Краткий
1. Автор и название стихотворения. История создания.
Автор стихотворения — Михаил Юрьевич Лермонтов, оно называется «Что толку жить!.. Без приключений». Стихотворение было написано в 1838 году и отражает философские и пессимистические размышления поэта о жизни, смерти и бессмысленности существования. Оно не было адресовано конкретному человеку, но его содержание показывает личные переживания и мрачные мысли Лермонтова.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Жанр.
Жанр стихотворения — философская лирика, так как оно посвящено размышлениям о смысле жизни, смерти и окружающем обществе. Это глубокое философское рассуждение о человеческой жизни, которая кажется поэту бессмысленной и лишённой истинных ценностей.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Тема стихотворения.
Тема стихотворения — бессмысленность жизни и неизбежность смерти. Лирический герой осознает, что жизнь, полная как событий, так и их отсутствия, не приносит удовлетворения. В тексте также затрагиваются вопросы лицемерия, тщетности человеческих амбиций и неизбежного забвения после смерти. Стихотворение посвящено осознанию мрачных сторон жизни и смерти.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Настроение стихотворения.
В стихотворении царит мрачное, циничное и пессимистическое настроение. Оно не меняется на протяжении стихотворения и остается устойчиво подавляющим. Стихотворение проникнуто чувством разочарования в жизни и стремления к освобождению через смерть. Настроение выражается через саркастические замечания о людях, их лицемерии и о том, как мало значат человеческие усилия в жизни.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Композиция (построение) стихотворения.
Стихотворение можно разделить на две части:
Первая часть (первая половина стихотворения) — размышления о бессмысленности жизни, о том, что она не приносит радости ни с событиями, ни без них. Герой с горечью осознает тщетность человеческих действий.
Добавить текст Вернуть оригиналВторая часть (вторая половина стихотворения) — описание смерти и забвения. Герой цинично говорит о том, как мало значат человеческие похороны, как наследники забудут о покойном и его труде.
Добавить текст Вернуть оригиналКартины, которые представляются: перед глазами возникают образы людей, занятых своими мелочными заботами, лицемерящих друг перед другом, а затем сцены забвения на кладбище, где могилы разрываются, чтобы дать место новым умершим.
Добавить текст Вернуть оригиналСредства выразительности:
Метафоры: «Прекрасно с шумной быть толпою», «ловить венок небренной славы».
Эпитеты: «глупый льстец», «гордая важность», «нежная девица».
Олицетворение: «Конец! Как звучно это слово», смерть представлена как нечто, что приносит освобождение.
Повторы: слово «потом», подчёркивающее постепенность и неизбежность процесса забвения.
6. Размер и рифма стихотворения.
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, что придаёт ему чёткость и ритм, соответствующий философским размышлениям героя. Пример:
Добавить текст Вернуть оригинал"Что толку жить!.. Без приключений
И с приключеньями — тоска."
Рифмовка перекрёстная (ABAB), что создаёт ритмическую гармонию.
7. Идея стихотворения.
Идея стихотворения заключается в том, что жизнь в любом её проявлении, будь то полная событий или лишённая их, не имеет истинного смысла, а смерть — это единственный логический итог, приносящий освобождение. Лермонтов выражает своё разочарование в окружающем мире, где люди лицемерны, а их действия в конечном счёте бессмысленны.
Добавить текст Вернуть оригинал8. Личные впечатления от стихотворения.
Стихотворение производит гнетущее, но философски насыщенное впечатление. Лермонтов мастерски передаёт своё мрачное восприятие жизни, подчёркивая тщетность человеческих усилий и неизбежность смерти.
Добавить текст Вернуть оригинал
Подробный
1. Дата написания и публикации
Стихотворение было написано в 1840 году и впервые опубликовано в 1841 году в сборнике «Стихотворения М. Ю. Лермонтова».
Добавить текст Вернуть оригинал2. Место, занимаемое в творчестве поэта
«Что толку жить!.. Без приключений» занимает важное место в творчестве Лермонтова, так как оно отражает его экзистенциальные размышления о жизни, смерти и смысле существования. Это произведение характеризует личные и философские поиски поэта, его стремление понять глубинные причины человеческого страдания.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Творческая история. Выбор жанра
Стихотворение написано в жанре лирической поэзии. Лермонтов выбрал этот жанр, чтобы выразить свои внутренние переживания и размышления о жизни, предназначении человека и его месте в мире. Это произведение полно горького сарказма и иронии, что характерно для лирики Лермонтова.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Основная тема
Основная тема стихотворения – философские размышления о бессмысленности жизни и неизбежности смерти. Лермонтов рассматривает жизнь как бесконечный круговорот страданий и разочарований, задаваясь вопросами о том, что на самом деле означает существование.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Смысл названия
Название «Что толку жить!.. Без приключений» подчеркивает чувство отчаяния и бессмысленности жизни без значимых событий и эмоций. Слово «приключения» указывает на то, что в жизни не хватает страсти и насыщенности, что приводит к состоянию тоски и апатии.
