Краткий
1. Автор и название стихотворения. История создания
Автор стихотворения — Владимир Владимирович Маяковский. Название — «Прозаседавшиеся». Стихотворение было написано в 1922 году и отражает критический взгляд поэта на бюрократическую систему, охватившую советские учреждения. Адресовано широкому кругу читателей и направлено против излишней формальности и бюрократизма, мешающих реальной работе.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Жанр
Жанр стихотворения — сатира, так как автор высмеивает чрезмерную увлеченность совещаниями и формальной организацией. Жанр сатиры позволяет Маяковскому создать гротескные и ироничные образы, которые подчеркивают нелепость описываемой ситуации.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Тема стихотворения
Основная тема стихотворения — критика бюрократии и формального подхода к работе в государственных учреждениях. Лирический герой сталкивается с абсурдной ситуацией, когда ни один служащий не может уделить ему внимание, так как все «заседают». Это создает образ бессмысленного, но бесконечного «заседания», которое не приводит ни к каким результатам. Стихотворение посвящено осмыслению проблем организации труда и излишней формализации процесса работы.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Настроение стихотворения
В стихотворении царит насмешливое, ироничное и, в то же время, абсурдное настроение. Это настроение не меняется на протяжении стихотворения и подчеркивает беспомощность героя перед лицом бюрократической системы. Произведение проникнуто чувством негодования и разочарования, которое выражается через саркастичные описания и гиперболические образы.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Композиция
Стихотворение можно разделить на несколько частей:
Добавить текст Вернуть оригиналВведение: описание бесконечных заседаний в учреждениях.
Добавить текст Вернуть оригиналОсновная часть: герою приходится сталкиваться с трудностями при поиске ответственного человека, который постоянно на «заседании».
Добавить текст Вернуть оригиналЗавершение: лирический герой выражает ироничное желание «еще одного заседания» для ликвидации всех заседаний.
Добавить текст Вернуть оригиналСтихотворение построено как повествование, показывающее попытки героя решить свои дела в бюрократическом лабиринте. Картины представляются комичными: герой блуждает по учреждениям, пытаясь найти ответственного человека, но сталкивается с бюрократическим абсурдом. Маяковский использует средства выразительности — метафору («обдают дождем дела бумажные»), гиперболу («заседания на двадцать в день»), эпитеты и сравнения для создания комического эффекта.
Добавить текст Вернуть оригинал6. Размер и рифма
Стихотворение написано акцентным стихом с вариативной рифмовкой. Маяковский отходит от традиционного размера, чтобы передать разговорный стиль и создать ритмическое ощущение хаоса и суеты.
Добавить текст Вернуть оригинал7. Идея стихотворения
Основная мысль стихотворения — критика бюрократии, которая затягивает работу и делает ее формальной и бессмысленной. Маяковский показывает, как чрезмерная увлеченность заседаниями препятствует реальной деятельности, и призывает к сокращению бессмысленных формальностей.
Добавить текст Вернуть оригинал8. Личные впечатления
Стихотворение вызывает смешанные чувства: комичность ситуации, в которую попадает герой, сочетается с пониманием, что подобные проблемы существуют и в реальной жизни. Маяковский с точностью передает образ бессмысленной бюрократии, высмеивая ее чрезмерное значение и формальность.
Добавить текст Вернуть оригинал
Подробный
1. Дата написания и публикации
Стихотворение «Прозаседавшиеся» написано в 1922 году, в период, когда Маяковский активно выражал свои мысли о советской действительности, подчеркивая проблемы, связанные с бюрократизацией и бесконечными совещаниями.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Место, занимаемое в творчестве поэта
Стихотворение занимает значимое место в сатирической линии творчества Маяковского, направленной на критику бюрократических процессов, которые парализуют продуктивную деятельность. Оно показывает его стремление разоблачать формализм и демонстрирует характерный для него новаторский стиль и свободный подход к стихотворной форме.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Творческая история. Выбор жанра
Стихотворение написано в жанре сатиры. Выбор жанра позволяет Маяковскому иронично показать перегруженность советской системы бюрократическими формальностями. Сатира дает ему возможность создать гротескные образы, подчеркивающие абсурдность происходящего.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Основная тема
Основная тема стихотворения — абсурдность и бесполезность бесконечных заседаний и собраний, которые отвлекают от реальной работы. Маяковский показывает, как бюрократия поглощает людей и превращает их жизнь в бесконечный круг заседаний, лишая их возможности продуктивно работать.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Смысл названия
Название «Прозаседавшиеся» подчеркивает абсурдность ситуации, в которой люди буквально «заседают» так сильно, что это становится их основной деятельностью. Это слово образовано от слова «заседание», что подчеркивает избыточность этого процесса, доходит до нелепости и гротеска.
Добавить текст Вернуть оригинал6. Лирический сюжет и его движение
Сюжет стихотворения строится на попытках героя найти чиновника, который был бы доступен для беседы, однако это оказывается невозможным, поскольку все постоянно находятся на «важных» заседаниях. В финале герой мечтает о заседании, направленном на ликвидацию всех остальных заседаний. Таким образом, сюжет движется от наблюдения абсурда к ироничному предложению его разрешения.
