Краткий
1. Автор и название стихотворения. История создания
Автор стихотворения – Александр Сергеевич Пушкин. «Янко Марнавич» написано в 1829 году, когда Пушкин увлекался балканскими сюжетами, на фоне интереса к народной поэзии южных славян и их борьбе за независимость. Это произведение является частью его попытки отразить особенности славянского эпоса и традиций. Стихотворение основано на фольклорных мотивах и адресовано широкой аудитории.
2. Жанр
Жанр стихотворения – баллада, так как оно повествует о трагическом и драматическом событии с элементами фольклорных мотивов. В балладе присутствуют драматизм, образы проклятия и фатального рока, которые типичны для этого жанра.
3. Тема
Тема стихотворения – вина, угрызения совести и последствия случайного убийства друга. Лирический герой – Янко Марнавич, который совершил непреднамеренное убийство своего друга и с тех пор обречён скитаться, испытывая муки совести. Стихотворение посвящено темам дружбы, предательства и неизбежного наказания за совершённое преступление.
4. Настроение
В стихотворении царит мрачное и трагическое настроение. Оно остаётся неизменным на протяжении всего стихотворения. Стихотворение проникнуто чувством глубокого сожаления и трагедии, вызванной необратимыми последствиями ошибки. Настроение выражается через описание скитаний Янко, его отчаяние и тоскливую молитву перед смертью.
5. Композиция
Стихотворение можно разделить на три части:
Описание скитаний Янко после убийства друга.
Добавить текст Вернуть оригиналЕго возвращение домой и покаяние в церкви.
Добавить текст Вернуть оригиналПоследняя ночь Янко, разговор с женой и его смерть.
Эти части чётко показывают развитие сюжета от угрызений совести до трагического финала. Средства выразительности, такие как метафоры (например, «бродит, как гайдук бездомный»), эпитеты («рука его пьяная дрожала») и повторы (разговор с женой) помогают усилить ощущение трагизма. Тропы также включают сравнение («словно вол, ужаленный змиею») и олицетворение (сияние, приближающееся к дому).
6. Размер и рифма
Размер стихотворения – четырёхстопный ямб. Рифмовка – перекрёстная (абаб), что типично для балладного жанра. Например:
Что в разъездах бей Янко Марнавич?
Что ему дома не сидится?
Отчего двух ночей он сряду
Под одною кровлей не ночует?
7. Идея стихотворения
Идея стихотворения заключается в неизбежности расплаты за ошибки, совершённые в состоянии аффекта или случайности. Пушкин подчёркивает, что даже непреднамеренные поступки могут привести к трагедии и долгим угрызениям совести, от которых невозможно убежать.
8. Личные впечатления
Стихотворение производит сильное впечатление своим драматизмом и глубоким чувством вины героя. Пушкин искусно передал психологическое состояние Янко, его мучения и обречённость, что делает это произведение особенно трогательным и трагическим.
Подробный
1. Дата написания и публикации
Стихотворение «Янко Марнавич» было написано в 1829 году. Это время, когда Пушкин находился под влиянием балканских и славянских фольклорных мотивов. Публикация стихотворения связана с его исследованием народной поэзии.
2. Место, занимаемое в творчестве поэта
Стихотворение отражает интерес Пушкина к фольклорным и балладным сюжетам. Оно относится к периоду его творчества, когда поэт углублённо изучал мифы и легенды народов Балкан, черпая вдохновение из тем дружбы, предательства и искупления.
3. Творческая история. Выбор жанра
«Янко Марнавич» написано в жанре баллады. Баллада — это эпическое стихотворение с драматическим сюжетом, наполненное напряжённостью и трагизмом. Этот жанр Пушкин выбрал, чтобы передать мрачную атмосферу и мистическое повествование о судьбе главного героя.
4. Основная тема
Основная тема стихотворения — вина и угрызения совести героя после случайного убийства друга. Янко Марнавич скитается, преследуемый чувством вины, и в конечном итоге умирает, так и не найдя покоя.
5. Смысл названия
Название «Янко Марнавич» подчёркивает центральную фигуру стихотворения — главного героя, который стал жертвой собственного поступка и внутренней борьбы с чувством вины.
