Анализ стихотворения Н. С. Гумилёва «Жираф»

Cart klass
Класс
7
Cart ocenka
Оценка
Cart slov
Кол-во слов:
Cart check
Работа проверена учителем
Да

Краткий

1. Автор и название стихотворения. История создания.

Автор стихотворения — Николай Степанович Гумилёв. Название — «Жираф». Стихотворение написано в 1910 году и входит в сборник «Чужая звезда». Оно может быть связано с впечатлениями Гумилёва от путешествий, а также отражает его интерес к экзотическим темам и символам. Стихотворение посвящено внутреннему состоянию человека и его восприятию мира.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Жанр.

Жанр — лирическая поэзия с элементами символизма. Это позволяет автору выразить глубокие эмоциональные переживания через образы и метафоры. Лирическая природа стихотворения создаёт личностный контакт между лирическим героем и читателем.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Тема стихотворения.

Тема стихотворения — это контраст между реальностью и мечтой, а также утрата надежды. Лирический герой пытается отвлечь любимую женщину от её горечи и печали, рассказывая о прекрасном и экзотическом жирафе, который бродит на озере Чад. Стихотворение посвящено внутреннему конфликту человека, стремящегося к красоте и счастью, но сталкивающегося с печалью и недоверием.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Настроение стихотворения.

В стихотворении царит меланхоличное и ностальгическое настроение. Оно меняется от печали к надежде, когда лирический герой описывает жирафа и его красоту, но в конечном итоге возвращается к ощущению утраты. Стихотворение проникнуто чувством горечи, тоски и стремления к чему-то прекрасному.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Настроение выражается через слова, описывающие жирафа и экзотические пейзажи, контрастирующие с печалью лирического героя и его собеседника: «грустен твой взгляд», «ты верить не хочешь».

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Композиция (построение) стихотворения.

Стихотворение можно разделить на три части:

  Добавить текст Вернуть оригинал

В первой части описывается состояние женщины и жирафа, который бродит на озере Чад.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Во второй части лирический герой пытается рассказать о чудесах, которые видит на земле, но сталкивается с недоверием.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В третьей части герой возвращается к жирафу и заканчивает стихотворение на ноте надежды, но с ощущением утраты.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Картины, которые представляются: экзотический жираф на фоне прекрасного озера, контрастирующего с серостью и печалью жизни.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. Размер и рифма стихотворения.

Стихотворение написано ямбом. Рифмовка перекрёстная (ABAB), что придаёт тексту ритмичность:

  Добавить текст Вернуть оригинал

«грустен — взгляд»,

«Чад — бродит»,

«дана — узор».

Чёткий ритм и рифма создают музыкальность и плавность текста.

  Добавить текст Вернуть оригинал

7. Идея стихотворения.

Идея стихотворения заключается в том, что человек стремится к красоте и гармонии, но сталкивается с реальностью и печалью. Образ жирафа становится символом недостижимой мечты, на фоне которой раскрываются внутренние переживания и тоска лирического героя.

  Добавить текст Вернуть оригинал

8. Личные впечатления от стихотворения.

Стихотворение производит впечатление глубокой эмоциональности и символизма. Гумилёв мастерски использует образы, чтобы передать чувства и переживания. Образ жирафа вызывает восхищение и надежду, но также и осознание недоступности этой красоты в реальной жизни.

  Добавить текст Вернуть оригинал

 

Подробный

1. Дата написания и публикации.

Стихотворение «Жираф» было написано в 1910 году и опубликовано в сборнике «Чужая звезда». Это время характеризуется интересом Гумилёва к экзотическим темам, что отразилось в этом произведении.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Место, занимаемое в творчестве поэта.

«Жираф» занимает важное место в творчестве Н. С. Гумилёва как пример его поэзии, связанной с символизмом и экзотикой. Гумилёв часто использовал образы далеких стран и животных, чтобы передать сложные чувства и переживания, связанные с человеческой душой.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Творческая история. Выбор жанра.

Стихотворение относится к жанру лирической поэзии с элементами символизма. Выбор жанра позволяет Гумилёву использовать образ жирафа как символ утраченной красоты и мечты, а также передать эмоциональное состояние лирического героя.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Основная тема.

Основная тема стихотворения — это контраст между красотой экзотического жирафа и печалью лирического героя. Он пытается отвлечь своего собеседника от уныния, рассказывая о жирафе, который бродит по озеру Чад, и о чудесах, которые видит земля. Стихотворение поднимает вопросы о надежде, мечте и печали.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Смысл названия.

Название «Жираф» акцентирует внимание на экзотическом образе, который становится символом недостижимой мечты и красоты. Жираф олицетворяет идеал, к которому стремится лирический герой, пытаясь вдохновить собеседника на веру в лучшее.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. Лирический сюжет и его движение.

Лирический сюжет строится на попытке героя отвлечь свою собеседницу от грусти, описывая жирафа и его грациозность. Сюжет движется от описания печали к образу жирафа и обратно к внутреннему состоянию героини, которая не может отвлечься от своей тоски.