Добавить текст Вернуть оригинал7. Композиция
Стихотворение состоит из трех частей:
Вступление: описание ежедневных заседаний и формализма.
Добавить текст Вернуть оригиналОсновная часть: комические попытки героя встретиться с чиновниками, которые «заседают» по самым абсурдным поводам.
Добавить текст Вернуть оригиналЗавершение: ироничное желание героя провести последнее заседание для ликвидации всех заседаний.
Добавить текст Вернуть оригиналКомпозиция подчеркивает комизм ситуации, когда герой снова и снова сталкивается с невозможностью поговорить с нужным человеком. Эти эпизоды иллюстрируют проблему бюрократии и создают ощущение бесконечного цикла.
Добавить текст Вернуть оригинал8. Основное настроение, тональность стихотворения
Настроение стихотворения ироничное и саркастическое. Маяковский использует грубоватый юмор, чтобы подчеркнуть нелепость описываемой ситуации. Это настроение не меняется на протяжении стихотворения и передается через язвительные описания и диалоги.
Добавить текст Вернуть оригинал9. Ведущие лейтмотивы, опорные слова, их передающие
Основной лейтмотив — бесконечные «заседания», лишающие людей возможности решать реальные дела. Ключевые слова — «заседание», «раздвоение», «комсомол», «секретарь», которые подчеркивают бюрократическую атмосферу, создавая образ пустых и бессмысленных процессов.
Добавить текст Вернуть оригинал10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия
Лирический герой представлен как человек, который сталкивается с абсурдностью бюрократической системы. Его особенности — разочарование, негодование, ирония и беспомощность перед бюрократическим аппаратом. Герой самораскрывается через свои попытки пройти по учреждениям и встретиться с чиновниками.
Добавить текст Вернуть оригинал11. Лирические персонажи, их переживания, судьбы
Лирическими персонажами являются бюрократы, которые погружены в свои «заседания». Эти образы переданы как оторванные от реальной жизни, их деятельность бессмысленна, они поглощены пустыми формальностями.
Добавить текст Вернуть оригинал12. Столкновение или соединение различных уровней сознания
Стихотворение показывает столкновение между миром простого человека, который хочет решить практический вопрос, и миром бюрократии, который полностью поглощен внутренними формальными процессами и игнорирует запросы людей.
Добавить текст Вернуть оригинал13. Позиция автора
Позиция автора — негодование и разочарование в отношении бюрократии, которые передаются через саркастические описания и гиперболу. Маяковский негодует по поводу неэффективности системы и иронично изображает абсурдность бесконечных заседаний.
Добавить текст Вернуть оригинал14. Музыка стихотворения
Стихотворение отличается ритмическим разнообразием, создающим ощущение непрерывного движения и суеты. Маяковский использует резкие, обрывистые строки, передающие хаотичность и неорганизованность процесса.
Добавить текст Вернуть оригинал15. Ритм, размер
Стихотворение написано акцентным стихом с использованием разностопного ямба, что придает ему разговорный характер. Ритм неровный, динамичный, отражающий нервозность и разочарование лирического героя.
Добавить текст Вернуть оригинал16. Рифмовка, характер рифм
Рифмовка свободная, с вариативными рифмами, что создает ощущение хаоса и усиливает сатирическую направленность стихотворения. Рифмы чередуются между точными и ассонансными, что придает стихотворению эффект «потока» речи.
Добавить текст Вернуть оригинал17. Лексика. Языковые выразительные средства
Лексика стихотворения проста и разговорна, что делает его доступным и живым. Маяковский использует эпитеты («бумажные дела», «дикие проклятья»), гиперболы («заседаний на двадцать»), создавая образ «утопающих в бумагах» бюрократов.
Добавить текст Вернуть оригинал18. Поэтический синтаксис
Синтаксис включает короткие и прерывистые фразы, которые создают эффект суеты и фрагментарности. В тексте много восклицаний, риторических вопросов и перечислений, подчеркивающих хаотичность ситуации.
Добавить текст Вернуть оригинал19. Звукопись. Фонетическая окраска стиха
Звукопись выражена через аллитерации и ассонансы, создающие динамичное звучание. Повторы звуков «з», «с», «ш» передают чувство раздражения и хаоса, царящего в описываемой системе.
Добавить текст Вернуть оригинал20. Идея стихотворения
Идея стихотворения — критика излишней бюрократизации, которая препятствует реальной работе и загоняет людей в рамки бесконечных формальных процедур. Маяковский высмеивает бессмысленность заседаний, лишенных конкретного результата.
Добавить текст Вернуть оригинал21. Отзывы критиков о стихотворении
Стихотворение вызвало позитивный отклик критиков того времени, поскольку оно актуально и выражало недовольство реальными проблемами, с которыми сталкивались люди. Позднее стихотворение было признано одним из ярких примеров сатиры Маяковского на бюрократию.
Добавить текст Вернуть оригинал22. Звучание стихотворения в наши дни
Стихотворение остается актуальным, так как проблема излишней бюрократии существует и в современном обществе. «Прозаседавшиеся» по-прежнему звучит как острая критика неэффективных административных систем и сложившихся формальностей.
Добавить текст Вернуть оригинал