Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Морская царевна»

Cart klass
Класс
7
Cart ocenka
Оценка
Cart slov
Кол-во слов:
Cart check
Работа проверена учителем
Да

Краткий

1. Автор и название стихотворения. История создания.

Автор стихотворения — Михаил Юрьевич Лермонтов. Стихотворение называется «Морская царевна». Точное время написания стихотворения не установлено, однако оно относится к позднему периоду творчества Лермонтова. Тема стихотворения связана с романтическим сюжетом, основанным на народных преданиях и сказках. Оно не адресовано кому-то конкретному, но в нем выражается традиционная для Лермонтова тоска по недосягаемым мечтам и разочарование в реальности.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Жанр стихотворения.

Жанр стихотворения можно определить как баллада, так как оно содержит ярко выраженный сюжет, где действие происходит в фантастическом или сказочном мире, и в основе лежит драматическая развязка с элементами фольклора.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Тема стихотворения.

Тема стихотворения — встреча человека с неведомым миром природы и фантазии, и трагическая развязка такой встречи. Лирическим героем является царевич — отважный витязь, который неожиданно сталкивается с загадочной морской царевной. Он видит в ней нечто волшебное и притягательное, но реальность оказывается обманчивой. Стихотворение посвящено взаимодействию человека с миром мифологических существ и показу, что обманчивость внешнего может привести к разочарованию и трагедии.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Настроение стихотворения.

В стихотворении царит напряженное, загадочное и трагическое настроение. Оно претерпевает изменения на протяжении текста: в начале присутствует загадочность и некая романтика, которая постепенно сменяется тревогой и, наконец, достигает кульминации в виде трагедии. Стихотворение проникнуто чувством непредсказуемости судьбы и разочарования.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Средства выразительности помогают передать настроение: повторяющиеся восклицания царевны ("Царевич! взгляни на меня!") создают ощущение волнующего ожидания, а в финале поэтические образы — «смертельная мгла», «бледные руки» и «непонятный упрек» — погружают в атмосферу трагедии и смерти.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Композиция стихотворения.

Стихотворение можно разделить на три части:

Начало — Царевич купает коня и впервые слышит зов морской царевны. Это момент интриги и завязывания сюжета.

Средняя часть — встреча с царевной и её попытка завлечь царевича. Сюжет развивается, мы видим постепенное вовлечение героя в обман.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Развязка — царевич осознает, что его добыча — это не прекрасная девушка, а морское существо, и конец встречи оказывается трагичным.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Картины, которые представляются: я вижу море, в котором царевич купает коня, таинственные и волшебные образы морской царевны с "синими глазами", а затем — страшную картину умирающего существа с хвостом, покрытым чешуёй, лежащего на золотом песке.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Средства выразительности:

Метафоры: «очи одела смертельная мгла» — передаёт наступление смерти.

Эпитеты: «синие очи», «боевая сильна рука» — подчёркивают выразительность образов.

Олицетворение: «конь фыркает и ушами прядет» — усиливает ощущение живости картины.

Сравнения: «брызги на шее, как жемчуг, дрожат» — создают эффект драгоценности образа царевны.

6. Размер и рифма стихотворения.

Размер стихотворения — хорей, так как оно написано в чередовании ударных и безударных слогов. Пример из текста:

"В море царевич купает коня;
Слышит: «Царевич! взгляни на меня!»"

  Добавить текст Вернуть оригинал

Рифма в стихотворении парная (AABB). Это традиционная для баллады форма, которая помогает удерживать напряжение и последовательность сюжета.

  Добавить текст Вернуть оригинал

7. Идея стихотворения.

Основная мысль стихотворения — иллюзорность и обманчивость внешнего облика, а также предупреждение о том, что встреча с неведомым может обернуться трагедией. Автор через мифологический сюжет пытается показать, что реальность может оказаться суровой и жестокой, несмотря на свои внешние чары. Царевич, погнавшись за красотой, в итоге сталкивается с трагедией, что отражает разочарование и утрату надежд.

  Добавить текст Вернуть оригинал

8. Личные впечатления от стихотворения.

Стихотворение оставляет глубокое впечатление своей мистической атмосферой и трагическим финалом. Сначала оно кажется простой сказкой, но в конце раскрывается настоящая драма — за прекрасным внешним обликом скрывается обман и смерть. Лермонтов мастерски передает через символы и образы ощущение безысходности и неизбежности, что делает стихотворение проникновенным и трогательным.

  Добавить текст Вернуть оригинал

 

Подробный

1. Дата написания и публикации.

Точная дата написания стихотворения «Морская царевна» Михаила Лермонтова не установлена, однако исследователи относят его к периоду зрелого творчества поэта, когда он активно обращался к балладной форме и народным мотивам. Оно было впервые опубликовано в 1840 году.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Место, занимаемое в творчестве поэта.

«Морская царевна» занимает важное место среди произведений Лермонтова, посвященных мифологии, фольклору и романтическим столкновениям человека с потусторонними силами. Это стихотворение продолжает его интерес к теме трагического столкновения человека с неведомыми силами природы и судьбы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Творческая история. Выбор жанра.

Стихотворение написано в жанре баллады, что типично для Лермонтова. Баллада позволяет ему соединить элементы фантастического и романтического с трагическими сюжетами. Этот жанр был выбран для передачи мистической и сказочной атмосферы, которая усиливает драматизм и неожиданную развязку.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Основная тема.

