Анализ стихотворения Г. Р. Державина «На победы в Италии»

Cart klass
Класс
8
Cart ocenka
Оценка
Cart slov
Кол-во слов:
Cart check
Работа проверена учителем
Да

Краткий

1. Автор и название стихотворения. История создания

Автор стихотворения — Гаврила Романович Державин. Название — «На победы в Италии». Это стихотворение было написано в 1799 году в честь побед русского полководца Александра Суворова в итальянской кампании против наполеоновских войск. Державин обращается к этой теме, чтобы выразить гордость за военные успехи Суворова и подчеркнуть его выдающуюся роль в истории России и Европы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Жанр

Жанр стихотворения можно определить как ода. Оно относится к данному жанру, так как воспевает выдающегося героя, величественные события и славу побед, используя высокий стиль и торжественные образы. Ода традиционно посвящена прославлению выдающихся личностей и их деяний.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Тема

Тема стихотворения — прославление военных побед Александра Суворова и его подвига в итальянской кампании. Лирический герой — это сам поэт, восхищенный величием полководца и его исторической миссией. В произведении упоминаются образы Суворова, древнерусского князя Рюрика, и других воинов, связанных с военной историей России.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стихотворение посвящено прославлению подвига Суворова, который символизирует непрерывную воинскую славу России, начиная с древности и до современных побед.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Настроение

В стихотворении царит торжественное и величественное настроение. Оно не меняется на протяжении стихотворения, оставаясь подчиненным идее прославления Суворова и его побед.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стихотворение проникнуто чувством национальной гордости и восхищения подвигами Суворова. Настроение выражается через величественные образы и возвышенный слог: использование таких слов, как «священный», «торжествует», «веков явленье чуда», создают атмосферу триумфа. Средства выразительности, такие как эпитеты («сребряный, священный, далекозвонкий щит», «славны следы», «блещет битв лучами»), метафоры («звезда, прешедша мира тропы») и риторические восклицания («Се ты, веков явленье чуда!»), усиливают эффект величия и торжественности.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Композиция

Стихотворение можно разделить на три части:

  Добавить текст Вернуть оригинал

Первая часть (первая строфа) посвящена призыву к воспеванию славы и побед русских полководцев.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Вторая часть (со второй по пятую строфы) изображает величественную картину воинской славы, соединяющей древние и современные победы. В ней появляется образ Суворова, стоящего рядом с великими полководцами прошлого.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Третья часть (заключительные строфы) конкретизирует образ Суворова как продолжателя воинских традиций, связывая его славу с историческим величием России.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Средства выразительности:

Метафоры: «меч Павлов», «звезда, прешедша мира тропы».

  Добавить текст Вернуть оригинал

Эпитеты: «священный щит», «славны следы», «светит рдяном».

  Добавить текст Вернуть оригинал

Риторические восклицания и обращения: «Се ты, веков явленье чуда!»

  Добавить текст Вернуть оригинал

Картина, которая возникает при чтении, представляет собой сцену торжественного собрания воинов прошлого и настоящего, которые, подобно древнегреческим героям, пируют и воспевают победы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. Размер и рифма

Стихотворение написано четырехстопным ямбом с перекрестной рифмовкой (АВАВ).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Пример рифмы: «Ударь во сребряный, священный,
Далекозвонкий, валка, щит!
Да гром твой, эхом повторенный,
В жилище бардов восшумит.»

  Добавить текст Вернуть оригинал

7. Идея стихотворения

Основная мысль стихотворения — это восхищение военной мощью и непрерывной славой России, которая олицетворяется в фигуре Александра Суворова. Автор показывает Суворова как наследника древнерусских героев и защитника Европы. Державин выражает идею, что подвиги Суворова — это воплощение исторического призвания России быть великой военной державой, способной противостоять сильнейшим армиям мира.

  Добавить текст Вернуть оригинал

8. Личные впечатления

Стихотворение производит впечатление величия и гордости за военные достижения России. Образы, созданные Державиным, возвышенные и торжественные, заставляют ощутить связь между историческим прошлым и настоящим. Мне кажется, что автор стремится не только прославить Суворова, но и напомнить о вечной роли России на мировой арене.

  Добавить текст Вернуть оригинал

 

Подробный

1. Дата написания и публикации

Стихотворение «На победы в Италии» было написано Г. Р. Державиным в 1799 году в честь военных побед Александра Суворова в итальянской кампании.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Место, занимаемое в творчестве поэта

Это стихотворение является одним из ключевых в творчестве Державина, так как оно отражает его восхищение национальной славой и прославление великих полководцев России. В нем сочетаются гражданский пафос и величие исторических событий, характерные для многих од Державина.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Творческая история. Выбор жанра

Стихотворение написано как ода — жанр, который традиционно используется для прославления великих людей и героических событий. Державин часто обращался к этому жанру, чтобы увековечить подвиги исторических личностей, в данном случае — Александра Суворова.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Основная тема

Основная тема стихотворения — прославление побед Александра Суворова, его военных достижений и его роль в сохранении и укреплении Российской империи на международной арене. Также стихотворение отражает тему исторической преемственности и связь героического прошлого с настоящим.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Смысл названия

Название «На победы в Италии» напрямую указывает на главную тему стихотворения — победы русского полководца Александра Суворова в Италии. Оно акцентирует внимание на важности этих побед для России и всей Европы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. Лирический сюжет и его движение

Сюжет стихотворения разворачивается как торжественное воспевание военных побед. Движение сюжета начинается с призыва к прославлению великих деяний, затем идет образ Суворова, как преемника древних воинов, и кульминация — признание его роли как величайшего героя, «чуда» своего времени.

