Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Казачья колыбельная песня»

Cart klass
Класс
8
Cart ocenka
Оценка
Cart slov
Кол-во слов:
Cart check
Работа проверена учителем
Да

Краткий

Автор и название стихотворения. История создания
Автор: Михаил Юрьевич Лермонтов.
Название: «Казачья колыбельная песня».
История создания: Стихотворение было написано Лермонтовым в 1838 году, на фоне его впечатлений от службы на Кавказе. В то время поэт уделял внимание жизни казаков и отражал в своих произведениях их быт и обычаи.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Жанр
Жанр: Колыбельная песня.
Произведение относится к жанру лирической колыбельной, так как оно сочетает в себе элементы казачьей традиции и содержит напевный, убаюкивающий ритм, характерный для колыбельных песен.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Тема стихотворения
Тема: Воспитание будущего воина, прощание матери с ребёнком перед его взрослением и предстоящими испытаниями в жизни. Лирический герой — это казачка, которая, укачивая своего младенца, мечтает о его будущем, военной службе и скором расставании. Стихотворение посвящено теме казачьей жизни и воспитания в условиях постоянной войны и опасности.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Настроение стихотворения
Настроение стихотворения — одновременно нежное и тревожное. С одной стороны, мать с любовью убаюкивает младенца, а с другой — выражает беспокойство о его будущем и своей судьбе. Настроение пронизывает чувство материнской любви и заботы, которое выражается через такие слова, как «ангел», «младенец», «баюшки-баю». Постепенно настроение становится более тревожным, когда мать начинает говорить о будущем военной жизни сына.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Композиция
Стихотворение можно разделить на две части:

Начало — мать убаюкивает младенца, рассказывая о настоящем и описывая мир, который окружает её и сына (первые две строфы).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Развитие — мать предсказывает будущее сына, когда он вырастет, станет воином и казаком, и говорит о своём переживании из-за предстоящего расставания (остальная часть стихотворения).
Картины, которые представляются: спокойная река Терек, мать, укачивающая младенца, и образ будущего воина. Лермонтов использует эпитеты («старый воин», «младенец прекрасный»), олицетворение («Терек плещет»), повторы («баюшки-баю»), чтобы создать атмосферу нежности и тревоги.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Размер и рифма стихотворения
Размер стихотворения — четырёхстопный хорей, что характерно для напевных колыбельных песен.
Пример:
«Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.»
Рифмовка — парная (ААББ), что придаёт произведению ритмичность и плавность.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Идея стихотворения
Основная мысль стихотворения — это идея материнской любви и тревоги перед будущим сына. Лермонтов показывает, как жизнь на Кавказе, наполненная войнами, накладывает отпечаток на воспитание детей. Мать предвидит, что её сыну предстоит стать воином, и в её голосе звучат гордость и страх за его будущее.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Личные впечатления от стихотворения
Стихотворение оставляет впечатление одновременно нежного и печального произведения. Оно передаёт уникальную атмосферу казачьей жизни, в которой дети с раннего возраста готовятся к трудной и опасной судьбе. Особо впечатляет контраст между любовью матери и её предвидением неизбежного расставания и опасностей, которые ждут её сына в будущем.

  Добавить текст Вернуть оригинал

 

Подробный

1. Дата написания и публикации

Стихотворение «Казачья колыбельная песня» было написано Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1838 году. Оно связано с кавказским периодом жизни поэта, когда Лермонтов служил на Кавказе и впитывал традиции, быт и обычаи местного казачества.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Место, занимаемое в творчестве поэта

Стихотворение занимает важное место в лирике Лермонтова, так как оно передает его глубокое понимание казачьей культуры, героизма и материнской любви. Оно продолжает традицию поэта воспевать жизнь казаков, природу Кавказа и связанные с ними образы воинской доблести.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Творческая история. Выбор жанра

Лермонтов выбрал жанр колыбельной песни, который прекрасно подходит для выражения нежных и глубоких материнских чувств. Колыбельная позволяет передать одновременно спокойствие и тревогу, связанные с будущей судьбой ребенка.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Основная тема

Основная тема — это материнская любовь и тревога за будущее своего ребенка. Мать-казачка, убаюкивая младенца, размышляет о его будущем, когда он станет воином, и готовит его к неизбежной жизни в опасном мире, полном воинских испытаний.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Смысл названия

Название «Казачья колыбельная песня» сразу указывает на два ключевых аспекта: материнскую любовь и принадлежность к казачьей культуре. Колыбельная — это символ заботы матери, а слово «казачья» подчеркивает специфический культурный контекст, связанный с войной и героизмом.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. Лирический сюжет и его движение

Лирический сюжет заключается в том, как мать убаюкивает ребенка, поет ему колыбельную, предсказывая его будущую жизнь как казака и воина. Постепенно песня переходит от описания настоящего к размышлениям о будущем сына, когда он покинет дом и пойдет на войну.

  Добавить текст Вернуть оригинал

7. Композиция

Стихотворение состоит из шести строф. Оно начинается с описания убаюкивания младенца, затем мать описывает текущую ситуацию вокруг (война, река Терек), и далее — обращение к будущему сына, его будущей судьбе. Постепенно повествование становится более личным и эмоциональным, когда мать говорит о своём страдании в будущем. Каждая часть плавно переходит от спокойной к более тревожной, отражая эволюцию чувств матери.

