Краткий
1. Автор и название стихотворения. История создания.
Автор стихотворения — Афанасий Афанасьевич Фет. Название — «На дворе не слышно вьюги...». Стихотворение написано в 1870-е годы, в зрелый период творчества Фета, когда он часто обращался к темам домашнего уюта и детства. Это произведение не посвящено конкретному лицу, но оно передаёт тёплую, почти семейную атмосферу.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Жанр стихотворения.
Жанр — бытовая лирика, так как стихотворение описывает простую, повседневную сцену из домашней жизни. Здесь изображена атмосфера вечера, когда ребёнок играет, а няня заботливо наблюдает за ним. Через эту бытовую сцену переданы глубинные эмоциональные переживания.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Тема стихотворения.
Тема стихотворения — это домашний уют, связь поколений и нежность, которая возникает между взрослыми и детьми. Лирический герой — это няня и ребёнок, они представляют собой два разных поколения, но их объединяет нежная забота и взаимопонимание. Стихотворение посвящено семейным взаимоотношениям, тихой радости и заботе.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Настроение стихотворения.
В стихотворении царит тихое, умиротворённое настроение, которое постепенно меняется на печальное к финалу. Оно создаёт ощущение тепла, но с лёгким оттенком грусти, когда няня задумывается и начинает плакать. Стихотворение проникнуто чувством заботы и меланхолии.
Добавить текст Вернуть оригиналНастроение выражается через образы домашнего уюта (прядущая няня, играющий ребёнок), но также через печальные моменты — слёзы няни и мальчика, что создаёт ощущение непостоянства счастья.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Композиция (построение) стихотворения.
Стихотворение можно разделить на две части:
Добавить текст Вернуть оригиналПервая часть (первые три строфы) описывает спокойную и умиротворённую сцену, в которой няня прядёт, а ребёнок играет.
Добавить текст Вернуть оригиналВторая часть (последние три строфы) — это момент печали, когда няня задумывается, начинает плакать, и её настроение передаётся ребёнку.
Добавить текст Вернуть оригиналКартины, которые видятся: вечер в доме, тихо горящая свеча, няня и ребёнок, уютная домашняя сцена. Затем возникает момент душевного смятения няни, который передаётся ребёнку.
Добавить текст Вернуть оригинал6. Размер и рифма стихотворения.
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, с перекрёстной рифмой (ABAB):
Добавить текст Вернуть оригинал«вьюги – пар»,
«остыла – самовар»,
«видит – прядет»,
«пощиплет – отведет».
Размер и рифма поддерживают плавное и мелодичное течение стихотворения, создавая ощущение спокойствия и уюта.
Добавить текст Вернуть оригинал7. Идея стихотворения.
Основная мысль стихотворения заключается в том, что моменты домашнего уюта и заботы о ребёнке связаны с глубокими эмоциональными переживаниями и воспоминаниями. Автор подчёркивает, как важно ценить такие мгновения, несмотря на то, что они часто пронизаны лёгкой грустью и осознанием быстротечности жизни.
Добавить текст Вернуть оригинал8. Личные впечатления от стихотворения.
Стихотворение создаёт трогательное впечатление благодаря своей простоте и глубине. В нём чувствуется спокойствие и нежность, но также — скрытая печаль. Особенно впечатляет, как автор передаёт настроение через детали домашней обстановки и взаимоотношения между нянею и ребёнком.
Добавить текст Вернуть оригинал
Подробный
1. Дата написания и публикации.
Стихотворение было написано в 1870-е годы. Публикация произошла в сборниках лирики Фета, где он уделял внимание изображениям семейных и бытовых сцен. Это стихотворение отражает поэтическую манеру Фета, придававшего значимость малым повседневным моментам.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Место, занимаемое в творчестве поэта.
Это стихотворение занимает место в цикле лирики, посвящённой изображению семейных и бытовых сцен. В позднем творчестве Фета часто встречаются картины спокойного домашнего уюта, что демонстрирует его стремление к осмыслению тишины и меланхолии жизни.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Творческая история. Выбор жанра.
Стихотворение относится к жанру бытовой лирики. В нём поэт изображает сцену из повседневной жизни, подчёркивая её эмоциональную глубину через изображение няни и ребёнка. Жанр выбран для передачи тёплого домашнего уюта и спокойствия, что свойственно поздней лирике Фета.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Основная тема.
Тема стихотворения — это бытовая жизнь, семейные отношения, связь поколений и скрытая печаль, возникающая в контексте уюта и тишины. Лирический герой (няня) выражает одновременно нежность и грусть, глядя на ребёнка, осознавая скоротечность времени. Стихотворение посвящено эмоциональной глубине простой бытовой сцены.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Смысл названия.
Название стихотворения «На дворе не слышно вьюги...» подчёркивает тихий и спокойный характер внешнего мира, который контрастирует с внутренними переживаниями героев. Вьюга, не ощущаемая за окном, символизирует тишину и покой, но также намекает на скрытые эмоции, готовые прорваться.
Добавить текст Вернуть оригинал6. Лирический сюжет и его движение.
Лирический сюжет развивается от изображения спокойной домашней сцены к проявлению внутренней печали няни. Сначала описываются безмятежные действия няни, прядущей нитки, и игра ребёнка. Затем няня внезапно задумывается, её настроение меняется, и она плачет. Ребёнок, наблюдая за няней, тоже начинает плакать. Сюжет движется от умиротворённого уюта к внутреннему смятению.
