Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом...»

Cart klass
Класс
7
Cart ocenka
Оценка
Cart slov
Кол-во слов:
Cart check
Работа проверена учителем
Да

Краткий

1. Автор и название стихотворения. История создания.

Автор стихотворения — Николай Алексеевич Некрасов, название — «Вчерашний день, часу в шестом…». Стихотворение было написано в 1848 году, в разгар репрессивной эпохи, когда жестокость к крестьянам и их угнетение были повсеместными. Некрасов, глубоко сочувствующий судьбе простых людей, использовал это произведение, чтобы обратить внимание на социальную несправедливость и насилие, которое терпели крестьяне, особенно женщины.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Жанр.

Стихотворение относится к жанру лирической миниатюры или социальной лирики. Этот жанр позволяет автору выразить свои глубокие личные переживания, связанные с общественными проблемами, через краткие, но насыщенные эмоциями строки. В данном случае — это протест против жестокого обращения с крестьянами.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Тема стихотворения.

Основная тема стихотворения — жестокое обращение с крестьянками, несправедливость и страдания народа. Некрасов рассказывает о сцене, когда молодую крестьянку публично били кнутом, что символизирует насилие и унижение, которые терпят женщины в феодальной России. В стихотворении лирический герой связывает это событие с Музой, подчеркивая, что боль народа — это и его личная боль.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Настроение стихотворения.

В стихотворении царит тягостное и трагическое настроение. Оно не меняется на протяжении всего произведения, создавая ощущение безысходности и глубокой печали. Автор проникнут чувством сострадания и гнева по отношению к несправедливости и страданиям, которые терпит женщина.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Настроение выражается через использование образов страдающей крестьянки, через описание беззвучных страданий, когда она не издаёт ни звука, и только кнут свистит, играя над её телом. Автор использует слова «сестра твоя родная», обращаясь к Музе, чтобы подчеркнуть общность между женщинами, страдающими в обществе, и творческой сущностью поэта.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Композиция (построение) стихотворения.

Стихотворение состоит из одной части, так как оно краткое и концентрированное на одном событии — избиении женщины кнутом. Автор сразу же погружает читателя в центр события — сцену на площади, затем связывает её с размышлениями о социальной несправедливости и роли поэзии.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Картины, которые представляются: площадь, где крестьянку бьют кнутом, она молча терпит страдания, зрители вокруг, сам поэт наблюдает за происходящим. В этом коротком описании Некрасов создаёт образ унижения и человеческого страдания.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Средства выразительности:

Метафоры: «бич свистел, играя» — бич, как будто беззаботно, символизирует бездушную власть, наносящую страдания.

Олицетворение: автор наделяет бич человеческими чертами — «играет», тем самым подчеркивая безразличие к человеческому страданию.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Сравнение: обращение к Музе как к «сестре» крестьянки символизирует близость между искусством и страдающим народом.

Эпитеты: «крестьянка молодая» — подчеркивает, что страдают и молодые, беззащитные женщины.

Обращение: «Гляди! Сестра твоя родная!» — эмоциональный призыв к Музе, который усиливает драматизм и напряжённость.

6. Размер и рифма стихотворения.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с чередующейся рифмовкой (АВАВ). Это создаёт плавность и ритмичность, несмотря на драматическое содержание, придавая произведению лирическую окраску.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Пример рифмовки:

«Вчерашний день, часу в шестом...» (А)

«Зашел я на Сенную...» (В)

«Там били женщину кнутом...» (А)

«Крестьянку молодую...» (В)

7. Идея стихотворения.

Основная мысль стихотворения заключается в обличении социальной несправедливости и страданий простого народа, особенно крестьянок, которые подвергаются жестоким наказаниям. Некрасов показывает, что поэзия должна быть связана с болью и страданиями народа. Музе, как символу творчества, тоже принадлежит эта боль — крестьянка, подвергающаяся наказанию, становится её «родной сестрой».

  Добавить текст Вернуть оригинал

8. Личные впечатления от стихотворения.

Стихотворение оставляет глубокое эмоциональное впечатление. Оно короткое, но наполнено драматизмом и трагичностью. Образ безмолвной крестьянки, терпящей наказание, вызывает чувство сострадания и гнева по отношению к системе, которая допускает такие жестокости. Стихотворение отражает мощное протестное настроение Некрасова и его стремление защитить угнетённых, что делает его актуальным и в наши дни.

  Добавить текст Вернуть оригинал

 

Подробный

1. Дата написания и публикации.

Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» написано Николаем Алексеевичем Некрасовым в 1848 году. Этот период в России ознаменован общественными потрясениями и усилением репрессивных мер против крестьянства. Поэт был свидетелем многих социальных несправедливостей, что нашло отражение в его творчестве.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Место, занимаемое в творчестве поэта.

Это стихотворение отражает социально-критическое направление в творчестве Некрасова. Поэт был известен своей борьбой за права крестьян и острым вниманием к проблемам народа. Стихотворение является примером его социальной поэзии, которая обличала несправедливость и страдания простых людей.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Творческая история. Выбор жанра.

Стихотворение относится к жанру социальной лирики, где личные переживания автора сочетаются с осуждением социальной несправедливости. Некрасов использует этот жанр, чтобы передать своё возмущение по поводу жестокости, с которой обращались с крестьянами, особенно с женщинами.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Основная тема.

Основная тема стихотворения — жестокое обращение с крестьянками, общественное равнодушие и страдания народа. Автор описывает конкретный случай — избиение молодой крестьянки кнутом на Сенной площади, подчёркивая, что подобные ситуации являются частью повседневной жизни и показывают глубину несправедливости.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Смысл названия.

