Краткий
1. Автор и название стихотворения. История создания
Автор — Гавриил Романович Державин. Название стихотворения — «Река времен в своём стремленьи...». Это стихотворение было написано в 1816 году, ближе к завершению жизни Державина, когда он размышлял о вечности и человеческой судьбе. Оно стало своеобразным итогом его философских размышлений о времени, памяти и бренности земных дел.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Жанр стихотворения
Жанр — философская лирика. В этом произведении поэт рассуждает о быстротечности времени и бренности человеческих дел, что делает его ярким примером философской лирики, затрагивающей тему вечности и неизбежности забвения.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Тема стихотворения
Основная тема — это быстротечность времени и неизбежное забвение всего, что существует на земле: царства, народы, деяния. Лирический герой, которым можно считать самого поэта, размышляет о том, что все человеческие достижения исчезают под натиском времени, и даже самые значительные деяния обречены на исчезновение. Стихотворение посвящено философским размышлениям о неотвратимости забвения и конечности всего земного.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Настроение стихотворения
Настроение стихотворения меланхоличное и задумчивое. Оно остаётся стабильным на протяжении всего текста и не меняется. Лирический герой принимает неизбежность забвения с философским спокойствием. Стихотворение проникнуто чувством смирения перед величием времени и вечности.
Добавить текст Вернуть оригиналНастроение выражается через образ реки времени, которая «топит» все дела людей, символизируя неотвратимость исчезновения.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Композиция
Стихотворение состоит из двух частей:
Первая часть (строки 1–4) — описание реки времени, которая уносит все земные дела и погружает их в забвение.
Вторая часть (строки 5–8) — размышление о том, что даже великие достижения, если и сохраняются в памяти через искусство, всё равно не уйдут от общей судьбы — вечного исчезновения.
Добавить текст Вернуть оригиналКартина реки времени, несущей за собой народы и царей, позволяет представить мощное течение, которое невозможно остановить.
Добавить текст Вернуть оригиналСредства выразительности
Метафора: «река времён» — это время, которое уносит все дела людей.
Эпитеты: «пропасть забвенья» — подчёркивает, что все деяния и достижения человечества неизбежно исчезают в забвении.
Олицетворение: «река уносит», «вечности жерлом пожрётся» — время и вечность наделены способностью «пожирать» и уносить.
Антитеза: «народы, царства и цари» — противопоставление величия и силы царей и государств перед могуществом времени и забвения.
Добавить текст Вернуть оригинал6. Размер и рифма
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой (ABAB). Пример:
Добавить текст Вернуть оригинал"Река времён в своём стремленьи
Уносит все дела людей,
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей."
Этот размер придаёт стихотворению плавность, подчёркивая образ бесконечного течения времени.
Добавить текст Вернуть оригинал7. Идея стихотворения
Основная мысль стихотворения заключается в том, что время сильнее любых человеческих достижений, даже самых значительных. Все, что когда-либо существовало — народы, царства, императоры, их дела — рано или поздно исчезает в забвении. Даже искусство, которое может сохранить память о деяниях, не сможет избежать всеобщего конца и забвения. В конечном итоге всё уходит, и это часть общего мирового порядка.
Добавить текст Вернуть оригинал8. Личные впечатления от стихотворения
Стихотворение производит сильное впечатление благодаря своей простоте и глубине. Через метафору реки времени Державин передаёт ощущение неизбежности забвения, что делает произведение философски насыщенным и созерцательным. Оно побуждает задуматься о том, как быстро проходит время и как важно смирение перед его неумолимой силой.
Добавить текст Вернуть оригинал
Подробный
1. Дата написания и публикации
Стихотворение Гавриила Романовича Державина «Река времён в своём стремленьи...» было написано в 1816 году, в последний период жизни поэта, когда он размышлял о бренности земных дел, времени и вечности.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Место, занимаемое в творчестве поэта
Это стихотворение занимает важное место в философской лирике Державина. Оно подводит итог его размышлениям о неумолимости времени и неизбежности забвения, выступая как глубокое философское рассуждение о судьбе человечества.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Творческая история. Выбор жанра
Жанр стихотворения — философская лирика. Державин использует аллегорию реки времени, чтобы выразить свою мысль о том, что ничто на земле не может устоять перед временем, даже самые великие достижения. Этот выбор жанра позволяет ему говорить о сложных концепциях простым и доступным языком.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Основная тема
Основная тема стихотворения — быстротечность времени и неизбежность забвения. Державин размышляет о том, что все человеческие дела, даже самые великие, рано или поздно исчезают в потоке времени, оставляя после себя лишь кратковременную память, которая в конечном итоге тоже будет уничтожена вечностью.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Смысл названия
Название «Река времён» символизирует неумолимое течение времени, которое поглощает всё на своём пути: народы, царства, царей, дела людей. Река времени — это мощная метафора, подчеркивающая, что всё, что существует, рано или поздно исчезнет в «пропасти забвенья».
