.

  Добавить текст Вернуть оригинал

15. Ритм, размер.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, что придаёт ему размеренный и мелодичный ритм, характерный для элегий.

  Добавить текст Вернуть оригинал

16. Рифмовка, характер рифм.

Рифмовка в стихотворении перекрёстная (ABAB), точная, что подчёркивает структурную цельность и гармоничность стихотворения:

  Добавить текст Вернуть оригинал

Прощай, письмо любви! прощай: она велела. (A)

  Добавить текст Вернуть оригинал

Как долго медлил я! как долго не хотела (B)

  Добавить текст Вернуть оригинал

Рука предать огню все радости мои!.. (A)

  Добавить текст Вернуть оригинал

Но полно, час настал. Гори, письмо любви. (B)

  Добавить текст Вернуть оригинал

17. Лексика. Языковые выразительные средства.

Лексика стихотворения проникнута образами огня и пепла, символизирующими конец отношений. Пушкин использует такие выразительные средства, как метафоры («письмо любви», «радости мои», «пепел милый»), эпитеты («жадное пламя», «горестная грудь»), олицетворение («пламя жадное листы твои приемлет»).

  Добавить текст Вернуть оригинал

18. Поэтический синтаксис.

Поэтический синтаксис стихотворения выражен в виде коротких, чётких предложений, передающих динамику процесса сожжения письма. Восклицательные и вопросительные конструкции добавляют эмоциональности и напряжения.

  Добавить текст Вернуть оригинал

19. Звукопись. Фонетическая окраска стиха.

Звукопись играет важную роль в создании атмосферы. Аллитерации («пламя жадное», «пылают — легкий дым») усиливают звуковую выразительность стихотворения, подчёркивая метафорический смысл огня и дыма как символов исчезновения.

  Добавить текст Вернуть оригинал

20. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа.

Идея стихотворения заключается в том, что любые сильные чувства, даже любовь, могут быть уничтожены временем, но воспоминания о них остаются, хотя и в изменённой, разрушенной форме. Процесс сожжения письма символизирует неизбежное прощание с прошлым и принятием утраты.

  Добавить текст Вернуть оригинал

21. Отзывы критиков о стихотворении.

Критики высоко оценивали стихотворение за его эмоциональную глубину и тонкость передачи переживаний лирического героя. Оно часто упоминается как яркий пример интимной лирики Пушкина, где внутренний мир героя представлен с большой художественной выразительностью.

  Добавить текст Вернуть оригинал

22. Звучание стихотворения в наши дни.

В наши дни стихотворение продолжает вызывать отклик у читателей, так как тема прощания с любовью и боли утраты является универсальной. «Сожженное письмо» остаётся актуальным и воспринимается как произведение, передающее глубокие человеческие эмоции, знакомые каждому.

  Добавить текст Вернуть оригинал
Скачать ответ

Анализ стихотворения на схожие темы

Решебники по другим предметам