Добавить текст Вернуть оригинал7. Композиция.
Стихотворение состоит из двух частей:
Первая часть (первые три строфы) описывает спокойную сцену в доме — няня прядёт, ребёнок играет.
Добавить текст Вернуть оригиналВторая часть (последние три строфы) показывает смену настроения няни: она задумывается, снимает нагар со свечи, начинает плакать, что отражает её внутренние переживания.
Добавить текст Вернуть оригиналКомпозиция строится на контрасте между внешним спокойствием и внутренним эмоциональным сдвигом.
Добавить текст Вернуть оригинал8. Основное настроение, тональность стихотворения.
Основное настроение стихотворения — тихое и меланхоличное. В начале царит спокойствие и умиротворение, но к концу стихотворения настроение меняется на более грустное, с оттенком печали и внутренней тревоги.
Добавить текст Вернуть оригинал9. Ведущие лейтмотивы, опорные слова, их передающие.
Лейтмотивы — это уют, забота и печаль. Опорные слова: «няня старая», «смолк шумливый самовар», «прекрасный малютка», «вот заплакала», «дитя моё». Эти слова подчёркивают как уютную домашнюю обстановку, так и скрытую грусть.
Добавить текст Вернуть оригинал10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия.
Лирический герой — это няня. Она раскрывается через свои действия: она заботится о ребёнке, наблюдает за ним, но при этом начинает испытывать глубокую печаль, которая выражается через её слёзы. Няня передаёт свою внутреннюю грусть через заботу о ребёнке.
Добавить текст Вернуть оригинал11. Лирические персонажи, их переживания, судьбы.
Лирическими персонажами являются няня и ребёнок. Няня переживает глубинные чувства, связанные с наблюдением за малышом, что вызывает у неё печальные размышления. Ребёнок, в свою очередь, интуитивно чувствует её настроение и начинает плакать.
Добавить текст Вернуть оригинал12. Столкновение или соединение различных уровней сознания.
В стихотворении происходит столкновение двух уровней: внешний мир спокойствия и уютной домашней обстановки противопоставлен внутренним эмоциональным переживаниям няни. Эти уровни соединяются через эмоциональное взаимодействие между няней и ребёнком.
Добавить текст Вернуть оригинал13. Позиция автора.
Позиция автора выражена в тихом восхищении перед простыми бытовыми сценами, которые наполнены скрытой эмоциональной глубиной. Фет изображает тонкую связь между внешним и внутренним миром, подчёркивая меланхолическую сторону жизни.
Добавить текст Вернуть оригинал14. Музыка стихотворения.
Музыка стихотворения спокойная, размеренная. Ритм плавный, как и сама сцена, что создаёт атмосферу уюта и тишины.
Добавить текст Вернуть оригинал15. Ритм, размер.
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, что придаёт ему плавность и музыкальность, подчёркивая спокойствие и размеренность событий.
Добавить текст Вернуть оригинал16. Рифмовка, характер рифм.
Рифмовка перекрёстная (ABAB), рифмы точные:
Добавить текст Вернуть оригинал«вьюги – пар»,
«остыла – самовар»,
«видит – прядет»,
«пощиплет – отведет».
17. Лексика. Языковые выразительные средства.
Фет использует простую, но выразительную лексику, которая передаёт атмосферу уюта и внутренней грусти. Используются эпитеты («туманный пар», «шумливый самовар», «прекрасный малютка»), олицетворения («самовар смолк», «няня смотрит»), что помогает создать образ домашнего спокойствия и нежности.
Добавить текст Вернуть оригинал18. Поэтический синтаксис.
Синтаксис стихотворения плавный и гармоничный. В нём присутствуют диалоги, что усиливает ощущение естественности бытовой сцены. Также используются инверсии, например, «мочку левую пощиплет».
Добавить текст Вернуть оригинал19. Звукопись. Фонетическая окраска стиха.
Звукопись подчёркивает умиротворённое настроение стихотворения. Использование мягких согласных, таких как «л», «н», «м», придаёт стихотворению мелодичность и спокойствие, создавая ощущение тишины.
Добавить текст Вернуть оригинал20. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа.
Основная идея стихотворения заключается в том, что даже в тишине и спокойствии бытовой жизни скрыты глубокие эмоциональные переживания. Фет показывает, как через простые действия, такие как прядение или игра ребёнка, можно передать тонкие эмоциональные состояния, такие как печаль и нежность.
Добавить текст Вернуть оригинал21. Отзывы критиков о стихотворении.
Критики отмечают, что Фет мастерски передаёт атмосферу тишины и уюта, умело сочетая внешнее спокойствие с внутренними переживаниями. Особое внимание уделяется тому, как Фет использует бытовые сцены для выражения сложных эмоциональных состояний.
Добавить текст Вернуть оригинал22. Звучание стихотворения в наши дни.
В наши дни стихотворение продолжает звучать актуально, так как тема семейных и бытовых отношений, заботы о детях и скрытой печали остаётся близкой и понятной современному читателю. Оно напоминает о важности момента и о скрытой красоте повседневных вещей.
Добавить текст Вернуть оригинал