Название стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом...» подчеркивает конкретность момента и непосредственность впечатления, которое автор получил от увиденного. Это не отвлечённое размышление, а реальное событие, произошедшее в определённое время и оставившее глубокий след в памяти поэта.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. Лирический сюжет и его движение.

Сюжет строится вокруг наблюдения лирическим героем за избиением крестьянки. Автор приходит на Сенную площадь и становится свидетелем жестокого наказания женщины. Его внутренний отклик — это протест и обращение к своей Музе, которой он напоминает, что её обязанность — отражать страдания народа. Сюжет движется от внешнего наблюдения к внутреннему переживанию и осознанию.

  Добавить текст Вернуть оригинал

7. Композиция.

Стихотворение состоит из одной части, где с помощью короткого, лаконичного описания передаётся глубокая трагедия. Оно начинается с описания конкретного события — избиения, и завершается философским осмыслением того, что Музе, как символу творчества, тоже принадлежит боль народа.

  Добавить текст Вернуть оригинал

8. Основное настроение, тональность стихотворения.

Настроение стихотворения — трагическое, исполненное сострадания и возмущения. Некрасов выражает сочувствие страданиям женщины и одновременно гнев по отношению к обществу, допускающему такую жестокость.

  Добавить текст Вернуть оригинал

9. Ведущие лейтмотивы, опорные слова, их передающие.

Главный лейтмотив стихотворения — страдание крестьянки и беспомощность перед жестокостью власти. Опорные слова: «били кнутом», «крестьянка молодая», «ни звука из ее груди», «бич свистел, играя» — все они подчёркивают жестокость ситуации и физические страдания женщины.

  Добавить текст Вернуть оригинал

10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия.

Лирический герой — это сам поэт, который выступает свидетелем и хроникёром жестокости. Он показывает свою эмоциональную вовлечённость через обращение к Музе, связывая искусство с социальной реальностью и показывая, что поэзия не может быть безразличной к страданиям народа.

  Добавить текст Вернуть оригинал

11. Лирические персонажи, их переживания, судьбы.

Главным лирическим персонажем является крестьянка, которая молча терпит избиение. Её образ воплощает страдания и покорность угнетённых женщин в России. Она не выражает боли вслух, но её молчание говорит о глубине её страданий и о том, что это не единичный случай, а системное явление.

  Добавить текст Вернуть оригинал

12. Столкновение или соединение различных уровней сознания.

В стихотворении происходит столкновение личного сознания поэта с реальностью общественной жестокости. Он осознаёт, что его Муза, символ поэзии, не может быть безучастной к страданиям народа, и это осознание соединяет его творческую миссию с социальной ответственностью.

  Добавить текст Вернуть оригинал

13. Позиция автора.

Позиция автора выражена в негодовании и осуждении жестокости власти и общественного равнодушия. Некрасов осуждает общество, которое позволяет подобные проявления насилия, и выражает глубокую печаль и сострадание по отношению к страдающим крестьянам.

  Добавить текст Вернуть оригинал

14. Музыка стихотворения.

Музыка стихотворения драматическая, напряжённая. Стилистика стихотворения передаёт трагическую атмосферу и создаёт ощущение тяжести происходящего.

  Добавить текст Вернуть оригинал

15. Ритм, размер.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с чередующейся рифмовкой (АВАВ). Это создаёт плавный, но трагичный ритм, который подчёркивает драматичность описываемой сцены.

  Добавить текст Вернуть оригинал

16. Рифмовка, характер рифм.

Рифмовка в стихотворении перекрёстная:

«Вчерашний день, часу в шестом…» (А)

«Зашел я на Сенную…» (В)

«Там били женщину кнутом…» (А)

«Крестьянку молодую…» (В)

Рифмы носят плавный, но строгий характер, что подчеркивает общую тональность стиха.

  Добавить текст Вернуть оригинал

17. Лексика. Языковые выразительные средства.

Лексика стихотворения подчёркнуто простая и лаконичная, что делает акцент на жестокости ситуации. Средства выразительности:

  Добавить текст Вернуть оригинал

Метафора: «бич свистел, играя» — бич представлен как живое существо, что усиливает ощущение жестокости.

Олицетворение: обращение к Музе как к сестре крестьянки подчёркивает связь искусства с реальной жизнью.

Эпитеты: «крестьянка молодая» — подчеркивает беспомощность женщины.

18. Поэтический синтаксис.

Синтаксис стихотворения прост, фразы короткие, что делает акцент на событийности и придаёт произведению особую напряжённость.

  Добавить текст Вернуть оригинал

19. Звукопись. Фонетическая окраска стиха.

Звукопись стихотворения создаёт атмосферу трагизма. Повторы звуков и использование аллитераций, например, в строках «бич свистел, играя», подчёркивают динамику и ритм события.

  Добавить текст Вернуть оригинал

20. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа.

Основная идея стихотворения заключается в осуждении социальной несправедливости, насилия и жестокости по отношению к крестьянкам, а также в призыве к поэтам и искусству не оставаться равнодушными к страданиям народа.

  Добавить текст Вернуть оригинал

21. Отзывы критиков о стихотворении.

Критики отмечают, что стихотворение является примером социальной лирики Некрасова, которая отражает его глубокую приверженность защите прав угнетённых. Оно высоко ценится за простоту формы и эмоциональную глубину, которую поэт передаёт через краткость и точность образов.

  Добавить текст Вернуть оригинал

22. Звучание стихотворения в наши дни.

Стихотворение остаётся актуальным и сегодня, так как поднимает темы социальной несправедливости и женского страдания, которые всё ещё существуют в современном мире. Оно напоминает о необходимости бороться с несправедливостью и неравнодушии искусства к реальной жизни народа.

  Добавить текст Вернуть оригинал
Скачать ответ

Анализ стихотворения на схожие темы

Решебники по другим предметам