  Добавить текст Вернуть оригинал

7. Композиция.

Стихотворение можно разделить на несколько частей:

  Добавить текст Вернуть оригинал

Введение — описание состояния собеседницы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Описание жирафа и его красоты.

Попытка рассказать о чудесах, связанных с жирафом и экзотическими странами.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Возвращение к печали героини, которая не хочет верить в красоту и мечты.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Эти части создают контраст между мечтой и реальностью.

  Добавить текст Вернуть оригинал

8. Основное настроение, тональность стихотворения.

Настроение стихотворения — меланхоличное и мечтательное. Оно меняется от печали к надежде, когда лирический герой описывает красоту жирафа, но в итоге возвращается к ощущению утраты. Тональность стихотворения сочетает ностальгию и стремление к красоте.

  Добавить текст Вернуть оригинал

9. Ведущие лейтмотивы, опорные слова, их передающие.

Лейтмотивы стихотворения — это мечта, красота, печаль и надежда. Опорные слова: «грустен», «жираф», «грациозная», «нега», «чудесного», «тропический сад». Эти слова подчеркивают контраст между внутренним состоянием героя и красотой окружающего мира.

  Добавить текст Вернуть оригинал

10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия.

Лирический герой — наблюдатель, который пытается помочь своей собеседнице справиться с печалью. Он проявляет свою индивидуальность через образы, которые использует, чтобы вызвать у неё эмоции и показать красоту мира. Самораскрытие происходит через описание жирафа и его привлекательности.

  Добавить текст Вернуть оригинал

11. Лирические персонажи, их переживания, судьбы.

Лирические персонажи — это лирический герой и его собеседница. Герой стремится вызвать у неё радость и надежду, а она, в свою очередь, погружена в печаль и недоверие к красоте жизни. Их переживания показывают конфликт между мечтой и реальностью.

  Добавить текст Вернуть оригинал

12. Столкновение или соединение различных уровней сознания.

В стихотворении происходит столкновение между внутренним миром собеседницы, которая не хочет верить в чудеса, и внешним миром, который представлен образом жирафа. Это конфликт между мечтой и печалью, надеждой и унынием.

  Добавить текст Вернуть оригинал

13. Позиция автора.

Позиция автора выражена в стремлении показать, что красота и мечта могут противостоять унынию. Гумилёв восхищается природой и экзотикой, но также осознаёт печаль и разочарование, которые испытывает его персонаж.

  Добавить текст Вернуть оригинал

14. Музыка стихотворения.

Музыка стихотворения мелодична и плавная, что подчеркивает его мечтательное настроение. Ритм и рифма создают гармонию, а звуковые повторы усиливают атмосферу лёгкости и красоты.

  Добавить текст Вернуть оригинал

15. Ритм, размер.

Стихотворение написано ямбом, что придаёт ему ритмичность и мелодичность. Четкий ритм соответствует динамике и эмоциональному содержанию.

  Добавить текст Вернуть оригинал

16. Рифмовка, характер рифм.

Рифмовка в стихотворении перекрёстная (ABAB), рифмы точные:

  Добавить текст Вернуть оригинал

«взгляд — Чад»,

«тонки — жираф»,

«дана — узор».

17. Лексика. Языковые выразительные средства.

Гумилёв использует яркие эпитеты и метафоры, создавая образы экзотики и красоты. Например, «волшебный узор», «грациозная стройность». Это придаёт тексту выразительность и насыщенность.

  Добавить текст Вернуть оригинал

18. Поэтический синтаксис.

Синтаксис в стихотворении плавный, что создаёт ощущение течения времени и лёгкости. Часто используются сложные конструкции и инверсии, что усиливает поэтическое звучание.

  Добавить текст Вернуть оригинал

19. Звукопись. Фонетическая окраска стиха.

Звукопись стихотворения мелодична. Повторы мягких согласных и гласных создают атмосферу нежности и гармонии: «блестят», «жираф», «парусам».

  Добавить текст Вернуть оригинал

20. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа.

Идея стихотворения заключается в том, что красота и мечта могут помочь справиться с печалью и недоверием. Образ жирафа символизирует недостижимую мечту, которая вдохновляет, но также осознаёт трудности реальной жизни.

  Добавить текст Вернуть оригинал

21. Отзывы критиков о стихотворении.

Критики отмечают, что Гумилёв мастерски использует экзотические образы для передачи глубоких чувств. Стихотворение воспринимается как прекрасный образец символистской поэзии, где красота становится противоядием для тоски.

  Добавить текст Вернуть оригинал

22. Звучание стихотворения в наши дни.

Стихотворение остаётся актуальным благодаря универсальности тем мечты и стремления к красоте. Оно напоминает читателю о важности веры в чудеса и красоты жизни, что делает его значимым и для современного читателя.

  Добавить текст Вернуть оригинал
Скачать ответ

Анализ стихотворения на схожие темы

Решебники по другим предметам