6. Лирический сюжет и его движение
Сюжет развивается от воспоминаний о случившейся трагедии — случайном убийстве друга — к скитаниям Янко и его духовным мучениям. Кульминация происходит в момент, когда он возвращается домой и, предчувствуя свою смерть, умирает после молитвы. Движение сюжета отражает его внутреннюю трансформацию и окончательную капитуляцию перед своей судьбой.
7. Композиция
Стихотворение можно разделить на три основные части:
Скитания Янко после убийства.
Его возвращение домой и раскаяние в церкви.
Добавить текст Вернуть оригиналПоследняя ночь Янко и его смерть.
Композиция линейна и драматична, что подчёркивает неотвратимость трагического финала.
8. Основное настроение, тональность стихотворения
Настроение мрачное и трагическое, оно не меняется на протяжении всего произведения. Тональность стихотворения остаётся печальной и тоскливой, что усиливает чувство скорби и неизбежности судьбы.
9. Ведущие лейтмотивы, опорные слова, их передающие
Основными лейтмотивами являются тема вины и смерти. Опорные слова: «тоскуя», «молился», «умер», «скитался» — всё это подчеркивает тяжесть внутреннего состояния Янко и его приближение к смерти.
10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия
Лирический герой — Янко Марнавич, человек, преследуемый собственной виной. Его внутреннее раскрытие происходит через его действия — скитания, молитвы, разговоры с женой и подготовку к смерти. Пушкин показывает героя как человека, сломленного своими ошибками и неспособного найти искупление.
11. Лирические персонажи, их переживания, судьбы
Персонажи стихотворения включают самого Янко, его жену и Кирилу, его погибшего друга. Основное внимание уделяется переживаниям Янко, его глубокой внутренней трагедии и тоске. Жена играет роль свидетеля его мучений, а Кирила является жертвой, чья судьба изменила жизнь Янко.
12. Столкновение или соединение различных уровней сознания
В стихотворении происходит столкновение реального и духовного уровней сознания. Янко одновременно находится в мире реальности, но его внутренний мир охвачен воспоминаниями о трагедии, что не даёт ему покоя даже перед смертью.
13. Позиция автора
Позиция Пушкина — элегическая грусть. Он с сочувствием изображает Янко, подчеркивая трагизм его судьбы и внутренней борьбы.
14. Музыка стихотворения
Стихотворение обладает плавной, медитативной музыкальностью. Медленный ритм подчёркивает трагическую тональность и переживания героя.
15. Ритм, размер
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, что создаёт ритмическое равновесие и подчёркивает драматическую составляющую баллады.
16. Рифмовка, характер рифм
Рифмовка перекрёстная (абаб), с точными рифмами. Это создаёт чёткость и гармонию в звуке, что подчёркивает напряжённость и структурированность повествования.
17. Лексика. Языковые выразительные средства
В стихотворении используются эпитеты («пьяная рука», «ужаленный змиею»), метафоры («как гайдук бездомный») и сравнения, чтобы передать страдания и внутренний мир Янко.
18. Поэтический синтаксис
Синтаксис насыщен сложными конструкциями, повторами и восклицаниями, что придаёт стихотворению драматизм и выразительность.
19. Звукопись. Фонетическая окраска стиха
Звукопись помогает создать ощущение тягучести и печали. Звуки «р», «с» и «т» в ряде строк создают эффект тревожной атмосферы и внутреннего беспокойства героя.
20. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа
Идея стихотворения — неизбежность расплаты за ошибки, чувство вины, которое не отпускает человека, даже если он не хотел совершить преступление. Пушкин подчёркивает, что внутренние страдания могут оказаться сильнее внешних обстоятельств.
21. Отзывы критиков о стихотворении
Критики отмечали фольклорные мотивы в «Янко Марнавиче», а также умение Пушкина передать психологизм через простую и драматичную балладную форму.
22. Звучание стихотворения в наши дни
Сегодня стихотворение воспринимается как глубокая трагедия, затрагивающая вечные темы вины, прощения и человеческой слабости.