Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Она не гордой красотою»

Cart klass
Класс
8
Cart ocenka
Оценка
Cart slov
Кол-во слов:
Cart check
Работа проверена учителем
Да

Краткий

1. Автор и название стихотворения. История создания.

Автор стихотворения — Михаил Юрьевич Лермонтов. Стихотворение называется «Она не гордой красотою». Точная дата написания неизвестна, но предположительно оно было создано в начале 1830-х годов. Лермонтов посвятил это стихотворение образу простой, скромной девушки, которая привлекает не внешней красотой, а внутренними качествами. Стихотворение может быть адресовано конкретной женщине, но её личность не раскрывается.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Жанр.

Жанр стихотворения — любовная лирика. Это произведение относится к любовной лирике, так как в нём лирический герой восхищается женщиной, подчёркивая её внутреннюю красоту и естественность. Произведение выражает романтические чувства, но через призму скромности и нежности.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Тема стихотворения.

Тема стихотворения — восхищение скромной, естественной красотой, которая превосходит внешние признаки. Лирический герой описывает женщину, которая не обладает типичными чертами «гордой» красоты, но её простота, душевная теплота и естественность покоряют сердце героя. Стихотворение посвящено внутренней красоте и искренним чувствам, которые она вызывает.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Настроение стихотворения.

В стихотворении царит нежное, задумчивое настроение. Оно не меняется на протяжении всего произведения. Произведение проникнуто чувством восхищения и тихой, почти стыдливой любви. Настроение выражается через описания скромных черт героини («она не водит за собою толпу вздыхателей немых», «так полны чудной простоты») и через меланхолические переживания лирического героя, чей голос проникнут воспоминаниями о лучших днях.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Композиция.

Стихотворение можно разделить на две части:

  Добавить текст Вернуть оригинал

Первая часть (первая и вторая строфа) описывает физические черты героини, подчеркивая её простоту и отсутствие внешней, «гордой» красоты. Здесь героиня противопоставляется традиционным образам идеальной женщины.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Вторая часть (третья и четвёртая строфа) посвящена её внутреннему обаянию и душевной красоте, которые проявляются через движения, речь, улыбки. Лирический герой подчеркивает, что именно эти качества заставляют его любить и страдать.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Картина, представляемая в стихотворении, — это образ скромной, но душевной девушки, чьи простые черты и движения вызывают восхищение и глубокие чувства. Лермонтов использует метафоры и эпитеты для создания образа женщины: «чудная простота», «полны жизни и вдохновенья». Он также использует сравнение («как вспоминанье лучших дней»), подчеркивая, что её голос напоминает герою о прекрасных моментах прошлого.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. Размер и рифма.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, что придаёт ему плавность и лиричность. Рифма перекрестная (абаб). Пример рифмы: «Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.»

  Добавить текст Вернуть оригинал

7. Идея стихотворения.

Основная мысль стихотворения заключается в том, что истинная красота женщины не заключается во внешней привлекательности или идеальных чертах, а в её естественности, простоте и внутренней духовной глубине. Лермонтов показывает, что именно такие качества, как искренность, простота и душевная теплота, могут вызывать самые сильные и глубокие чувства, даже если они не сопровождаются внешним блеском и эффектностью.

  Добавить текст Вернуть оригинал

8. Личные впечатления.

Стихотворение производит очень мягкое, тёплое впечатление. Лермонтов мастерски описывает образ женщины, которая привлекает не внешней красотой, а своим внутренним светом. Это произведение напоминает о том, что истинные чувства не зависят от внешних стандартов красоты, а возникают благодаря душевным качествам человека.

  Добавить текст Вернуть оригинал

 

Подробный

1. Дата написания и публикации.

Стихотворение «Она не гордой красотою» было написано Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1830-х годах. Точная дата создания и публикации неизвестна, но оно относится к раннему периоду творчества поэта, когда он часто размышлял о любви и женской красоте.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Место, занимаемое в творчестве поэта.

Это стихотворение занимает особое место в любовной лирике Лермонтова, где он часто отходит от стандартов красоты и внешнего восхищения женщиной, акцентируя внимание на её душевной привлекательности и внутренней гармонии. Оно выделяется на фоне других произведений поэта, где любовь представляется через душевные переживания, а не через внешние физические качества.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Творческая история. Выбор жанра.

Стихотворение относится к любовной лирике. Лермонтов здесь использует жанр лирического портрета, через который он выражает своё восхищение женщиной. Этот жанр позволяет поэту описать внутренние качества женщины и её влияние на лирического героя, который, возможно, отражает самого автора.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Основная тема.

Основная тема стихотворения — противопоставление внешней красоты внутренней. Лирический герой восхищается женщиной, которая не привлекает внешней «гордой» красотой, но обладает такой душевной простотой и естественностью, что это проникает в его сердце. Произведение говорит о том, что истинная красота заключается в простоте, искренности и глубине чувств.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Смысл названия.

Название стихотворения отражает его основную идею: женщина, о которой идёт речь, не обладает «гордой красотой», то есть общепринятыми стандартами внешней привлекательности. Однако её внутренняя привлекательность превосходит эти стандарты, что становится центральной темой стихотворения.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. Лирический сюжет и его движение.

Сюжет стихотворения построен на постепенном раскрытии образа женщины. В начале герой описывает её внешнюю простоту, подчёркивая, что она не привлекает взоры своей гордой осанкой или выдающимися чертами. Затем поэт переходит к описанию её движений, речи и улыбок, которые наполняют её живостью и вдохновением, и в конце раскрывает влияние её голоса на сердце героя, вызывая в нём воспоминания и глубокие чувства.

  Добавить текст Вернуть оригинал

7. Композиция.