Основная тема стихотворения — встреча человека с фантастическим миром и разочарование от столкновения с реальностью. Лермонтов показывает, как иллюзии и внешняя красота могут скрывать за собой опасность и разрушение.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Смысл названия.

Название «Морская царевна» отражает основного персонажа — мифическое существо, которое привлекает героя. В названии подчёркивается её царский, сказочный статус, но за этой внешней привлекательностью скрывается трагедия.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. Лирический сюжет и его движение.

Сюжет стихотворения основан на встрече царевича с морской царевной, которая пытается соблазнить его и утащить в подводный мир. Царевич, очарованный её внешностью, захватывает её в плен, но в конце осознает, что его добыча — не прекрасная женщина, а морское существо, и эта встреча приводит к трагической развязке.

  Добавить текст Вернуть оригинал

7. Композиция.

Стихотворение состоит из трёх основных частей:

Начало — встреча царевича с царевной.

Развитие — попытка царевича захватить царевну.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Финал — трагическое осознание обмана и разочарование.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Обрамления как такового нет, но композиция четко разделена на части: начало, кульминация и развязка.

  Добавить текст Вернуть оригинал

8. Основное настроение, тональность стихотворения.

Основное настроение — напряжённое, романтически-загадочное с элементами трагедии. Тональность стихотворения меняется от загадочности и соблазна к отчаянию и мрачному разочарованию.

  Добавить текст Вернуть оригинал

9. Ведущие лейтмотивы, опорные слова, их передающие.

Ведущими лейтмотивами являются обманчивость внешности и трагическая неизбежность. Опорные слова: «царевна», «любовь», «коса», «чешуя», «смертельная мгла» — они создают контраст между иллюзией и реальностью.

  Добавить текст Вернуть оригинал

10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия.

Лирическим героем является царевич, его характер раскрывается через действия — он отважен, решителен, но в конце оказывается жертвой собственной доверчивости. Его путь — это движение от соблазна к разочарованию.

  Добавить текст Вернуть оригинал

11. Лирические персонажи, их переживания, судьбы.

Главными персонажами являются царевич и морская царевна. Царевна — соблазнительное мифологическое существо, её переживания выражены через борьбу и мольбу в финале. Судьбы персонажей переплетены в трагическую развязку: царевич покидает разочарованный, а царевна умирает на берегу.

  Добавить текст Вернуть оригинал

12. Столкновение или соединение различных уровней сознания.

Происходит столкновение реального и фантастического, где царевич живет в мире своих иллюзий, а царевна олицетворяет опасность и обман, скрытые за красотой.

  Добавить текст Вернуть оригинал

13. Позиция автора.

Лермонтов выражает грусть и разочарование, характерное для многих его произведений. Он показывает, что внешняя красота и иллюзии часто обманчивы, а мир фантазий приносит лишь страдание.

  Добавить текст Вернуть оригинал

14. Музыка стихотворения.

Музыка стихотворения звучит плавно и мелодично, подчёркивая загадочную атмосферу моря, но к концу становится напряжённой, драматичной, отражая трагедию.

  Добавить текст Вернуть оригинал

15. Ритм, размер.

Стихотворение написано в хореическом размере, что создаёт ритм, напоминающий движение волн и подчеркивающий динамику сюжета.

  Добавить текст Вернуть оригинал

16. Рифмовка, характер рифм.

Рифмовка в стихотворении парная (AABB). Рифмы точные, что придает ритму определённость и структурность.

17. Лексика. Языковые выразительные средства.

Лексика стихотворения полна эпитетов, сравнений, метафор. Например, эпитеты «синие очи», «боевая рука» подчёркивают выразительность персонажей, а метафоры, такие как «очи одела смертельная мгла», создают трагический эффект.

  Добавить текст Вернуть оригинал

18. Поэтический синтаксис.

Синтаксис достаточно прост и линеен, что способствует созданию ясной картины происходящего. Автор использует восклицания и вопросы, чтобы подчеркнуть эмоциональную напряжённость.

  Добавить текст Вернуть оригинал

19. Звукопись. Фонетическая окраска стиха.

В стихотворении используется звукопись для создания музыкальности и ритмичности, особенно в описаниях воды и моря. Например, звуки «п» и «ш» в строках о коне и брызгах воды создают ощущение движения волн.

  Добавить текст Вернуть оригинал

20. Идея стихотворения.

Идея стихотворения заключается в том, что внешняя привлекательность часто бывает обманчивой, и стремление к иллюзиям приводит к разочарованию. Лермонтов выражает свою глубокую печаль по поводу несоответствия мечты и реальности.

  Добавить текст Вернуть оригинал

21. Отзывы критиков о стихотворении.

Критики отмечали, что «Морская царевна» продолжает традиции романтической баллады и успешно передаёт настроение таинственности и трагедии, свойственное фольклорным сюжетам. Лермонтову удалось создать напряжённую атмосферу и использовать элементы мифологии для раскрытия глубоких человеческих чувств.

  Добавить текст Вернуть оригинал

22. Звучание стихотворения в наши дни.

Сегодня стихотворение воспринимается как яркий пример лермонтовской философии, которая актуальна и в современности. Тема иллюзий и разочарований, романтика и трагедия продолжают находить отклик у читателей.

  Добавить текст Вернуть оригинал
Скачать ответ

Анализ стихотворения на схожие темы

Решебники по другим предметам