Добавить текст Вернуть оригинал6. Лирический сюжет и его движение
Лирический сюжет развивается от размышлений о жизни и её бесполезности к осмыслению смерти как единственного освобождения от страданий. Герой поэмы осознает, что даже смерть не обещает ничего нового, а лишь затягивает человека в забвение.
Добавить текст Вернуть оригинал7. Композиция
Стихотворение состоит из нескольких частей, каждая из которых раскрывает разные аспекты жизни и смерти. Обрамление создается через повторяющиеся мотивы и фразы, которые подчеркивают основное настроение и идеи произведения.
Добавить текст Вернуть оригинал8. Основное настроение, тональность стихотворения
Основное настроение – меланхолия и пессимизм. Тональность стихотворения пронизана чувством тоски и безысходности, создавая атмосферу глубокой внутренней борьбы.
Добавить текст Вернуть оригинал9. Ведущие лейтмотивы, опорные слова, их передающие
Ведущие лейтмотивы: жизнь, смерть, тоска, бесполезность. Опорные слова: «жить», «приключения», «смерть», «покой». Эти слова помогают передать основные идеи и эмоции, присущие произведению.
Добавить текст Вернуть оригинал10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия
Лирический герой – это человек, испытывающий глубокую внутреннюю тоску и разочарование. Его самораскрытие происходит через размышления о жизни и смерти, ироничные высказывания и горькие наблюдения о мире. Он предстает как личность, осознавшая бесполезность существования.
Добавить текст Вернуть оригинал11. Лирические персонажи, их переживания, судьбы
Лирическими персонажами являются не только сам герой, но и абстрактные образы людей вокруг него. Они также чувствуют тоску и бессмысленность жизни. Судьбы этих персонажей часто переплетаются с судьбой героя, создавая общее ощущение безысходности.
Добавить текст Вернуть оригинал12. Столкновение или соединение различных уровней сознания
В стихотворении происходит столкновение между внутренними переживаниями героя и окружающей действительностью. Он осознает, что жизнь полна лицемерия и фальши, что создает напряжение между личным опытом и социальными ожиданиями.
Добавить текст Вернуть оригинал13. Позиция автора
Позиция автора пронизана элегической грустью и сарказмом. Лермонтов передает чувства героя с глубокой эмоциональностью, показывая, как трудно человеку найти смысл в жизни и справиться с её неизбежными страданиями.
Добавить текст Вернуть оригинал14. Музыка стихотворения
Музыка стихотворения достигается через ритм, рифму и интонацию. Лермонтов использует мелодичные строки и музыкальные обороты, создавая гармонию и плавность, что усиливает эмоциональную насыщенность текста.
Добавить текст Вернуть оригинал15. Ритм, размер
Стихотворение написано в разном ритме, с использованием ямбического размера, что придает ему легкость и плавность. Ритм варьируется, что отражает эмоциональное состояние героя и динамику сюжета.
Добавить текст Вернуть оригинал16. Рифмовка, характер рифм
Используется перекрестная рифмовка (ABAB) и смежная (AABB), что создает музыкальность и подчеркивает эмоциональную атмосферу произведения.
Добавить текст Вернуть оригинал17. Лексика. Языковые выразительные средства
Лексика стиха разнообразна: от простых слов до метафор и символов. Лермонтов использует эпитеты, метафоры и сравнения, чтобы создать яркие образы и передать эмоции героя.
Добавить текст Вернуть оригинал18. Поэтический синтаксис
Синтаксис стихотворения включает как простые, так и сложносочиненные предложения, что создает ритмическое разнообразие и помогает передать переживания героя. Используются восклицания и риторические вопросы для усиления впечатления.
Добавить текст Вернуть оригинал19. Звукопись. Фонетическая окраска стиха
Звукопись построена на гармонии гласных и согласных, что создает музыкальный эффект. Сочетания звуков, аллитерация и ассонанс усиливают образность и эмоциональность текста.
Добавить текст Вернуть оригинал20. Идея стихотворения
Идея стихотворения заключается в осмыслении жизни и смерти, и в исследовании человеческой тоски и безысходности. Лермонтов показывает, что даже смерть не является окончательным освобождением, а лишь завершающим актом бесконечной трагедии.
Добавить текст Вернуть оригинал21. Отзывы критиков о стихотворении
Критики отмечают глубокую философскую и психологическую направленность стихотворения. Лермонтова хвалят за его способность создавать образы, полные символизма и метафор, что делает его произведение актуальным и значимым в русской литературе.
Добавить текст Вернуть оригинал22. Звучание стихотворения в наши дни
Стихотворение остаётся актуальным и в наши дни, вызывая отклик у читателей, которые переживают схожие чувства. Оно продолжает вдохновлять и заставляет задуматься о природе жизни, смерти и человеческих переживаний, актуальных на протяжении веков.
Добавить текст Вернуть оригинал