  Добавить текст Вернуть оригинал

8. Основное настроение, тональность стихотворения

Настроение стихотворения сочетает нежность и тревогу. В начале царит тишина и спокойствие, но постепенно настроение меняется, когда мать начинает предвидеть будущее сына как воина, и её беспокойство усиливается. Тональность стихотворения пронизана материнской заботой и любовью, но также чувствуется неотвратимость будущих трудностей.

  Добавить текст Вернуть оригинал

9. Ведущие лейтмотивы, опорные слова

Лейтмотивы стихотворения — это материнская любовь, война, тревога и судьба казака. Опорные слова: «баюшки-баю», «младенец», «война», «кинжал», «богатырь», «молиться» — помогают создать атмосферу, которая показывает материнскую заботу о ребёнке и его будущее в условиях войны.

  Добавить текст Вернуть оригинал

10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия

Лирический герой — мать, которая поёт колыбельную своему ребёнку. Она раскрывается через её заботу о сыне, её тревогу за его будущее и её предвидение того, как его жизнь как казака будет полна опасностей. Её любовь и страх отражены в её словах и предсказаниях.

  Добавить текст Вернуть оригинал

11. Лирические персонажи, их переживания, судьбы

Главные персонажи — мать и её младенец. Мать предвидит будущее сына как воина, а сын — пока что лишь ребёнок, спящий в своей колыбели, ещё не осознающий свою судьбу. Мать переживает за своего сына, понимая, что он рано или поздно уйдёт на войну.

  Добавить текст Вернуть оригинал

12. Столкновение или соединение различных уровней сознания

Стихотворение соединяет два уровня сознания: материнскую заботу и любовь к младенцу в настоящем и осознание неотвратимости его судьбы как воина в будущем. Эти уровни сталкиваются в сознании матери, которая понимает, что её сыну предстоит жизнь, полная опасностей.

  Добавить текст Вернуть оригинал

13. Позиция автора

Лермонтов через образ матери выражает глубокое уважение к казачьей культуре, но также показывает всю тяжесть жизни, когда матери приходится отправлять своих сыновей на войну. Автор сочувствует матери, которая осознаёт неизбежность судьбы своего сына, и передаёт её чувства тоски и любви.

  Добавить текст Вернуть оригинал

14. Музыка стихотворения

Музыка стихотворения напоминает напев колыбельной песни. Повторяющиеся элементы и ритм создают ощущение убаюкивающего мотива, который передаёт материнскую ласковость и одновременно скрытую тревогу за будущее ребёнка.

  Добавить текст Вернуть оригинал

15. Ритм, размер

Стихотворение написано четырёхстопным хореем, который придаёт ему ритмичность и напевность, характерную для колыбельной песни. Пример:

  Добавить текст Вернуть оригинал

«Спи́, младéнец мой прекрáсный,

Бáюшки-баю́.»

16. Рифмовка, характер рифм

Рифмовка в стихотворении парная (ААББ). Рифмы точные, что создаёт лёгкость и ритмичность в звучании. Это также способствует созданию убаюкивающего эффекта.

  Добавить текст Вернуть оригинал

17. Лексика. Языковые выразительные средства

Лексика стихотворения проста и близка к народной, что характерно для колыбельной. Лермонтов использует метафоры («сам узнаешь бранное житье»), эпитеты («старый воин», «младенец прекрасный»), олицетворение («Терек плещет») для создания образов.

  Добавить текст Вернуть оригинал

18. Поэтический синтаксис

Синтаксис стихотворения прост и легко воспринимается. Используются повторы («баюшки-баю»), что подчёркивает ритмичность и напевность произведения. Вопросы и восклицания помогают передать эмоциональное напряжение матери.

  Добавить текст Вернуть оригинал

19. Звукопись. Фонетическая окраска стиха

Звукопись подчёркивает спокойствие и ритмичность колыбельной. Повторение звуков «б» и «у» создаёт мягкость и напевность, которая подходит для жанра колыбельной. Ассонансы и аллитерации также способствуют созданию музыкальности.

  Добавить текст Вернуть оригинал

20. Идея стихотворения

Идея стихотворения заключается в осознании неразрывной связи между материнской любовью и тревогой за будущее ребёнка. Лермонтов показывает, что даже в самые тихие и нежные моменты матери думают о том, что их детей ждут трудности и испытания, и эта мысль всегда остаётся с ними.

  Добавить текст Вернуть оригинал

21. Отзывы критиков о стихотворении

Критики высоко оценили «Казачью колыбельную песню» за её глубину и точное отражение казачьей жизни. Стихотворение рассматривается как яркий пример того, как Лермонтов мог передать дух времени и культуру через простые и искренние образы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

22. Звучание стихотворения в наши дни

Сегодня стихотворение остаётся актуальным благодаря своей универсальной теме материнской любви и заботы. Его музыкальность и эмоциональная насыщенность продолжают находить отклик у современных читателей, а культурный контекст делает его важным примером русской лирики.

  Добавить текст Вернуть оригинал

 

Скачать ответ

Анализ стихотворения на схожие темы

Решебники по другим предметам