Стихотворение можно разделить на две части:

  Добавить текст Вернуть оригинал

Первая часть (первая и вторая строфы) описывает внешние черты женщины, подчёркивая их простоту и отличие от классической красоты.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Вторая часть (третья и четвёртая строфы) посвящена описанию её внутренней привлекательности: движений, голоса, речи, которые вызывают у героя сильные эмоциональные переживания.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Таким образом, композиция выстраивается от описания внешности к раскрытию внутренней красоты и её влияния на чувства лирического героя.

  Добавить текст Вернуть оригинал

8. Основное настроение, тональность стихотворения.

В стихотворении царит спокойное, нежное настроение. Тональность произведения полна восхищения и одновременно лёгкой грусти, поскольку лирический герой осознаёт, что его любовь вызывает в нём страдание. Настроение выражается через описание естественных черт героини и глубоких переживаний героя.

  Добавить текст Вернуть оригинал

9. Ведущие лейтмотивы, опорные слова.

Главные лейтмотивы стихотворения — это простота и внутреннее очарование. Опорные слова: «не гордой красотою», «чудной простоты», «жизни, вдохновенья», «голос в душу проникает». Эти выражения подчёркивают главное восхищение героя: не внешней красотой, а естественностью и душевной глубиной героини.

  Добавить текст Вернуть оригинал

10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия.

Лирический герой — человек, который испытывает глубокую любовь и восхищение женщиной, чья внешняя простота и внутренняя красота проникают в его душу. Он раскрывает свои чувства постепенно: сначала через описание её внешности, затем через то, как она воздействует на его душу. В финале он признаётся, что его сердце «любит и страдает», даже стыдясь этой любви.

  Добавить текст Вернуть оригинал

11. Лирические персонажи, их переживания, судьбы.

Помимо лирического героя, основным персонажем является женщина, которая описывается с точки зрения восприятия героя. Её переживания и судьба в стихотворении напрямую не раскрываются, но её образ оставляет сильное впечатление благодаря своей естественности и внутренней гармонии.

  Добавить текст Вернуть оригинал

12. Столкновение или соединение различных уровней сознания.

Происходит соединение внешнего и внутреннего восприятия героя. В начале он описывает внешние черты героини, но затем переходит к её внутренней красоте и к тому, как она влияет на его чувства. Этот переход отражает движение его сознания от поверхностного восприятия к более глубокому пониманию её сущности.

  Добавить текст Вернуть оригинал

13. Позиция автора.

Позиция автора — это восхищение женщиной, которая воплощает простоту и внутреннюю красоту. Лермонтов передаёт через героя свои собственные эмоции: восхищение, тихую радость и одновременно грусть, вызванную невозможностью открыто выразить свои чувства.

  Добавить текст Вернуть оригинал

14. Музыка стихотворения.

Музыка стихотворения спокойная и мягкая, ритм плавный, что соответствует настроению произведения. Звучание стихотворения отражает гармонию и внутреннюю красоту, которую поэт видит в женщине.

  Добавить текст Вернуть оригинал

15. Ритм, размер.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Этот размер придаёт ему плавность и мелодичность, что помогает передать нежные чувства лирического героя.

  Добавить текст Вернуть оригинал

16. Рифмовка, характер рифм.

Рифмовка в стихотворении перекрестная (абаб), характер рифм точный, что создаёт ритмическую гармонию и подчёркивает мягкость и целостность текста. Пример рифмы: «Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.»

  Добавить текст Вернуть оригинал

17. Лексика. Языковые выразительные средства.

Лексика стихотворения проста и естественна, что подчеркивает тему произведения — внутреннюю красоту. Лермонтов использует такие выразительные средства, как:

  Добавить текст Вернуть оригинал

Метафоры: «голос в душу проникает» — голос героини вызывает глубокие чувства.

Эпитеты: «чудная простота», «гордая красота».

Сравнение: «как вспоминанье лучших дней» — её голос вызывает приятные воспоминания.

18. Поэтический синтаксис.

Синтаксис стихотворения включает как короткие, так и длинные предложения, создавая разнообразие ритма. Лермонтов использует параллелизм в построении предложений, что придаёт стихотворению гармоничность и завершённость.

  Добавить текст Вернуть оригинал

19. Звукопись. Фонетическая окраска стиха.

Звукопись стихотворения выражена через мягкие согласные звуки («л», «н», «м»), которые создают спокойное, нежное звучание. Эти звуки подчеркивают внутреннюю гармонию и тёплые чувства лирического героя.

  Добавить текст Вернуть оригинал

20. Идея стихотворения.

Идея стихотворения заключается в том, что истинная красота женщины — это не внешняя привлекательность, а её душевные качества, её естественность и простота. Лермонтов показывает, что такие качества могут проникнуть глубже и оставить неизгладимый след в сердце.

  Добавить текст Вернуть оригинал

21. Отзывы критиков о стихотворении.

Критики отмечают, что Лермонтов в этом стихотворении отходит от традиционных описаний женской красоты, противопоставляя внешность внутреннему содержанию. Они подчеркивают его умение передать глубокие чувства через простые образы и метафоры.

  Добавить текст Вернуть оригинал

22. Звучание стихотворения в наши дни.

Сегодня стихотворение «Она не гордой красотою» продолжает оставаться актуальным, так как оно затрагивает вечные темы внутренней красоты, искренности и настоящей любви. Эти темы резонируют с современными читателями, особенно в эпоху, когда внешние стандарты красоты всё ещё играют значительную роль.

  Добавить текст Вернуть оригинал

 

Скачать ответ

Анализ стихотворения на схожие темы

Решебники по другим предметам