  Добавить текст Вернуть оригинал

7. Композиция

Стихотворение состоит из нескольких структурных частей. Начинается с призыва ударить в «сребряный, священный» щит, что символизирует начало прославления. Далее идет описание торжественного пира, где воины прошлого восхищаются подвигами Суворова. Заключительная часть представляет собой апофеоз Суворова, который ассоциируется с великими воинами древности, что подчеркивает историческую преемственность.

  Добавить текст Вернуть оригинал

8. Основное настроение, тональность стихотворения

Настроение стихотворения — торжественное, величественное. Тональность возвышенная, наполненная чувством гордости за военные успехи России и ее великих полководцев.

  Добавить текст Вернуть оригинал

9. Ведущие лейтмотивы, опорные слова

Ведущие лейтмотивы — это славные победы, героизм, преемственность исторических подвигов. Опорные слова: «воевода», «вождь бурь», «звезда», «славны следы», «меч Павлов», «щит царей Европы». Эти слова акцентируют внимание на воинской славе и величии полководца.

  Добавить текст Вернуть оригинал

10. Лирический герой, его своеобразие и способы самораскрытия

Лирический герой — это сам поэт, восхищенный исторической ролью Суворова. Его самораскрытие происходит через выражение восторга перед подвигами полководца, через возвышенные метафоры и образы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

11. Лирические персонажи, их переживания, судьбы

Основной лирический персонаж — Александр Суворов, который предстаёт как наследник древних воинов. Его судьба связана с победами и величием России. Другая фигура — Рюрик, как символ начала русской государственности и военной славы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

12. Столкновение или соединение различных уровней сознания

Стихотворение соединяет два уровня сознания: древнюю историю России (Рюрик) и современность (Суворов). Происходит синтез героического прошлого и настоящего, где современный полководец становится преемником древнерусских традиций.

  Добавить текст Вернуть оригинал

13. Позиция автора

Позиция автора — восхищение и гордость за военные успехи России и ее полководцев. Это восторженное отношение выражено через многочисленные метафоры и эпитеты, создающие атмосферу триумфа и торжества.

  Добавить текст Вернуть оригинал

14. Музыка стихотворения

Стихотворение обладает музыкальностью благодаря использованию эпических интонаций, повторов, перекрестной рифмовки, что создает ощущение торжественной церемонии прославления.

  Добавить текст Вернуть оригинал

15. Ритм, размер

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, что придает ему торжественный и ритмичный характер.

  Добавить текст Вернуть оригинал

16. Рифмовка, характер рифм

Рифмовка перекрестная (АВАВ), что характерно для жанра оды. Рифмы звучные, помогают создавать величественный тон.

  Добавить текст Вернуть оригинал

17. Лексика. Языковые выразительные средства

Лексика стихотворения возвышенная, торжественная. Используются эпитеты («священный», «далекозвонкий»), метафоры («звезда, прешедша мира тропы»), гиперболы («чуда»), что усиливает эффект величия.

  Добавить текст Вернуть оригинал

18. Поэтический синтаксис

Поэтический синтаксис насыщен восклицательными предложениями и риторическими вопросами («Кто, на копье склонясь главою?»), что добавляет драматизма и пафоса.

  Добавить текст Вернуть оригинал

19. Звукопись. Фонетическая окраска стиха

Звукопись присутствует в виде аллитераций на «с» и «р» («сребряный, священный, валка, щит»), что усиливает торжественный и величественный настрой стихотворения.

  Добавить текст Вернуть оригинал

20. Идея стихотворения

Идея стихотворения — прославление Александра Суворова как величайшего полководца, преемника славы древнерусских героев, воплощение могущества России и ее исторической миссии на мировой арене.

  Добавить текст Вернуть оригинал

21. Отзывы критиков о стихотворении

Современники Державина отмечали его умение сочетать эпический размах с личным восхищением героями, его способность передать торжественность исторического момента через поэтические образы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

22. Звучание стихотворения в наши дни

В наши дни стихотворение «На победы в Италии» продолжает звучать актуально как памятник воинской славы России и напоминает о великих подвигах прошлого, вдохновляющих и сегодняшние поколения.

  Добавить текст Вернуть оригинал

 

Скачать ответ

Анализ стихотворения на схожие темы

Решебники по другим предметам