Добавить текст Вернуть оригинал6. Лирический сюжет и его движение
Сюжет стихотворения строится на аллегорическом изображении реки времени, которая уносит все человеческие достижения и погружает их в забвение. В первой части описывается уничтожение дел людей, во второй — мысль о том, что даже если что-то остаётся через искусство, это тоже будет поглощено вечностью.
Добавить текст Вернуть оригинал7. Композиция
Стихотворение состоит из двух частей:
Первая часть (строки 1-4) описывает, как река времени уносит всё человеческое в пропасть забвения.
Вторая часть (строки 5-8) добавляет мысль о том, что даже то, что сохраняется через искусство (звуки лиры и трубы), в конечном счёте тоже будет уничтожено.
Добавить текст Вернуть оригиналЭти две части образуют целостную композицию, отражая неизбежность забвения всего сущего.
Добавить текст Вернуть оригинал8. Основное настроение, тональность стихотворения
Настроение стихотворения философское и меланхоличное. Поэт смиренно размышляет о неизбежности забвения, принимая это как часть мирового порядка. Тональность остаётся ровной, без резких эмоциональных всплесков.
Добавить текст Вернуть оригинал9. Ведущие лейтмотивы, опорные слова
Основные лейтмотивы — это время, забвение и вечность. Опорные слова: «река времён», «пропасть забвенья», «вечность», «дела людей», «жерло вечности». Эти слова подчёркивают необратимость процессов времени и конечность любых человеческих усилий.
Добавить текст Вернуть оригинал10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия
Лирический герой стихотворения — это сам поэт, размышляющий о судьбе человечества и своего места в мире. Его самораскрытие происходит через принятие неизбежности исчезновения всего земного. Он осознаёт свою ограниченность перед лицом времени и вечности.
Добавить текст Вернуть оригинал11. Лирические персонажи, их переживания, судьбы
Основные «персонажи» стихотворения — это «народы, царства и цари», которые символизируют величие человеческих дел, но в контексте стихотворения их судьба неизбежна — они исчезнут, как и всё остальное.
Добавить текст Вернуть оригинал12. Столкновение или соединение различных уровней сознания
В стихотворении происходит соединение двух уровней сознания — временного и вечного. Временные дела людей исчезают под натиском вечного времени, что подчёркивает противоречие между человеческими амбициями и неумолимой вечностью.
Добавить текст Вернуть оригинал13. Позиция автора
Позиция автора — это смирение перед вечностью и временем. Державин не выражает негодования или протеста, он с философским спокойствием признаёт неотвратимость забвения и конечности всего земного.
Добавить текст Вернуть оригинал14. Музыка стихотворения
Музыка стихотворения плавная, как течение реки, с тихими философскими нотами. Этот плавный ритм соответствует общей задумчивой тональности текста.
Добавить текст Вернуть оригинал15. Ритм, размер
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмой (ABAB):
Добавить текст Вернуть оригинал"Река времён в своём стремленьи
Уносит все дела людей,
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей."
Этот размер подчёркивает ритмичность и непрерывность течения времени.
Добавить текст Вернуть оригинал16. Рифмовка, характер рифм
Рифмовка перекрёстная (ABAB). Рифмы точные, что придаёт стихотворению гармоничность и завершённость.
Добавить текст Вернуть оригинал17. Лексика. Языковые выразительные средства
Метафора: «река времён» — время представлено в виде мощной реки, которая уносит всё на своём пути.
Эпитеты: «пропасть забвенья», «жерло вечности» — усиливают ощущение неизбежности и трагичности человеческой судьбы.
Олицетворение: время и вечность наделяются способностью «пожирать» человеческие достижения.
18. Поэтический синтаксис
Синтаксис стихотворения лаконичен и ритмичен. Прямые и чёткие фразы подчёркивают ясность мысли и философскую глубину.
Добавить текст Вернуть оригинал19. Звукопись. Фонетическая окраска стиха
Звукопись подчёркивает ритм и течение реки. Использование мягких звуков (р, л, в) создаёт ощущение плавности, что символизирует течение времени.
Добавить текст Вернуть оригинал20. Идея стихотворения
Идея стихотворения заключается в том, что все человеческие дела, как великие, так и малые, неизбежно исчезают под натиском времени и погружаются в забвение. Даже если нечто сохраняется в памяти через искусство, это тоже обречено на исчезновение в контексте вечности.
Добавить текст Вернуть оригинал21. Отзывы критиков о стихотворении
Критики высоко оценивают «Реку времён» как одно из лучших философских стихотворений Державина, в котором поэт мастерски передал ощущение бренности жизни и силы времени. Это произведение стало классикой русской философской поэзии.
Добавить текст Вернуть оригинал22. Звучание стихотворения в наши дни
Стихотворение остаётся актуальным и в наши дни, так как проблема быстротечности времени и конечности человеческой жизни всегда волновала человечество. Оно по-прежнему вызывает отклик у читателей, предлагая задуматься о своём месте во времени и вечности.
Добавить текст Вернуть оригинал